Воображение - это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.
В широком смысле – процесс оперирование образами.
Роль воображения
1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед
2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.
Функции воображения
1.Образное представление действительности.
2.Регуляция эмоционального состояния.
3.Регуляция поведения.
4.Формирование внутреннего плана действий.
5.Планирование и программирование действий.
ущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Виды воображения
Активное воображение –пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
36. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способнывходить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческоговоображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.
37.Наблюдение— описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Важное значение в процессе школьного обучения имеет взаимоотношение наблюдений учащихся и слова учителя. Формы сочетания того и другого могут быть различны:
· в одних случаях слово учителя только направляет предстоящие или происходящие в данный момент наблюдения учащихся,
· в других оно ведет к осмысливанию того, что уже воспринято (фиксируется, например, что произошло во время опыта по физике, химии ит. д.);
· в третьих оно представляет собой сообщение знаний, которые лишь затем иллюстрируются наглядным путем (показ предметов или их изображения на картинке).
Как показали исследования, выполненные под руководством Занкова, все эти формы сочетания слова учителя и восприятия предметов учащимися дают различный эффект в зависимости прежде всего от задачи, которая ставится учителем на уроке. Так, например, при ознакомлении с внешним видом изучаемых объектов наиболее эффективной оказалась первая форма, при выполнении других педагогических задач — другие формы сочетания слова и наглядности. Имеются основания утверждать, что первая форма сочетания слова учителя и восприятия учащихся служит не только хорошему усвоению знаний, но и развитию у детей умения наблюдать.
Наблюдательностьнеобходима во всех областях жизни и деятельности человека. Изобретатели и новаторы производства, ученые, писатели, живописцы, актеры всегда отличаются большой наблюдательностью; ей они в большой мере обязаны своими достижениями. Развитию наблюдательности, точности и многосторонности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения, используя в последнем случае различные задания (наблюдения за явлениями природы, погодой, ростом растений, поведением животных), лабораторные работы (в старших классах школы) и т. д..