Этические нормы делового общения
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.
Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимо-действий и т.п.
Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом
должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.
Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения ни-когда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе".
Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию органи-зации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Здесь предлагаются основные принципы этики деловых отношений; перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.
Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.
Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.
'Конфликт, его причины, схема его протекания, последствия рассматриваются в учебной дисциплине "Менеджмент".
На тех же этических принципах должна быть построена работа этических комиссий корпораций. Содержание этических кодек-сов фирм также берет свое начало из принципов этики.
Этикет делового общения
Этикет — это установленный порядок поведения где-либо. Деловой этикет — это порядок поведения в системе делового общения.
Основу правил делового этикета составляют:
· вежливое и уважительное отношение к деловому партнеру;
· соблюдение определенной дистанции между работниками, занимающими разное служебное положение;
· умение принимать решения и способность их выполнять;
· честность в деловых отношениях;
· умение говорить «да» и «нет», не обижая партнера и не задевая его самолюбия;
· терпимость к чужому мнению, не совпадающему с вашим;
· умение признавать свои ошибки, быть самокритичным;
· умение использовать в споре аргументы, а не авторитет.
В письменном деловом общении необходимо соблюдать деловой этикет в формулах обращения, выражениях просьб, отказов, претензий, способах аргументации, формулировке поручений и др.
Обращение — это апелляция к личности адресата. Задача обращения — установить контакт с адресатом, привлечь его внимание, заинтересовать.
Наиболее общие формулы обращения, которые могут использоваться в любых ситуациях делового общения:
Уважаемый господин ... (фамилия) ! Уважаемая госпожа ... (фамилия) ! или:
Уважаемые господа!
К должностным лицам можно обращаться с указанием должности и без фамилии:
Уважаемый господин Президент! Уважаемый господин председатель!
Уважаемый господин мэр! Уважаемый господин министр!
В письмах-приглашениях, поздравлениях допускается обращение по имени и отчеству:
Уважаемый Игорь Константинович!
При обращении к лицам одного профессионального круга возможно обращение: Уважаемые коллеги!
В соответствии с правилами этикета, если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату, то и в конце текста, перед подписью должна быть заключительная формула вежливости — «С уважением ...».
Поскольку деловое общение является официальным по своему характеру, а его участники — это должностные лица и работники, действующие от имени организаций, при формулировке просьб, запросов, предложений, мнений и т. п. принята форма выражения от 1-го лица множественного числа:
Предлагаем Вашему вниманию коллекцию обуви сезона «Весна-Лето-2000»...
Представляем на рассмотрение и утверждение проект Генеральной схемы...
Напоминаем, что срок выполнения договора от 10.06.99 № 18/45 истекает...
Просим сообщить о возможности приобретения партии товара ...
Формула обращения от 1-го лица единственного числа («прошу», «предлагаю», «приглашаю») используется в документах, оформленных на бланках должностных лиц.
Большое значение имеет соблюдение норм делового этикета при ведении переписки.
Первое и основное правило переписки — не затягивать с ответом, не заставлять своего корреспондента ждать. Если не имеется возможности дать ответ в установленный срок, необходимо сообщить об этом адресату, как и о том, когда будет дан окончательный ответ; при этом следует извиниться за задержку, объяснив ее объективную причину.
Необходимо быть искренним с деловым партнером и доверять ему. Не следует писать ненужных писем («отписок»). Каждое письмо, какого бы вопроса оно ни касалось, должно быть максимально информативным, но не многословным.
При подготовке ответа следует быть внимательным к оформлению реквизита «Адресат»: если поступившее письмо подписал
Уважаемый господин мэр!
Уважаемый господин министр!
В письмах-приглашениях, поздравлениях допускается обращение по имени и отчеству:
Уважаемый Игорь Константинович!
При обращении к лицам одного профессионального круга возможно обращение:Уважаемые коллеги!В соответствии с правилами этикета, если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату, то и в конце текста, перед подписью должна быть заключительная формула вежливости - «С уважением...».