Общая х-ка возраста. Кризисные периоды, причины.
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.
Хронологический возрастобозначает длительность существования человека с момента рождения.
Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.
Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности. Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.
В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Они являются следствием, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, различий в типологических свойствах нервной системы).
Выделяют следующие компоненты возраста.
1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.
2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.
3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.). Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубнойвозраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.
Причины.
В отечественной психологии одно из наиболее глубоких обоснований стадиального развития ребенка сделал Выгодский. По его мнению развитие это возникновение нового, которое он назвал - новообразованием (причина возрастных кризисов). Особенности развития периодов определяется содержанием новообразований ребенка. Выгодский исследовал динамику переходов из одного возраста к другому и пришел к выводу что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко, исходя из этого он выделил стабильные периоды и кризисные периоды развития накапливаясь в психическом развитии изменение обуславливает качественный скачек в развитии, что определяют появление возрастных новообразований. Отличие кризиса от стабильного развития. Кризис длится не долго (несколько месяцев, но при неблагоприятных условиях может растянуться до 1 года)
Этапы развития психического развития.
1-Период- младенческий (0-1)
2-раннее детство (1-3)
3 - дошкольный (3-7)
4- школьный (6-7-12)
5- -пубертатный (12-14-15 девочки раньше)
Кризисные периоды развития
1-го г.(начинают ходить-(новообразование)
3 лет ( в речи появляется слова «я - сам», с этого момента ребенок-личность).
6-7 лет (произвольность псих.. процессов, игра заменяет учебную .деятельность)