Процесс формирования репрезентативной группы , называемой выборочной совокупностью. 45 страница

О. реализуется в огромном множестве вариантов, однако единой, строгой и полной классификации видов, форм и уровней О. не существует. Авторы используют разные критерии и вычленяют различное число видов О. Чаще всего прибегают к критериям используемого языка (вербальный, невербальный, в т. ч. оптико-кинетическая система знаков – жесты , мимика, пантомимика ; паралингвистическая система – тембр, темп и пр.; экстралингвистическая система – интонация, неречевые вкрапления в речь, напр. паузы; система организации в пространстве и времени; система «контакта глазами»); речи (устное, письменное), типа и числа общающихся субъектов, наличия/отсутствия технических средств и т. д. А. А. Леонтьев удачно ввел деление О. на социально ориентированное и личностно-ориентированное.

Разноплановы подходы к пониманию функций О. А. А. Брудный описывает 4 функции: 1) инструментальную (обмен информацией в процессе совместного труда); 2) синдикативную (объединение людей в группы); 3) трансляционную (передача знаний , способов деятельности и оценки, напр., процессе обучения); 4) самовыражения (достижение взаимного понимания ). Л. А. Карпенко выделяет след. 8 функций 1) контактная (достижение обоюдной готовности к дальнейшему О.); 2) информационная (обмен различными сообщениями – знаниями, мнениями, оценками , замыслами, решениями и т. д.); 3) побудительная (стимуляция активности партнера); 4) координационная (взаимное ориентирование, согласование в рамках организации и реализации совместной деятельности); 5) понимания (понимание личности партнера и состояния, переживаний , его коммуникативных намерений, стиля и манеры О.); 6) эмотивная (генерация в партнере или себе самом нужных эмоциональных переживаний); 7) установление отношений (осознание и фиксация своего места, соц. роли, статуса в многообразных системах соц. связей); 8) оказания влияния (изменение состояния, поведения, личности партнера посредством воздействия на его личностно-смысловые образования – ценностные ориентации, аттитюды, намерения, убеждения , взгляды, потребности и т. п.). Приведенные списки функций О. скорее комплементарны, чем альтернативны.

Итак, О. с психологической стороны можно собирательно определить как процесс межсубъектного взаимодействия, в котором происходит обмен информацией и влияниями, восприятие, понимание и самопрезентация всех партнеров (в т. ч. и себя), организация деятельности, развитие отношений. См. также Коммуникативная компетентность, Общение в аспекте развития, Общение педагогическое . (И. А. Мещерякова)

ОБЩЕНИЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ(англ. communication, intercourse, interрersonal relationshiр ) – взаимодействие 2 людей или более, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение , коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед. жизни). На 2-м мес. у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное (или ситуативно-личностное) О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения , вокализации).

К концу 1-го года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции ) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте .

О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.

О. со взрослыми – один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. (См. Общение педагогическое .)

О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация духовного мира подростков. См. также Собеседование .

Добавление: Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. – эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. См. Группа встреч . (Ж. М. Глозман)

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ.Несмотря на то, что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи соц. опыта и с тех пор не прекращается, понятие О. п. родилось недавно: в отечественный психолого-педагогический тезаурус оно практически одновременно введено в конце 1970-х гг. В. А. Кан-Калликом и А. А. Леонтьевым.

В самом формальном значении О. п. определяется как профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время. При прагматически-технологическом отношении к ученикам как к объектам управления О. п. рассматривается как способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, имеющих целью или эффективное усвоение программы, или развитие личности ученика, или и то и другое вместе.

Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п. 1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия «О. п.» фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл отождествление О. п. и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности , особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эльконину – Давыдову ).

На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п. представляет собой сложный конгломерат делового (социально-ролевого) и личностного общения, причем соотношение компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, «истории» их взаимоотношений, совпадения-несовпадения их целей и мотивов , а также целого ряда ситуативных характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их осуществления. 7. Как правило, О. п. пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно-принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому следует прибавить разный соц. опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлексируемые учениками и часто забываемые учителем).

Осознание необходимости социально-психологической оптимизации и гуманизации учебного процесса привело А. А. Леонтьева (1979, 1996) к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности , для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. (И. А. Мещерякова)

ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. objective рsychology ) – общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественно-научном смысле слова) наблюдения (см. Метод объективного наблюдения ). Однако предметом такого наблюдения и исследования в различных направлениях О. п. назывались разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова , поведение как внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме , «соотносительная деятельность» организма в рефлексологии В. М. Бехтерева , совокупность реакций в реактологии К. Н. Корнилова и др. В узком смысле слова О. п. обычно называют бихевиоризмом . (Е. Е. Соколова)

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в психологии(англ. objective method ).

1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

2. В узком смысле: О. м. противопоставляется интроспекции и обозначает способы изучения внешних, поддающихся регистрации реакций испытуемых. См. Вызванные потенциалы, Метод объективного наблюдения, Методы электрофизиологические, Непроизвольные реакции, Полиэффекторный метод, Порог сенсорный, Психофизиология .

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — см. Внимания объем .

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ — см. Кратковременная память, Кратковременной памяти объем .

ОБЪЕМ ПАМЯТИ — см. Памяти объем .

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Дильтей Вильгельм .

ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (англ. groupthink ) – тенденция членов группы в ходе групповой дискуссии подавлять и исправлять расхождение своей т. зр. с мнением лидеров группы и общим мнением группы на ту или иную проблему, в результате чего группа нередко принимает не самые лучшие, более примитивные и экстремистские решения. Термин ввел Ирвинг Джанис (Janis, 1971), определивший О. м. как «режим мышления, возникающий в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия». К сожалению, исходный термин часто переводят как «групповое мышление». См. также Групповая поляризация, Конформизм . (Б. М.)

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ – см. Общая одаренность .

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (англ. gifted children ) – дети, обнаруживающие довольно высокую специальную или общую одаренность .

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). См. Талант.

Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности , не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально-психологические различия, Индивидуальность ).

О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты ). Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности .

ОДИОЗНЫЙ (от лат. odiosus – ненавистный, противный) – неприятный, нежелательный, вызывающий отрицат. отношение; напр., одиозная личность.

ОДОРИМЕТРИЯ –см. Ольфактометр .

ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА(англ. Oseretsky scale ) – методика обследования психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления отклонений в развитии. О. м. ш. включает пробы для испытания статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений, силы движений и синкинезии . О. м. ш., составленная в 1930 г., широко распространена в психологии и психиатрии многих стран. Тесты проверены на большом количестве психически здоровых и больных детей и считаются одним из методов отбора.

ОККАЗИОНАЛИЗМ — см. Дуализм .

ОККАЗИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (от лат. occasionalis – случайный) – значение, не соответствующее общепринятому (нормативному) употреблению, носящее индивидуальный характер, обусловленное специфическим контекстом и индивидуальным опытом. Антоним: Узуальное значение .

ОКТАВА (от лат. octava – восьмая).

1. Интервал частот (напр., звука), верхняя граница которого вдвое превышает нижнюю.

2. Стихотворная строфа из 8 строк.

ОКУЛОГИРАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ (англ. oculogyral illusion ) – см. Адекватный раздражитель, Окулогравическая иллюзия .

ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ (от лат. oculus – глаз + греч. gravis – тяжелый) – зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной иллюзии (кажущееся движение светового стимула в темноте после вращения тела вокруг вертикальной оси) тем, что возникает под влиянием ускорений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О. и. часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения (пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из пикирования – вверх. О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных характеристик видимых объектов.

ОКУЛОГРАФИЯ — см. Электроокулография .

ОЛИГОФРЕНИЯ — см. Умственная отсталость .

ОЛЬФАКТОМЕТР(от лат olfaceo – обоняю + греч. metron – мера) – устройство (прибор) для измерения остроты обоняния , т. е. для ольфактометрии (син. одориметрия).

Наиболее распространен О. Цваардемакера (Zwaardemaker) – полый и пористый цилиндр, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями. Степень погружения трубки в цилиндр дозирует количество вещества, поступающего через открытое отверстие трубки в нос испытуемому, когда он принюхивается. Единица измерения остроты обоняния – ольфактия (англ. olfactie ), она характеризуется величиной погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом и выражается в сантиметрах. Если при обонятельном ощущении трубка погружается на 1 см, то острота обоняния равна 1 ольфактии.

Для измерения остроты обоняния также используют метод импульсной подачи воздуха в носовую полость с помощью О. Эльсберга и Леви. Этот тип О. представляет собой герметический сосуд с пахучим веществом, имеющий 2 трубки; одна трубка вставляется в нос, а через другую с помощью шприца нагнетается определенное количество воздуха, вытесняющего пары пахучего вещества. Единицей измерения остроты обоняния, или «обонятельным коэффициентом», служит минимальное количество поданного в нос воздуха в кубических сантиметрах, вызывающее обонятельное ощущение. «Обонятельный коэффициент» достаточно постоянен для каждого вещества.

При определении остроты обоняния различают порог ощущения (появление «какого-то запаха») и порог распознавания (различение и опознание запаха). Порог ощущения всегда ниже порога распознавания, который зависит также от осведомленности испытуемого о данном запахе.

ОМОНИМЫ (англ. homonyms , от греч. homos – одинаковый + onyma, onoma – имя) – слова с разным значением , которые, однако, одинаково пишутся и произносятся. О. в отличие от полисемии не связаны по происхождению, смыслу или ассоциативно. Напр., омонимичны лук (растение) и лук (оружие); коса (крестьянское орудие) и коса (из волос).

ОМОФОНЫ (англ. homophones ) – неполные омонимы , которые характеризуются тем, что произносятся одинаково, но немного не совпадают по написанию (напр., лук и луг ).

ОНАНИЗМ (англ. onanism ; по имени библейского персонажа Онана) – сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения эрогенных зон (гениталий) или путем психологического возбуждения. Син. ипсация, мастурбация.

Наиболее массовым является пубертатный О. По разным данным считается, что к нему прибегают 70–90 % юношей и 30–60 % девушек. Этот вид О. – временное явление, возникающее в пубертате и представляющее собой средство удовлетворения биологической потребности, которую индивид, в силу возраста и соц. статуса, не может удовлетворить адекватным путем. У взрослых (особенно мужчин) страх «расплаты» за юношеский О. нередко приобретает навязчивый характер и связывается с любыми неудачами в сексуальной сфере (онанофобия).

ОНАНОФОБИЯ — см. Онанизм .

ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ(англ. oneirism ) – расстройство сознания , состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений. О. с. с. наблюдается при глубоко расположенных опухолях мозга , снижающих тонус коры, при инфекционных и некоторых психических заболеваниях. Физиологической основой О. с. с. является тормозное (или фазовое) состояние коры головного мозга , при котором сильные и слабые раздражения (или их следы) начинают вызывать одинаковую реакцию (уравнительная стадия, или фаза) или слабые раздражители (или их следы) приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители или их следы (парадоксальная стадия). См. Парабиоз, Сознания патология .

ОНТОГЕНЕЗ (англ. ontogenesis ) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза ). О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст .

ОНТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ontos – бытие + рsyche – душа + logos – разум) – научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом – представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг ) и гуманистической психологии (А. Маслоу , Р. Мэй, К. Роджерс ). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии – «4-й силы» в современной психологии. О. менее известна, нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык ).

Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин-се (сущность в себе) – внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действием соц. стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявленияжизни, организованные в виде психологических комплексов ; 5) сознательно-логическое «Я» — психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.

С т. зр. О. человек – продукт собственного бессознательного , в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: «Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем». По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се – универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.

Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше «благополучие» определяется степенью адаптированности к соц. системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного «я». В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше «я».

Подобная ситуация порождает то, что в О. называется «экзистенциальной шизофренией ». Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед соц. требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, соц. группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Инсе, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия . (А. Б. Орлов)

Добавление: Термин «О.» трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология , находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытийности. На самом деле психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия – сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: как океан объемлет шар земной , / Земная жизнь кругом объята снами (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет , С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера), и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко)

ОНТОТЕРАПИЯ (англ. ontotherapy ) – является одним из практических воплощений и приложений онтопсихологии . Будучи изначально индивидуальной клинической практикой (А. Менегетти, 1995), О. получила впоследствии (подобно личностно-центрированному подходу в психотерапии К. Роджерса ) экстенсивное развитие, осуществив экспансию в такие области, как педагогическая психология и психология семьи, социальная и политическая психология.

В практической работе онтотерапевта клиент имеет дело с чрезвычайно компактным и одновременно интенсивным вариантом глубинной психотерапии (6–7 встреч по 30–40 мин, с частотой 2 раза в неделю). Если вы хотите пройти курс классического психоаналитического лечения, но не располагаете для этого ни терпением, ни временем, ни соответствующими финансовыми средствами, то вам следует обратиться к услугам онтотерапевта. Не связывая себя ни детальным анализом ваших психических травм в раннем детстве, ни изучением ваших многочисленных комплексов и архетипов, ни обсуждением тонкостей трансферных и контртрансферных отношений в процессе лечения, онтотерапевт уже в ходе первичного приема попытается установить с вами контакт на уровне вашего бессознательного . Для этого он обратится к интерпретациям образов ваших сновидений – той реальности, которая говорит о вас больше, нежели общеупотребительный язык вашего «логического я».

Наши рекомендации