Функции этнической психологии
Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обществе свои функции. Выделяют следующие функции этнопсихологии:
• гносеологическую;
• описательную;
• прогностическую;
• культурологическую;
• коммуникативную;
• этнополитическую;
• воспитательную.
Под гносеологической функцией следует понимать задачу познания закономерностей, возникающих в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Под описательной функцией следует понимать задачу распознания и определения характерных черт и признаков каждой этнической общности. Это функция психологического исследования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.
Как одну из функций этнопсихологии, имеющую большое значение для государств на современном этапе, выделяют прогностическую функцию. Суть ее заключается в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать межличностные отношения членов нескольких этнических общностей.
Под культурологической функцией понимается изучение этнопсихологией культурных процессов, происходящих в конкретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.
Коммуникативная функция предполагает изучение процессов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной функции является изучение особенностей поведения членов различных этнических групп в межличностном общении.
Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей выработкой рекомендаций по бесконфликтной политике государства по отношению к населяющим его этническим группам, учитывая интересы национального большинства и меньшинства страны.
Под воспитательной функцией понимается изучение психологии представителей различных этнических групп с целью формирования наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики их психических особенностей. С другой стороны, воспитательная функция позволяет избегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, целью которого является бесконфликтное общение в пределах многонационального государства. Основными задачами воспитательной функции этнопсихологии в Украине являются:
• разработка теоретических и методологических положений по проблемам национального воспитания, адекватных требованиям национальной школы и соответствующих институтов украинского государства на современном этапе;
• переосмысление целей воспитания, форм его организации в соответствии с запросами времени и задачами суверенной Украины;
• создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь национальной культуры, языка, науки, образования, традиций и веры;
• обоснование необходимости введения в содержание воспитания национального компонента, связанного с общечеловеческими ценностями, то есть усвоение ценностей своего народа с учетом культурных особенностей других народов;
• раскрытие механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе воспитания молодежи.
Национальное воспитание при этом выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на личность, но и средством успешного развития нации. Г. Сковорода писал: «Каждый должен познать свои народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере».*
* Цит. по: Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. - К., 1972. - С. 33.
В связи с воспитательной функцией важной категорией этнопсихологии выступает «национальное самоуважение» — морально-этическая оценка нацией своих собственных поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становления национальной культуры. В связи с этим возможно выделение двух уровней национального самоуважения:
• психологическое отношение к ценностям собственной нации, выражающееся в национальной гордости;
• моральное самосознание как форма проявления права нации на самоопределение.