ИСТОКИ ПСИХИКИ ЖИВЫХ существ

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъек­тивные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления пси­хики: материалистическое и идеалистическое. Согласно перво­му пониманию психические явления представляют собой свой­ство высокоорганизованной живой материи самоуправления раз­витием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеаль­ное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее разви­ваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические яв­ления возникли в результате длительной биологической эволю­ции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свиде­тельствующие о том, что уже простейшим живым существам ­

одноклеточным - свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутрен­них состояний и внешнюю активность на биологически значи­мые раздражители, а также память и способность к элементар­ному научению через пластичные, приспособительные измене­ния поведения.

В представлениях материалистов психические явления воз­никли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собст­венного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чув­ствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиар­да лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток, Они положили начало биологической эволюции, свя­занной со свойственной живому способностью к развитию, раз­множению, воспроизводству и передаче приобретенных, гене­тически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением И воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее ус­ложнения И совершенствования (обособление от других тканей органов, выделение и дифференциация ганглиозных струк­тур, оформление головного и спинного мозга, появление и раз­витие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой, усложнение связей между ц.н. с.. и другими органами те­ла) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятель­ности: ощущения, восприятие, память, представления, мышле­ние, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послу­жило основным источником развития психики. Механизм дан­ного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого Описывается и представляется эволюция живых существ:приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновь

приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее По­лезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по

себе условий жизни, которое требовало Изменения строения ор­ганизма, появления способности отражать Мир, лучше ориен­тироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики Явилась сама действительность: она Потребовала, чтобы у живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова об­щая точка зрения на происхождение и развитие психики, раз­деляемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представ­ляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как иматерия, существует вечно. Так же как в преобразовании современем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эво­люции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные за­коны и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно. Появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопро­сами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это – психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеаль­ных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм разум и сознание, воля и рефлексия и др.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые опреде­ленно свидетельствуют о зависимости, существующей между моз­говыми и психологическими процессами, Материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имею­щихся между идеальным и материальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть дока­зательство того, что развитие материального причинно обус­ловливает появление и формирование идеального. С другой стороны, Идеализм, утверждая независимость идеального от материальногo, казалось бы, обходит .эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной ,психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами и физическими состояниями человека и

работой eгo мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждае­мых философских позиций не удалось одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведе­ние человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной ФилосоФской проблемы. Имея в виду

сказанное, мы в этой главе представим обе точки зрения на про­цесс развития психики: материалистическую и идеалистическую.

Наши рекомендации