Конфликт и сотрудничество.
Определение общения и его функции.
Общение - это взаимодействие субъектов, в которых происходит формирование определённой нормы взаимодействия, устанавливаются отношения.
2. Виды общения, формы общения.
Виды общения:
1) Личное - на первом плане личность другого человека, его чувства, мысли, переживания.
2) Деловое - на первом плане цепь общения.
3) Формальное (ритуальное) - на первый план выходит форма.
Формы общения:
1) Монолог - когда один субъект говорит, доносит что-то другому (Манипуляция, давление)
2) Диалог - это общение двух и более субъектов, есть обратная связь.
Аспекта общения.
1) Коммуникативный - общение как обмен информацией.
2) Интерактивный - общение как взаимодействие
3) Перцептивный - общение как восприятие людьми друг друга.
Характеристика коммуникативной стороны общения. Специфика межличностной коммуникации.
Обмен информацией в межличностном общении принципиально отличается от механистического (ввод в поисковик) обмена информацией.
1) Одна и та же информация имеет разное значение для разных людей (степень значимости)
2) У каждого человека есть разные смысловые интерпретации информации
3) В процессе общения смысл информации у одного человека меняется под влиянием смысловых интерпретаций и значений другого человека
4) В межличностном общении обнаруживаются коммуникативные барьеры (искажение информации, полное невосприятие информации)
Обмен информацией происходит благодаря системам знаков (Знак-значение-смысл-конкретная ситуация)
Для эффективности общения всегда запрашивать обратную связь.
Речь способствует формированию мышления.
Передача сообщения и виды коммуникативных барьеров.
Передача сообщения всегда происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.
Речь - способ суггестии (внушения)
Барьеры непонимания (контрсуггестия):
1) Избегание - невнимательность, уклонение от контакта с партнёром.
2) Авторитет - доверие авторитетным людям и недоверие неавторитетным.
3) Непонимание - неумение говорящего правильно донести мысль.
Структура коммуникативного акта.
Структурные единицы:
1) Кто говорит? - коммуникатор
2) Что передаётся? - сообщение
3) Кому осуществляется передача сообщения? - аудитория (реципиент)
4) Каким образом? - канал передачи информации
5) С каким результатом? - эффективность
В отношении каждого компонента существует множество исследований
В отношении коммуникатора говорят о трёх позициях:
1) Открытая. Когда коммуникатор явно показывает свою точку зрения.
2) Нейтральная. Когда указывает свою точку зрения и в том числе другие.
3) Закрытая. Указывает другие точки зрения, но не показывает свою (манипулятивная).
Определение и роль вербальной коммуникации.
8. Виды невербальной коммуникации и её особенности.
Виды:
1) Проксемика - расположение в пространстве
2) Кинетика - двигательные жесты, мимика
3) Паралингвистика - интонации, паузы, тембр, темп речи
4) Визуальный контакт - движение глаз
Общение как взаимодействие, роль взаимодействия в организации совместной деятельности.
Форма взаимодействия раскрывает ценностные ориентации, систему отношений, распределение ролей в совместной деятельности, внутри которой протекает общение.
Взаимодействие часто определяет структуру отношений в группе, закладывает нормы и способствует ориентации на те или иные ценности.
Андреева отмечает, что взаимодействие неразрывно с совместной деятельностью, а совместная деятельность определяется целями и мотивами.
Конфликт и сотрудничество.
11. Трансактный анализ Эрика Бёрна.
Существует 3 эгосостояния:
1) Родитель (должен)
2) Взрослый (могу)
3) Ребёнок (хочу)
Все 3 состояния одинаково развиты у ребёнка, взрослого, пожилого человека. Психологический дискомфорт наблюдается когда одно из психологических состояний разрастается.