Конфликт и сотрудничество.

Определение общения и его функции.

Общение - это взаимодействие субъектов, в которых происходит формирование определённой нормы взаимодействия, устанавливаются отношения.

2. Виды общения, формы общения.

Виды общения:

1) Личное - на первом плане личность другого человека, его чувства, мысли, переживания.

2) Деловое - на первом плане цепь общения.

3) Формальное (ритуальное) - на первый план выходит форма.

Формы общения:

1) Монолог - когда один субъект говорит, доносит что-то другому (Манипуляция, давление)

2) Диалог - это общение двух и более субъектов, есть обратная связь.

Аспекта общения.

1) Коммуникативный - общение как обмен информацией.

2) Интерактивный - общение как взаимодействие

3) Перцептивный - общение как восприятие людьми друг друга.

Характеристика коммуникативной стороны общения. Специфика межличностной коммуникации.

Обмен информацией в межличностном общении принципиально отличается от механистического (ввод в поисковик) обмена информацией.

1) Одна и та же информация имеет разное значение для разных людей (степень значимости)

2) У каждого человека есть разные смысловые интерпретации информации

3) В процессе общения смысл информации у одного человека меняется под влиянием смысловых интерпретаций и значений другого человека

4) В межличностном общении обнаруживаются коммуникативные барьеры (искажение информации, полное невосприятие информации)

Обмен информацией происходит благодаря системам знаков (Знак-значение-смысл-конкретная ситуация)

Для эффективности общения всегда запрашивать обратную связь.

Речь способствует формированию мышления.

Передача сообщения и виды коммуникативных барьеров.

Передача сообщения всегда происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Речь - способ суггестии (внушения)

Барьеры непонимания (контрсуггестия):

1) Избегание - невнимательность, уклонение от контакта с партнёром.

2) Авторитет - доверие авторитетным людям и недоверие неавторитетным.

3) Непонимание - неумение говорящего правильно донести мысль.

Структура коммуникативного акта.

Структурные единицы:

1) Кто говорит? - коммуникатор

2) Что передаётся? - сообщение

3) Кому осуществляется передача сообщения? - аудитория (реципиент)

4) Каким образом? - канал передачи информации

5) С каким результатом? - эффективность

В отношении каждого компонента существует множество исследований

В отношении коммуникатора говорят о трёх позициях:

1) Открытая. Когда коммуникатор явно показывает свою точку зрения.

2) Нейтральная. Когда указывает свою точку зрения и в том числе другие.

3) Закрытая. Указывает другие точки зрения, но не показывает свою (манипулятивная).

Определение и роль вербальной коммуникации.

8. Виды невербальной коммуникации и её особенности.

Виды:

1) Проксемика - расположение в пространстве

2) Кинетика - двигательные жесты, мимика

3) Паралингвистика - интонации, паузы, тембр, темп речи

4) Визуальный контакт - движение глаз

Общение как взаимодействие, роль взаимодействия в организации совместной деятельности.

Форма взаимодействия раскрывает ценностные ориентации, систему отношений, распределение ролей в совместной деятельности, внутри которой протекает общение.

Взаимодействие часто определяет структуру отношений в группе, закладывает нормы и способствует ориентации на те или иные ценности.

Андреева отмечает, что взаимодействие неразрывно с совместной деятельностью, а совместная деятельность определяется целями и мотивами.

Конфликт и сотрудничество.

11. Трансактный анализ Эрика Бёрна.

Существует 3 эгосостояния:

1) Родитель (должен)

2) Взрослый (могу)

3) Ребёнок (хочу)

Все 3 состояния одинаково развиты у ребёнка, взрослого, пожилого человека. Психологический дискомфорт наблюдается когда одно из психологических состояний разрастается.

Наши рекомендации