Вопрос 3. Проблемы идентификации и измерения информации в организационных системах
В теории передачи сообщений в человеко-машинных системах организационного управления можно выделить три основных уровня проблем, требующих решения.
Уровень А. Насколько точно можно передать символы, применяемые для связи (техническая проблема).
Уровень Б. Насколько точно передаваемые символы выражают желаемое значение (семантическая проблема).
Уровень В. Насколько эффективно влияет содержание принятого сообщения, его значение на развитие событий в желаемом направлении (проблема эффективности).
Если проблема уровня А в основном решается, как уже было сказано, с помощью классических методов теории информации, то с проблемами семантики и эффективности дело обстоит сложнее, хотя успешное их решение безусловно зависит и от решения технических вопросов. В системах связи рассматривается прежде всего структура и механизм точной передачи символов. При рассмотрении же взаимосвязей между людьми первостепенными являются другие, не технические проблемы.
Как уже было сказано, информацию об объекте можно рассматривать как отображение этого объекта в некоторой материальной системе, которое может существовать независимо от самого объекта и независимо от того, будет ли эта информация кем- то и когда-то использована. Однако, если информация как некоторое отображение может существовать независимо от человека, то говорить о ценности информации, о ее потребительской стоимости можно только с учетом человека, который эту информацию потребляет, того процесса, где она используется.
Это вызвано тем, что различное понимание того или иного слова может сильно изменить смысл передаваемого сообщения.
Если информация используется в системах управления, то ее эффективность разумно оценивать по тому эффекту, который она оказывает на результат управления.
Одним из первых в отечественной науке исследовал ценностные свойства информации академик А.А. Харкевич. Исходным для него было представление об использовании информации в процессе достижения некоторой цели. «Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Одна и та же информация может иметь различную ценность, если рассматривать ее с точки зрения использования для различных целей».
Ценность информации может быть выражена через приращение вероятности достижения цели. Вероятность же, в свою очередь, понимается как отношение числа благоприятных исходов к общему их числу. Ценность информации неоднозначна
она может быть отрицательной в тех случаях, когда при ее юте пользовании увеличивается неопределенность и уменьшается вероятность достижения цели. Такую информацию называют дезинформацией.
А.А. Харкевич оговаривал при этом, что предложенная пм модель охватывает не все случаи получения и использования информации, что виды информации, вызывающие эмоции, к примеру, эстетические, остались вне рассмотрения.
Следует отметить различие в уровне ценности одной и той же информации с точки зрения субъекта и объекта управлении. для субъекта она ценна постольку, поскольку на ее основе возможно побуждение объекта к действию или изменению мнения. для объекта — постольку, поскольку на ее основе возможен выбор пути достижения цели с наименьшими ресурсными затратами или в соответствии с каким-либо другим критерием оптимальности.
Информация — есть особая форма существования материи. Подобно веществу и энергии, информацию можно собирать, обрабатывать, хранить, изменять форму ее представления. Однако у нее есть и некоторые особенности, заключающиеся прежде всего в том, что она может возникать и исчезать.
Информация относится к числу воспроизводимых ресурсов. Процесс ее воспроизводства складывается из этапов производства, распространения и использования. Производство (генерация) информации есть общественный процесс познания состояния и законов развития природы и общества.
На основе собранных и обработанных данных проводится их анализ, назначением которого является обобщение фактов и установление существенных связей между явлениями. В этом состоит функция фундаментальных научных дисциплин. далее следуют прикладные исследования, которые конкретизируют информацию о действии фундаментальных законов в определенных сферах деятельности. Эти результаты используются при реализации конкретных систем управления, при проектировании и конструировании систем различного класса.
Распространение информации необходимо для ее многократного использования. Оно осуществляется различными способами (создание специальных информационных систем, обучение, обмен опытом, средства массовой информации, публикации и т. д.).
Использование информации происходит в сфере производства и управления. Его результатом являются либо принимаемые решения, либо производимые продукты и услуги.