Понятие о личности человека в психологии
Психические свойства человека
Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. способности (общие, частные, специальные) 3. психические состояния ( эмоциональные и функциональные состояния) 4. свойства сознания и самосознания. 5. Социальные установки и межличностные отношения.
Виды памяти
Память – сохранение и последующее воспроизведение того, что мы ранее воспринимали, делали, переживали, видели.
По характеру психической активности: 1. образная (представление, звуки, запахи, вкусы). 2. зрительная (развивается в течении жизни) пр.: художники. 3. Слуховая (музыканты). 4. Осязательная (на ощупь). 5. Обонятельная (на запах). 6. Вкусовая. 7. Двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем). 8. Эмоциональная (на чувства, помнить огорчения, любовь, переживания). 9. Словесно-логическая (смысл материала и его воспроизведение, словесное оформление). Механическая (стихи, ин. слова) – память в чистом виде. Интеллект – пересказ текстов, их смысла. Смысловая (запоминание смысла своих профессиональных знаний)
По характеру цели, деятельности: 1. непроизвольная (отсутствует цель запоминания и воспроизведения) 2. Произвольная (ставили цель запомнить, воспроизвести).
По продолжительности: 1. Кратковременная (краткое сохранение материала после однократного воспроизведения) 2. Долговременная (после многократного воспроизведения). 3. Оперативная (монимические процессы обслуживающие непосредственно актуальные операции осуществляемые человеком).
Виды мышления
По уровню психических процессов:
-интуитивное
-аналитическое
По психическим процессам:
-наглядно-действительное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании; практическое, до 3 лет).
- Наглядно-образное (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления; 3-7 лет).
- Абстрактное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости)
Понятие о личности человека в психологии
Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость).
Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его индивидуальными свойствами и социальными ролями. Личности – продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания.
15. Структура личности: отечественный и зарубежный подходы
К.К.Платонов в соответствии с рядом критериев выделяет динамическую, функциональную, психологическую, структуру личности, состоящую из четырёх подструктур:
- социально обусловленные особенности, формирующиеся путем воспитания (направленности, моральные качества);
- биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
- личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);
- индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей).
Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г.Ананьева можно считать вывод о том, что "структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1)субординационному,или иерархическому,при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства; 2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них". [2,с.85]
В книге "Человек как предмет познания", Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния.
Структура личности по З.Фрейду:
1. Ид (оно) – биологические побуждения (наиболее примитивные, врожденные аспекты личности, функционирует в области бессознательного) самая старая система подчиненная «принцип удовольствия»
2. Эго (я) – часть психологического состояния, отвечающего за принятие решения, эго берет энергию ид для своих нужд, подчиняется принципу реальности, цель которого сохранить целостность организма путем удовлетворения инстинкта, когда будет найдена возможность разрядки во внешней среде. Эго – исполнительный орган личности.
3. Супер эго (сверх я) – представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Формально проявляется, когда ребенок осознает, что хорошо, а что плохо (в возрасте от 3-х лет). Супер эго – индивидуальное отражение «коллективной совести» социума. Способ существования супер эго – принцип самоконтроля. Супер Эго сформировывается тогда, когда внешний контроль запрещается самоконтролем. Принцип реальности. Вносит в наше поведение долю разумности.