Можно жить отдельно, но оказывать ему опреде-
ленную материальную помощь.
4, Можно просто выставить его из дому, если он
является взрослым по возрасту и т.п._________
После того, как родители решили, что именно они хотят сделать, пусть устроят “очную ставку” с ребенком и сначала скажут ему, чего они хотят, а затем - что сделают, если не получат желаемого к определенному сроку.
После того, как установленный срок подошел, сделать все, что обещали без спектаклей, чувства вины и сомнений.
После того, как произошло разъединение, очень важно соблюдать два условия:
Первое. Сохранять уверенность в своей правотеи, несмотря на давление детей и общественного мнения, держаться твердо, но без напряжения.
Второе. В любом случае, если ребенок остался
доволен тем, что живет не дома, и если он будет
не так уж доволен разрывом отношений и начнет
просить о примирении, посоветуйтесь со своим
внутренним Я. Вы имеете полное право как
оставаться врозь, так и сойтись вновь, и в зави
симости от внутреннего ответа - примите
единственно правильное решение. _
А что потом?
Последнее занятие провести в форме дружеской, непринужденной беседы с родителями. Уточнить, установились ли уже хорошие отношения с их детьми. Вспомните, как родители боялись, что если перестать контролировать жизнь ребенка, то дети отобьются от рук; что они будут злиться, не признавать своих родителей. Обратить внимание на то, что теперь дети стали менее распущенными, более ответственными, они чувствуют себя ближе к родителям.
Предложить и далее поддерживать сформированную на занятиях установку:
Воспринимать ребенка как человека, заслуживающе-
го доверия и отвечающего за свои поступки.______
Ответить на возникшие в процессе занятий вопросы.
__ Закончить занятие внушением:_________________
А теперь устройтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Пройдитесь мысленно по всем занятиям в группе (пауза до 10 минут).
Удерживая ощущение расслабления, постепенно расширяйте состояние покоя и расслабления так, чтобы Ваши проблемы с ребенком как бы сжались, стали выглядеть решаемыми. Когда Вы ощущали беспокойство, обиду, возмущение или другие неприятные эмоции, Вы воспринимали это слишком узко,
S3
ограничивая Ваши возможности в поисках решения.
Оставаясь в очень расслабленном состоянии, сконцентрируйтесь на проблеме с сыном или дочерью, которая еще продолжает волновать Вас. Представьте себя в этой неприятной ситуации. Когда Вы будете четко представлять это, подумайте о вас обоих и одновременно о доме, в котором Вы живете, о тех, кто еще живет с Вами. Теперь включите в эту картину Ваших ближайших соседей, затем подумайте о домах, которые находятся по соседству, о людях, которые там живут, так, чтобы в Вашем представлении оказались Вы, Ваш ребенок и все люди, живущие вокруг Вас. Когда эта картина станет достаточно яркой, подумайте о районе, в котором Вы живете, о Вас, Вашем ребенке и обо всех детях и взрослых, живущих, работающих, взаимодействующих на этом пространстве. Теперь, расширяя созданное представление, подумайте обо всей стране, миллионах людей и семей. Продолжая эту мысль, представьте всю нашу Землю с ее материками, океанами и живущих на ней людей. Продвигаясь дальше, подумайте о нашей Солнечной системе - обо всех планетах, их спутниках, вращающихся вокруг Солнца. Вообразите Галактику в целом - огромное количество звездных систем, находящихся друг от друга на огромных расстояниях. И, наконец, попробуйте представить себе всю Вселенную, размеры которой поражают воображение.
Продолжая удерживать в уме ощущение необъятности бытия, вернитесь назад и снова подумайте о Вашей проблеме с ребенком. Постарайтесь понять, что Ваша проблема, оставаясь реальной и осязаемой, при всей этой бесконечности бытия
шится сама, причем, любое ее решение не приведет к какому-либо реальному и продолжительному ущербу для нашего мира.
Продолжая и дальше жить со своими детьми, не забывайте, что они любят Вас и, несмотря на любые проблемы, возникающие между Вами, всегда останутся верны ВАМ!
Z.
Стать взрослым нелегко
Общие положения, показания, противопоказания.
При работе с детьми и подростками необходимо выполнение следующих условий:
1. Завоевание истинного доверия, проникновение в
глубину детских переживаний. ________________
2. Индивидуальное выявление их основных психоло
гических трудностей и конфликтов через проек
тивную технику или посредством обсуждения.
3. Ослабление сдерживаемых и скрытых чувств с
помощью индивидуальной или групповой психоте-
рапии.______________________________________
4. Восстановление психологической стабильности
после ослабления внутреннего напряжения.________
Показаниями к групповой психотерапии являются любые клинические формы неврозов, нестабильная самооценка, нарушение навыков общения, повышенный уровень тревожности, эмоциональной мобильности, конфликтные отношения дома или со сверстниками, астено-ипохондрические, асте-но-субдепрессивные состояния, вегето-сосуди стые дисфункции.
Среди противопоказаний следует отметить следующие:
1) отказ, нежелание работать;____________________
2) наличие рентных установок;____________________
3) выраженная расторможенность и агрессивность;
4) низкий интеллект;____________________________
5) наличие симпатий-антипатий в отношениях
психотерапевт-пациент.______________________
Количество детей в группе может колебаться от 7 до 12 человек, однако оптимальным является 8, т. к. при меньшем числе участников трудно организовать групповую динамику, а при большем - группа становится трудноуправляемой. Занятия проводятся в виде 2,5-3-часового марафона. В процессе ведения занятий продолжается психодиагностика, работа с родителями. Занятия проводят на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет сохранять интерес группы и редуцировать психоэмоциональное напряжение. Во время сеансов идет тренировка практически всех психических функций (воли, памяти, внимания, эмоций и др.). Подростки не только получают новые сведения о себе, своих переживаниях, основах психологии личности и межличностных отношениях, но также и обучаются приемам самоконтроля и саморегуляции.
Курс эмоционально-стрессовой психотерапии рассчитан на 10 интенсивных групповых занятий, но их может быть и больше, так как материал каждого занятия перенасыщен. Желательно проводить занятия не реже одного раза в неделю. Ниже приводится подробное описание каждого сеанса с указанием цели проведения, последовательности упражнений с их описанием и задания на дом. Предложенная структура групповых занятий не должна быть же-
сткой и фиксированной. Терапевты должны чутко улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать пауз между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном фоне, что позволит добиться хорошей динамики и качественного скачка личностного роста.
Цель: знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей и родителей, создание высокого эмоционального подъема.
1. Беседа с родителями. Объясняются цели и задачи те-
рапии, выясняются индивидуальные проблемы, ставится серьезный акцент на необходимость тесного сотрудничества с детьми. Раздается методика “Анализ семейных взаимоотношений” (АСБ), тест Люшера. Предлагается подходить к терапевту при появлении вопросов без приглашения.
2. Вводная беседа с детьми.Начинать желательно с
фразы: “Каждого из вас привела к нам проблема... ” Далее, в общих чертах делается акцент на вегето-соматических проявлениях (боли в желудке, сердце, плохой сон и т.д.). Затем говорится, что причиной этих расстройств является дефицит 4-хД (эмоций, времени, информации и здоровья). Предлагается при активном участии решить большинство проблем.
3. Взаимное знакомство. Предлагается назвать свое имя и фамилию.
• Построиться по алфавиту: имен, фамилий, росту, цвету волос. Это упражнение можно применять в течение всего группового процесса, особенно когда группа выходит из-под контроля
вследствие психоэмоционального возбуждения. • В кругу бросают мяч (или любой предмет). Веду щий называет существительное и бросает мяч, а поймавший должен дать определение существительному или описать его действие (например; птица-летит).
4. Игра “жмурки”.С завязанными глазами необходимо пой-
мать участника группы и назвать его имя. При этом разрушаются межличностные барьеры, и за счет кинестетических ощущений на высоком эмоциональном подъеме происходит сплочение группы.
5. Игра “Лишний стул”(модификация игры без проиграв-
ших). Участники игры ходят по внешнему кругу, Одного стула не хватает. По хлопку ведущего надо успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается один стул, но выбывающих игроков нет, т.к. можно садиться на колени и т.п, В конце остается “куча мала” на одном стуле.
6. Игра “Нож и масло”.Группа сбивается в кучу, ведущий
пытается “разрезать” ее на части.
7. Ролевые игры-шутки(“Сборы в школу”, “Обед”, “До-
машние уроки”). Ведущий выбирает предметы для совершения какого-либо действия, назначая на их роль всех членов группы, и разыгрывает выбранную миниатюру.
7. Построение скульптурных групп.Конкурс психоскульп-
тур.
8. Упражнения на вербальную и невербальную коммУ
Никацию.
1. Ситуация: “Шофер забрызгал пешехода и вы* шел из машины извиниться”. Тренировка адек-ватных коммуникаций.
2. Передача воображаемого предмета. Необходимо принять, угадать и передать по кругу (или предложить свой).