Зав. кафедрой Т.В.Толстухина
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра уголовного права, процесса, криминалистики
Утверждаю Декан юридическогофакультета __________________ А.Ю.Головин “____”_________________ 20___ г. |
Методические указания к самостоятельной работе студента
по дисциплине
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Направление подготовки (cпециальность): 036401 Таможенное дело
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: (очная)
Тула 2012 г.
Рабочая программа составлена ______________________________ кафедры уголовного права, процесса, криминалистики и обсуждена на заседании кафедры уголовного права, процесса, криминалистики юридического факультета
протокол № от «» 20г.
Зав. кафедрой Т.В.Толстухина
Актуальность самостоятельной работы студентов вуза подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки. Особенно важна самостоятельная работа студентов при освоении ими дисциплины «Основы научных исследований», как предмета, раскрывающего взаимосвязи различных научных знаний, оказывающих существенное влияние на научные исследования, а также их использование в решении конкретных научных проблем.
В последние годы, прежде всего в связи с подписанием Болонской конвенции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль кометентностного подхода в подготовке специалистов, который предусматривает переход от так называемой «знаниевой» парадигмы к системно-деятельностной. Возрастает роль самостоятельной работы студентов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Самостоятельная работа - метод обучения студентов, который обеспечивает творческое овладение специальности, знаниями и навыками.. В процессе самостоятельной работы обучаемый должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Самостоятельная работа охватывает все виды и формы учебных занятий, как проводимые в аудитории под руководством и при непосредственном контроле преподавателя (лекция, семинар, урок и т.д.), так и вне ее (работа в библиотеке, учебном кабинете, в общежитии и т. д.).
Основными принципами организации самостоятельной работы студентов вуза, в том числе и в условиях дистанционного обучения являются:
- принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами;
- принцип регламентации обучения, отражающий необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студента (включающий методические разработки по самостоятельной работе студентов);
- принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;
- принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;
- принцип обратной связи, позволяющий участникам самостоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу;
- принцип внешнего контроля и самооценки, включающий обмен информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;
- принцип научности, позволяющий участникам самостоятельной работы решать поставленные задачи на современном уровне научных знаний;
- принцип наглядности, предусматривающий представлять информацию в доступном виде;
- принцип связи теории с практикой, дающий возможность решать ситуационные задачи;
- принцип доступности и посильности самостоятельной работы;
- принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы;
- принцип прочности усвоения знаний.
Виды самостоятельной работы.
Самостоятельная учебная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии, подготовка к ним. Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д.
Научная самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных работ) работ. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств:
- будущие специалисты участвуют в процессе добывания новых знаний;
- приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными;
- студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;
- приобретаются начальные навыки в научном исследовании.
Организационно такая работа протекает по-разному:
- индивидуально под руководством преподавателя (научного руководителя);
- в рамках научного студенческого кружка;
- в сотрудничестве с преподавателями кафедры.
Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково
важны для будущего специалиста. В вузе все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса, организуются при его главенстве. Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков.
Основные формы самостоятельной учебной работы:
- работа над конспектом лекции;
- подготовка к практическому (семинарскому) занятию;
- доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы;
- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы;
-самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов;
- консультации по сложным, непонятным вопросам лекций, семинаров;
- подготовка к экзамену.
Основные формы научной самостоятельной работы (долговременная):
- написание реферата;
- подготовка доклада к конференции
- подготовка тезисов к публикации;
- участие в НИРС;
- выполнение курсовой работы;
- выполнение выпускной квалификационной работы;
Таким образом, все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность. Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.
Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в процессе слушания лекции.
Записывание – активный творческий процесс. Оно не только обеспечивает возможность пользоваться знаниями в нужный момент (подготовка к семинару, докладу, экзамену), но и позволяет глубже вникнуть в сущность сообщаемой информации. Прежде всего, необходимо записать название темы, план лекции и рекомендованную литературу. После этого приступать к записи содержания лекции. Записи лекций должны быть краткими, фиксировать нужно только самое главное, необходимое для самостоятельной работы. Полезно пользоваться различными знаками, подчеркиваниями и словесными замечаниями (!, +, ?, др.). Эти пометки и замечания на полях по ходу лекции отражают работу мысли студента, его отношение к излагаемому материалу: сомнение, согласие или несогласие. Независимо от формы записей необходимо оставлять поля, которые потребуются для последующей работы над лекцией, для заметок.
Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, вечером, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Запись лекции нужно прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения. Сделав это, студент знакомится с материалом темы по учебнику, вносит нужные уточнения и дополнения в конспект.
Роль семинарских (практических) занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы.
Любой вид семинара лишь тогда достигает своей цели, когда студенты тщательно подготовлены. Выяснив тему семинара, ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями, студент начинает свою работу по подготовке к семинару:
1) планирование работы: определяется объем литературы, методика подготовки к семинару, сроки выполнения;
2) чтение литературы: начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой;
3) выписки: делаются по каждому пункту плана, отрабатываются записи лекций;
4) составляется план выступления, готовятся цитаты, тезисы.
По поручению преподавателя (или желанию) студенты заранее готовятся к выступлению в качестве докладчиков (содокладчиков) по конкретным вопросам изучаемой темы.
В докладе выделяются три основные части:
- вступительная, в которой определяется тема, ее методологическая сущность, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых;
- основная часть содержит изложение изучаемой темы (желательно в проблемном плане);
- обобщающая – заключение.
Чтение как основное средство самостоятельно работы студента.
Чтение – это процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смысла, который заложен в текст автором.
Важно уметь определять цель чтения, владеть различными его видами:
- информационно-поисковая – найти нужную информацию;
- усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;
- аналитико-критическая – осмыслить текст, определит свое к нему отношение;
- творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить ее.
Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать только существенно новое, составляющее основу знаний. Всё это способствует тому, что при помощи инструмента мышления в нашу память закладывается новое знание. Эта модель обработки информации помогает объяснить, что такое, в частности, быстрое чтение.
Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Оно представляет активный сознательный процесс, в ходе которого анализируются факты, суждения, происходит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. В тех случаях, когда достигается совершенство, такое чтение частично переходит в аналитическое, которое мы отдельно не рассматриваем.
Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Иногда такой вид чтения называют аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин, его используют при знакомстве с материалом новой темы, таблицами.
Выборочное чтение. Разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста: внимание фиксируется только на аспектах текста, которые необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. В этом случае страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.
Чтение-просмотр-сканирование. Чтение-просмотр используют для предварительного ознакомления с книгой. С помощью этого метода определяют ценность книги: «пробегают» предисловие, по оглавлению выискивают наиболее важные положения, просматривают заключение, составляется «диагноз» книги. Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Развивая и тренируя зрительный аппарат, и особенно периферийное зрение, читатель при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.
Все способы показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение.
Чтение учебника – это углубленное чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.
Конспекты (т.е. записи) в работе над учебниками можно разделить на две
группы:
- конспекты изучаемой литературы;
- конспекты будущих выступлений.