Глава 7. Пачамама и эфир Эйнштейна
Согласно общей теории относительности пространство без эфира немыслимо; ибо в таком пространстве не было бы не только распространения света, но и возможности существования эталонов частей, которые можно прослеживать во времени. К нему была бы неприменима идея движения.
Эйнштейн в 1920 г., пять лет спустя после создания общей теории относительности
То, что некоторые психологи и обычные люди называют сновидением, я называю пространственно-временным сновидением. Я предположил, что наш опыт пространства– времени (то есть космоса), подобно опыту астронавтов, соединяет чувство сновидения и кривизну космоса. Вспомните Дао, полевую силу, которую невозможно видеть. Стивен Митчелл рассказывает о древних даосских учителях, объяснявших вещи просто:
«Когда Дао движется, ты движешься; когда оно останавливается, ты останавливаешься»
В предыдущей главе я предположил, что Де в названии книги Дао-Де Цзин переживается как крохотное тянущее усилие или маленький рывок. Я также заметил, что Де обычно переводят как «добродетель» или «достоинство», но если посмотреть на историю слова «Де » в мышлении Конфуция, представляется, что его суть может быть связана с шаманской силой, которую Дон Хуан назвал бы нагуалем, или личной силой.
Пространственно-временное сновидение и Дао – это виртуальные полеобразные силы. Если вы слишком негибки, то можете не чувствовать ощущений тяготения или пространственно-временного сновидения. Но если вы внимательны, то вы можете замечать маленькие рывки, движущие вас туда или сюда. Эти рывки возникают из сущности, стоящей за вашей личной добродетелью или своего рода духовным качеством, силы, стоящей за тем, кто вы есть на самом деле.
Когда вы чувствуете Дао, то можете ощущать Де , тянущее вас в своего рода измененное состояние, или танец единства, который вы понимаете. Представляется вероятным, что Тайцзи, программы движения внутреннего боевого искусства, первоначально приходили от людей, позволявших себе быть движимыми вселенной. Так или иначе в прошлом упражнении вы двигались между деланием вещей и их неделанием. Но сутью упражнения в итоге становится спонтанный танец. Он за пределами слабого или сильного. Когда сутью становится танец, вы на какое-то время находитесь в Дао, в потоке. Суть – процесс, а не любое отдельное действие . Затем согласно процессуальному мышлению вы выходите из сновидения в общепринятую реальность, и действия снова становятся важными.
Извините за парадоксальность, но пространственно-временное сновидение действительно парадоксально! Помните, что суть не в том, чтобы все время «делать не-деяние». Это была бы просто еще одна программа. Без активной деятельности вы вряд ли оценили бы у-вэй . Вставать и работать может быть важно в общем процессе. Однако у-вэй особенно важно, когда вы устали или нездоровы. Тогда или вы делаете у-вэй , или ваше тело будет заставлять вас это делать.
Теперь давайте продолжим исследовать природу пространства, в котором мы живем. Ньютону пространство представлялось неподвижной сценой, на которой происходят все события. В 1907 году Эйнштейн выступил со своей первой специальной теорией относительности, в которой он описывал пространство Вселенной в качестве более активного участника происходящего. Теория относительности – не окончательный рассказ о Вселенной. Она несовершенна, она пока не может объяснить темную материю или энергию, Большой взрыв, и не слишком хорошо согласуется с квантовой теорией. Но теория относительности – лучшее, что у нас есть в 2013 г. Существуют новые теории о вселенной, образованной мембранами и голограммами, но они пока еще носят умозрительный характер. В общем и целом теория относительности работает очень хорошо.
Иметь дело с пространствами вселенной – это рациональный, а также мистический опыт. Поэтому неудивительно, что существует, к примеру, следующее высказывание Эйнштейна:
Самая тонкая эмоция, на которую мы способны, – это мистическая эмоция. Здесь лежит зародыш всего искусства и всей подлинной науки. Всякий, кому чуждо это чувство, кто больше не способен на удивление и живет в состоянии страха – это мертвый человек.
Знать, что нечто непостижимое для нас, проявляющееся как высшая мудрость и самая ослепительная красота, чьи одни лишь грубые формы понятны нашим жалким способностям – это знание, это чувство… это основа подлинного религиозного чувства. В этом, и только в этом смысле я причисляю себя к глубоко религиозным людям.
Эйнштейн чувствовал, что изумление перед Вселенной – это духовное переживание. Изумление подобно изучению чего-то, что нельзя видеть и можно только чувствовать.
Есть нечто общее и универсальное, что движет и соединяет всех людей и существ повсюду. Безразлично, как вы называете пространство, в котором мы живем; суть – в установлении контакта с ним.
Эйнштейн был также и очень рациональным человеком. Мои друзья, знавшие его, говорят, что он противился идее стохастического или вероятностного характера Бога (в данном случае законов квантовой физики). Насчет этого он ошибался. Но все равно он был великим человеком. Мне снилось, что он живет по соседству в Портленде. Так что он должен быть и здесь тоже, в этот момент.