Беседы между клиентом и психотерапевтом.

1. Клиентка говорит психотерапевту о своем страхе лишиться подруги.

Клиентка: Я так расстроена. Дело в том, что сейчас я иду на повышение на работе. И вот одна моя сотрудница, которую я всегда считала своей подругой и помощницей по работе, с каждым днем все больше отдаляется от меня.

Психотерапевт: Вы страдаете из-за того, что из ваших отношений ушла доверительность.

Клиентка: Да, мы были близкими друзьями, наши отношения были очень теплыми и доверительными. Я ведь считаю ее своей лучшей подругой. И вот теперь я все чаще думаю о тех людях, которые отворачивались от меня. И у меня такое чувство, что все они нарочно не замечали меня.

Психотерапевт: Вы очень переживаете, потому что считаете: друзья отворачиваются от вас неспроста, тут есть и ваша вина.

Клиентка: Меня постоянно терзают сомнения: чем же я так плоха, что людям во мне не нравится? Моя мать постоянно говорила, что я неприятная, и поэтому у меня никогда не будет друзей. Выходит, она права, видно, и вправду есть во мне что-то отталкивающее.

Перечислите возможные убеждения этой клиентки.

2. Клиент жалуется на внутреннее чувство тревоги.

Клиент: Руководитель моего спортивного клуба недавно попросил взять на себя подготовку одного мероприятия, но я сказал, что, к сожалению, очень занят и не могу заняться этим делом. Сперва мне даже понравилось, что я не позволил сесть себе на шею и отстоял свои интересы, но меня все сильней настораживает та легкость, с которой он принял мой отказ.

Психотерапевт: И что вас тут настораживает?

Клиент: Гм, может он просто не любит меня. Да и все в клубе прикидываются, что уважают меня. А на самом деле, может, они хотят от меня поскорей отделаться.

Психотерапевт: Вам неприятно, что они неискренни с вами?

Клиент: Да, именно так. Так уж получается, что в группе я всегда чужой. У меня никогда не получалось стать своим парнем. Мне вообще кажется, что люди в грош меня не ставят. Думаю, что для них я пустое место.

Перечислите возможные убеждения этого клиента.

3. Клиент рассказывает психотерапевту о том, как страшно он зол на свою жену.

Клиент: Вот я опять переживаю, что бил жену, но, похоже, я ничего не могу с этим поделать. Я обещал себе, что это больше не повториться, и держался несколько месяцев. Честно говоря, мне иной раз удавалось не срываться и по два-три года, но тут моя женушка устраивала нечто такое, что окончательно выводило меня, и тогда я, вне себя от гнева, вновь колотил ее.

Психотерапевт: Вы чувствуете, что не в состоянии сдерживать свою ярость по отношению к жене?

Клиент: Да. С ней просто сладу нет! Она ни черта не понимает!

Психотерапевт: А что вы хотите, чтобы она поняла?

Клиент: Как я бьюсь ради денег. Я работаю на износ, но она не ценит мой труд. Я разрываюсь между двух работ, но ее это не волнует. Единственное, что волнует эту особу, как бы себя не обделить. Этой женщине просто невозможно угодить! И все женщины таковы, они хотят, чтобы все им угождали.

Психотерапевт: Вам обидно, что она не ценит вас?

Клиент: Конечно. Она должна ценить мой труд, а пока я не вижу ни капли к нему уважения.

Перечислите возможные убеждения этой клиентки.

4. Клиентка рассказывает психотерапевту, как тяжело она переносит разрыв с мужем.

Клиентка: Мой муж ушел от меня. Он спит в офисе. Я умоляла его вернуться домой, но он не слушает меня.

Психотерапевт: Вам страшно?

Клиентка: Да. Я не хочу оставаться одна. Мы были женаты 20 лет, и это единственный мужчина, кому я доверяю. Насколько мне известно, у него нет другой женщины. Так почему же он не хочет возвращаться? Я даже бросила пить, потому что это ему не нравилось. Так что же он не возвращается ко мне?

Психотерапевт: Вы понимаете, что с ним происходит?

Клиентка: Он не говорит. Вчера я зашла к нему в офис, но он не захотел говорить со мной. Когда я спросила, о чем он думает, он ответил, что ни о чем.

Психотерапевт: И вы не знаете, как выяснить, что же с ним происходит?

Клиентка: Он всегда был тихим человеком. В семье все было на мне. Несколько лет он вообще сидел без работы. А я всегда работала, платила за квартиру, убиралась в доме, воспитывала детей — все я. Моя мать видела, как я выбиваюсь из сил, и требовала, чтобы я как-то подействовала на него. Но у меня ничего не выходило.

Психотерапевт: Вы не решались попросить его о помощи?

Клиентка: Думаю, что так. Наверное, я боялась, что он бросит меня, если я попрошу его об этом. Знаю, что сама я не подарок. Все говорят, что он меня не стоит, но я считаю по-другому. И я верну его во что бы то ни стало.

Перечислите возможные убеждения этой клиентки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 Выявление

Цель:Ближе познакомить учащихся с техникой «музыкальная гамма», с помощью которой они смогут выявлять отдельные психологические параметры.

Инструкция:Это задание предназначено для работы дома.

Лимит времени:Примерно 30 минут.

План работы:

Напишите, какие свои ощущения, чувства, желания и т. д. вы хотели бы изменить, и дальше работайте строго по технике «музыкальная гамма». Ниже дан примерный вариант такой работы.

1. Что мне хотелось бы изменить в своем поведении?

«Я бы не хотела больше срываться на мужа в тех случаях, когда я, приходя из школы, вижу гору грязной посуды».

2. Какие чувствая испытываю в этой ситуации? «Я злюсь».

3. Что я вижу (слышу)?«Я вижу грязную посуду».

4. Как я объясняюсебе увиденное? «Ему наплевать, что я расстроена».

5. Какие мои ожиданияподстегивают подобные чувства? «Он должен понимать, как тяжело мне работать в школе, и хоть иногда помогать мне».

6. Какие убеждениявлияют на мои чувства?

«Мужчина сильней женщины, а потому если он действительно меня любит, то без лишних напоминаний поймет, что мне нужно, и сделает это».

7. Чеговы страстно желаете?

«Я хочу, чтобы обо мне заботились».

8. Ясно увидев свои реальные ожидания и убеждения, я решилась на такие перемены.

«Впредь я постараюсь не делать обобщений, называя всех мужчин негодяями. Я постараюсь научиться довольствоваться тем, что имею, а если просить о помощи, то вежливо».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Выявление

Цель:Дать учащимся возможность на практике закреплять навыки владения техникой «музыкальная гамма».

Инструкция:Задание предназначено для работы в классе. Причем класс делится на пары.

Лимит времени:Примерно два часа.

План работы:

1.Учащиеся решают, кто из них возьмет на себя роль психотерапевта, а кто — клиента.

2. «Клиент» излагает проблему, а «психотерапевт» демонстрирует реакции принятия и после шести-восьми ответов приостанавливает работу.

3. Затем «психотерапевт» записывает, какие, по его мнению, ожидания, убеждения и тайные желания есть у его подопечного.

4. После этого «клиент» говорит о том, что есть, с его точки зрения, на самом деле, и они вместе обсуждают эту тему.

5. Учащиеся меняются ролями, и все повторяется вновь.

6. По окончании этой работы учащиеся всем классом делятся своими впечатлениями.

Наши рекомендации