Организация исполнения принятого решения
Организация исполнения является наиболее слабым шагом (по крайней мере, в нашей стране) в осуществлении управленческого решения. Комплекс мероприятий по реализации управленческого решения можно подразделить на три этапа:
— оформление решения в виде приказа или распоряжения, где указывается программа действий по срокам и исполнителям;
— доведение решения до исполнителей;
— организационная работа для выполнения решения: материально-техническое обеспечение, организационные изменения, подготовка (переподготовка) кадров и т.п. Завершающим этапом в организации выполнения решения является контроль. Контроль обычно поручают группе, которая готовила решение, или создают специальную группу постоянно занимающуюся контролем выполнения приказов, заданий. Критерием оценки эффективности работы таких групп может быть число проверок, число зафиксированных срывов, удельный вес выполненных в срок приказов. Наилучший результат даёт критерий удельного веса выполненных в срок приказов, но при этом есть вероятность недостаточно жёсткого контроля, попустительства со стороны контролирующей группы. Для устранения такого перекоса можно ввести группу, контролирующую контролёров. Контроль выявляет необходимость в корректировке принятого ранее решения или принятии нового, т.к. ситуация может измениться. Менеджеру не стоит бояться менять свои ранее принятые организационные решения. Больше того, такой знаменитый управленец, как начальник Германского генерального штаба во время войны с Францией в 1870г. Мольтке-старший считал, что решение, не скорректированное после столкновения с реальностью, обречено на неудачу. Есть, правда, и другое мнение: если принял решение, его надо довести до конца. В авиационных кругах родилась даже такая пословица: «Лётчик может быть тупым, но должен быть упрямым». Взял ручку на себя, значит на себя — и не дёргаться. Под лётчиком понимается, конечно, не только лётчик.
Типы руководителей и методы принятия решений
Управленческое решение — своего рода хирургическая операция, т.к. является вторжением в действующую систему с целью её изменения. Хороший руководитель не должен принимать лишних решений, точно так же, как и хороший хирург не будет делать лишних операций. Но среди хирургов (не всегда плохих) есть радикалы и консерваторы. Тоже—и среди руководителей.
Топология руководителей, предложенная Г.Левитт, рассматривает три типа руководителей:
Тип 1. «Заглядывающий в будущее»: смелые, яркие, харизматические, оригинальные, иногда эксцентричные, но бескомпромиссные люди. Примеры личностей такого типа:
князь Владимир, Иван III, У.Черчилль, Дж.Гарибальди, М.Ганди, А.Гитлер, аятолла Хомейни. Эти люди руководствуются больше сердцем, чем рассудком. Они хорошо видят цель, но часто — не выдающиеся организаторы.
Тип 2. Аналитик (математик). Их «конёк»: анализ данных и нахождение логических ошибок в аргументах оппонентов. Он интересуется цифрами и фактами, а не мнениями, рациональный и всё проверяющий. У таких руководителей две крайности: либо — белое, либо — чёрное. Другого не может быть. Примером такого руководителя может служить И.Калита, Р.Макнамара, А.Аракчеев.
Тип 3. Практик. Это человек «действия», он почти не анализирует и мало заглядывает вперёд, занимается «выкручиванием рук», ведёт людей в «бой». Примером такого руководителя может служить А.Македонский, Юлий Цезарь, Пётр I, Н.Бонапарт, В.Ленин, И.Сталин, И.Грозный,
Лучший вариант руководства тогда, когда руководителю типа 1, помогают руководители типа 2 и 3.
Различают руководителе», менеджеров с внутренней и внешней стратегией при принятии управленческого решения. Менеджерами с внутренней стратегией являются те, кто считает, что качество управленческого решения зависит от воли, собственной компетентности, интеллектуальных способностей. Менеджерами с внешней стратегией являются те, кто считает, что успехи или неудачи прежде всего зависят от внешних обстоятельств, на которые они не могут оказать влияния. Менеджеры с внутренней стратегией обычно:
— проявляют большую активность в поисках информации и больше считаются с ней, чем менеджеры с внешней стратегией;
— более конструктивно действуют в ситуациях, когда возникают трудности при принятии решений. Менеджеры с внешней стратегией при этом более пассивны;
— более устойчивы к давлению или другим точкам зрения, селективно подходят к ним, корректируют свои позиции, не отступая от своей концепции принятого решения. Менеджеры с внешней стратегией под давлением легко отказываются от своей позиции, стараются избежать риска, ответственности.
Экстремальные ситуации. К сожалению, экстремальные ситуации неизбежны. Можно выделить следующие признаки таких ситуаций: неожиданность возникновения, необходимость принятия оперативного решения при крайне ограниченном времени для изучения обстановки (обычно его просто нет), значительное психологическое напряжение участников ситуации, центр тяжести ответственности за её разрешение полностью ложится на менеджера.
При возникновении экстремальных ситуаций обычно возникает стресс (о стрессах более подробно ниже).
Поведение менеджеров при возникновении экстремальных ситуаций различно. Хорошо, если он не теряет головы. В экстремальной ситуации в поведении многих людей можно отметить следующие характерные моменты:
— недостаточно критически оценивается ситуация;
— возможно возникновение паники, или, как говорят, эффект психологического заражения;
— совершаются неупорядоченные действия;
— самые необходимые меры не совершаются.
Каждая экстремальная ситуация — своеобразный экзамен для руководителя. Управленческие решения, принимаемые в эти моменты менеджером и его поведение могут послужить обстоятельствами, оказавшими на людей положительное или отрицательное впечатление. Менеджер просто обязан приложить все усилия, чтобы в этой ситуации укрепилось доверие к нему подчинённых, возрос его авторитет.
Спутником управленческого решения является риск. Менеджеру необходимо помнить, что отказаться от риска — значит отказаться от творчества. Но, кто нетерпелив в решениях и действиях, тот спешит к неудачам.
Назначение на должность — это всегда чьё-то управленческое решение. Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж. Питер сделал парадоксальный вывод, который в теории управления получил название «Принцип Питера». Суть принципа, с которым нельзя не согласиться, состоит в том, что назначаются на вышестоящую должность только те менеджеры, которые успешно справились с нижестоящей должностью. Если менеджер не справляется, то его не продвигают, разумеется. Таким образом, компетентность есть основание, а некомпетентность — препятствие для продвижения по службе. И, следовательно, любой работник в конце концов остановится на уровне своей некомпетентности. Из этого следует, что никогда не следует спешить с назначением. Кроме того, назначать работника на вышестоящую должность нужно только после тщательной оценки его способностей в новой должности. Полезна в том числе и «обкатка» менеджера на новой должности в течение некоторого времени, что является страховкой от неприятностей для организации.
Есть ещё один способ. Эффективному менеджеру, принимая кадровые решения, нужно делать упор на наличие достоинств, а не на отсутствие недостатков у работников. Ставка на «безупречных» исполнителей, имеющих одни только достоинства и никаких недостатков говорит, по меньшей мере, о посредственности управляющего. По этому поводу можно привести один исторический случай. Когда американскому президенту А.Линкольну сообщили, что новый главнокомандующий генерал Грант любит выпить, он сказал: «Если бы я знал, какой сорт вина он предпочитает, я бы послал целую бочку с этим напитком некоторым другим генералам». Дело в том, что Грант был единственным, кто мог остроумно спланировать и успешно реализовать военную операцию. В нашей истории, особенно новейшей, можно привести прямо противоположные примеры. Вот один из авиационных примеров. В 1972г. потерпел аварию уникальный летательный аппарат экранолёт «Орлёнок». Авария могла бы оказаться катастрофой, если бы не умелые действия главного конструктора Р.Е.Алексеева, взявшего управление на себя. В «благодарность» министр судостроительной промышленности погубил уникальный талант, сняв Р-Алексеева с должности и назначив начальником отдела. У нас повторяют за И.Сталиным: «Незаменимых людей нет». На самом деле незаменимых посредственностей нет.
Подгонка должностей под личность ведёт к фаворитизму и конформизму. Ни один менеджер не должен себе это позволять.