Пси-дилемма на Капитолийском холме

До вступления Р. Рейгана на пост президента Конгресс США лишь сравнительно эпизодически занимался проблемами, связанными с военно-прикладными аспектами парапсихологии. При Р. Рейгане Конгресс США стал уделять этим проблемам систематическое внимание. Насколько можно судить по опубликованным материалам, интересы Конгресса в этой области включали в себя анализ состояния пси-исследований в США и за их пределами, оценку потенциальной угрозы для США результатов работ в этой области, полученных в других странах, прежде всего в СССР, а также потенциальных областей практического использования пси-феноменов.

Известно, что инструментом подобного анализа для Конгресса США является Исследовательская служба Конгресса (ИСК). ИСК — научно-исследовательский институт со штатом порядка одной тысячи сотрудников. Организационно ИСК входит в состав Библиотеки Конгресса и обеспечивает информационные потребности этого высшего законодательного органа власти. ИСК пользуется большим авторитетом в научном мире как внутри США, так и за их пределами в силу высокойквалификации штата ученых икачества проводимых исследований.

Другим инструментом анализа в Конгрессе CШA является футуристическая группа конгрессменов, известная под названием «Группа Конгресса по сбору информации о будущем». Эта группа совместно с ИСК провела в 1979 году ряд слушаний, на которых, согласно сообщению ИСК, обсуждался «ряд эзотерических тем», например, «Возможные последствия исследований сознания», «Парапсихологические открытия за железным занавесом», «Дальновидение». Как отмечалось в печати, слушания вызвали серьезный интерес со стороны как многих членов Конгресса и их аппарата, так и ряда комиссий обеих палат Конгресса. Вызванный этими слушаниями интерес материализовался в июне 1981 года, когда Комитет по науке и технике ИСК по запросу ряда заинтересованных конгрессменов подготовил документ о результатах изучения текущего состояния парапсихологических исследований в США и их значимости.

Этот краткий документ вышел под названием «Исследования в области физики сознания». Суть документа отражена в кратком резюме: «Последние эксперименты по “дальновидению” и другие исследования вобласти парапсихологии предполагают, что существует “внутренняя связь” сознания человека с сознанием других людей и сматерией. Эта внутренняясвязь является, по-видимому, функциональной по своей природе и усиливается под воздействием воли и эмоций».

В документе отмечалось, что исследования в области «физики сознания» назывались по-разному: психология», «исследования сознания человека», «ментальная телепатия», «психокинез» и пр. Указывалось, что лишь недавно удалось осуществить серьезные и научно-обоснованные попытки понять и измерить функциональную природу внутренней связи «сознание — сознание» и «сознание — материя». Утверждалось, что эксперименты по изучению внутренней связи «сознание — сознание» дали некоторые обнадеживающие результаты. В то же время эксперименты по изучению внутренней связи «сознание — материя» (эксперименты по психокинезу) дали менее впечатляющие, но весьма загадочные результаты, которые, как сообщается в отчете, «свидетельствуют о том, что человеческий мозг, по всей вероятности, способен получать информацию вне зависимости от пространства и времени».

В разделе «Важность данного направления исследований» говорится, что не существует определенности относительно того, каковы могут быть результаты фундаментальных и прикладных исследований в этой области. Поэтому можно лишь предполагать, насколько важны будут такие исследования и какое потенциальное значение для США и человечества в целом они будут иметь. Высказывалось предположение, что результаты первых этапов исследований могут иметь отношение к ряду областей.

Так, например, предполагалось, что в области национальной безопасности найдет применение способность человека определять и узнавать объекты, удаленные на большие расстояния, и воздействовать на чувствительную аппаратуру и других людей. Способность человека получать пси-информацию может стать важным фактором принятия решений. В исследовательской деятельности квалифицированные экстрасенсы смогут использовать «эмоциональные отпечатки» прошедших событий для решения задач как в области археологии, так и в следственной практике полицейских органов. В области здравоохранения могут быть разработаны методы лечения, основанные на сочетании традиционных и парапсихологических методов.

Подчеркивалось, что признание факта существования внутренней связи «сознание — сознание» может иметь далеко идущие социальные и политические последствия для США и всего человечества.

В заключительном разделе — «Вопросы, предлагаемые Конгрессу на рассмотрение», отмечалось, что сомнения в полезности и практической значимости результатов исследований в области «физики сознания» в значительной степени объясняются их недостаточным до последнего времени финансированием: неудовлетворительное качество исследований в этой области частично является следствием нехватки средств на их проведение. «Учитывая большое потенциальное и далеко идущее значение знаний в этой области, а также широкую поддержку, которую подобные исследования получили в СССР на более высоком и более официальном уровне, — отмечалось в документе, — Конгресс, вероятно, захочет провести серьезную оценку состояния исследовательских работ в этой области». Поэтому Конгрессу США рекомендовалось проработать такие вопросы: достаточны ли ассигнования на исследования в области «физики сознания»? Как относятся этим исследованиям представители естественных и гуманитарных наук, а также религии? Каково отношение общественности к подобным исследованиям? Какова должна быть роль правительства США в этом вопросе? Какие ведомства будут или должны участвовать в таких исследованиях?

Рассмотренный документ Комитета по науке и технике ИСК был готов в июне 1981 года. А в августе того же года в Сиракузском университете (США) проходил 25-й ежегодный съезд Парапсихологической ассоциации. На съезде выступила доктор парапсихологии Барбара Хонеггер, состоявшая в штате работников Белого дома. Она отметила, что федеральное правительство проявляет большой интерес к полученным парапсихологами результатам, но отнюдь не к их интерпретации. Парапсихологическая терминология, по ее словам, является главной помехой допустимости этой области. В связи с этим она предложила образовать специальный комитет с целью разработки нейтральной терминологии.

Тем временем в Конгрессе США сохранялся интерес к проблемам, возникающим при осмыслении последствий, связанных с возможным «прорывом» в области парапсихологии. Очередное требование Конгресса дать оценку значимости этих проблем его Исследовательская служба получила в 1982 году. 35-страничный закрытый отчет ИСК был готов уже в июне 1983 года.

Событие это не осталось без внимания со стороны как американской, так и английской прессы. Респектабельный английский журнал «Сайнс» в одном из своих номеров за декабрь 1983 года писал о том, что «хотя по крайней мере один член Конгресса США, сенатор Клайборн Пелл, публично выразил свой интерес к парапсихологии, тем не менее очевидно, что икое-кто еще проявил любопытство к этой теме, запросив Исследовательскую службу Конгресса США сообщить о статусе подобных исследований. Однако эта служба не называет имен заказчиков отчета, составленного X. Доджем и озаглавленного “Исследования в области ‘пси’-феноменов: текущий статус и относящиеся к Конгрессу США тенденции”».

Согласно «Сайнс», этот отчет «рассматривает потенциальные возможности парапсихологических исследований в интересах безопасности, борьбы с преступностью, в области образования и здравоохранения». Особое внимание обращено на недавний интерес, проявленный к этой области со стороны правительства КНР. Отмечены работы Р. Джана в Принстонском университете (в области телекинеза, пси-взаимодействия человека с компьютером, в частности, возможность дистантного психокинетического нарушения памяти единичного чипа) и Г. Путхофа из Стенфордского университета, который добился 70% правильного опознания мишеней посредством дальновидения. «Хотя в отчете отмечается, — пишет “Сайнс”, — что физической теории пси не создано, это не причина отказа от прикладного использования пси-феноменов».

В сентябре 1983 года «Журнал парапсихологии» следующим образом кратко суммировал основное содержание этого документа ИСК: терминология; история; современный статус пси-исследований в США; современный статус пси-исследований в других странах, главным образом в СССР и в Китае; старые и современные физические теории пси-явлений, включая теории, основанные на статистической механике и термодинамике, квантовой механике и на голографической трансформации; общественное и научное восприятие пси-исследований. Отмечено, что X. Додж — составитель отчета, в основном опирался на известную статью Р. Джана «Нестареющий парадокс парапсихических явлений», опубликованную в 1982 году; в частности, список литературы и примечания целиком взяты из этой статьи.

Пожалуй, наиболее полно этот отчет ИСК рассмотрен в независимом бюллетене научной политики «Научные и правительственные сообщения» от 1 октября 1983 года. Статья называется «Исследования и разработки в области “пси”: Конгресс получает благоприятный отчет». В ней говорится, что в неопубликованном отчете отдела исследований в области научной политики Исследовательской службы Конгресса содержится осторожная, но в целом оптимистическая оценка пси-исследований и возможного использования их результатов в гражданских и военных целях. Главный пункт этого отчета состоит в том, что в то время как пси-исследования в США буквально задыхаются в тисках финансового голода — при ассигнованиях порядка 500 тысяч долларов в год, преимущественно из частных источников, — соответствующие расходы СССР простираются до десятков миллионов долларов.

Среди потенциальных сфер прикладного использования пси-феноменов отмечается «революционная возможность психокинетического... нарушения функций памяти единичных микроэлектронных чипов». Перечень возможных областей применения пси-феноменов включает в себя военную разведку, борьбу с преступностью, саморазвитие, психотерапию, научные открытия и множество других сфер, включая криминалистику, вероисповедание и пр.

Указывается, что X. Додж, составитель отчета, специалист в области науки о живых организмах отдела исследований в области научной политики ИСК, считает самого себя «агностиком» в вопросах, относящихся к пси-феноменам. Это замечание, по всей видимости, должно создать у читателя впечатление беспристрастности автора, составившего благоприятное мнение о перспективах предмета исследования вопреки своему неверию.

В отчете ИСК говорится, что было бы неправильно оставить читателя под впечатлением, что пси-феномены всецело отвергаются как наукой, так и широкой общественностью. Истина оказывается совершенно противоположной: недавние опросы общественного мнения показали позитивное в целом отношение как вопросу о реальности пси-явлений, так и к вопросу о целесообразности их изучения. К тому же недавние эксперименты, проведенные при соблюдении самых строгих условий, дали весьма убедительные результаты, хотя физические механизмы этих необычных феноменов пока остаются необъясненными. Отчет ИСК также обращает внимание на то, что сведения о в феноменах, наблюдаемых в естественных или регистрируемых в экспериментальных условиях, фиксируются — причем с удивительным постоянством — на протяжении всей истории развития человечества.

В отчете ИСК отмечается, что предварительные положительные результаты исследований в области взаимосвязи «сознание — сознание» и «сознание — материя» открывают возможность получения человеком информации вне зависимости от пространства и времени: «Если позже такие предположения подтвердятся, тогда способность человечества функционально и в условиях повторяемости управлять этими явлениями станет фактической целью пси-исследований. Пути использования такого развития событий в интересах общества и правительства распадаются на три фундаментальные категории: 1. Получение информации. 2. Практическое применение полученной информации. 3. Как следствие — общее расширение человеческих возможностей».

Отметив установившуюся в США и за их пределами, особенно в СССР, практику широкого использования биолокационного эффекта для поиска воды, нефти и других месторождений, отчет утверждает: «Можно ожидать, что такие функции, как дистанционное восприятие, предвидение и ретрокогниция [4] представляют потенциальный интерес для разведывательных служб, органов борьбы с преступностью и органов наблюдения».

Согласно отчету ИСК, пси-исследования требуют значительно большего финансирования, масштабы которого, однако, не уточняются. Документ заканчивается следующей фразой: «Само по себе признание, что “пси” способно расширить человеческие возможности, может иметь далеко идущие последствия для науки и общества, которому она служит».

Интерес высших эшелонов гражданской и военной власти США к военному потенциалу феномена пси, конечно же, не ограничивается временным горизонтом 1983 года. Последующее развитие событий было описано в предпоследнем разделе пятой главы. Напомним их вкратце:

— 1985 год. Армия США поручила Национальному научно-исследовательскому совету (ННИС) Национальной академии наук США рассмотреть возможность создания «сверхсолдата» на базе пси- и других необычных феноменов, выделив на это 425 тысяч долларов;

— 1987 год, декабрь. ННИС выпустил отчет «Повышение человеческих возможностей: результаты, теории, методики». Согласно отчету ННИС, его экспертный комитет «не нашел научного подтверждения существованию парапсихологических явлений»;

— 1988 год, сентябрь, 30-го. На однодневной конференции, подготовленной и созванной Управлением по обмену технологией Конгресса США по требованию сенатора К. Пелла и Совета по обмену технологией, была дана переоценка негативного вывода ННИС о перспективах использования пси-феноменов в гражданских и военных целях.

Добавим к этому, что, как стало известно в конце 1990 года , К. Пелл не собирался отказываться от его места в Сенате. Содействовать кампании по избранию К. Пелла в Конгресс США был намерен якобы и Ури Геллер, широко известный своими пси-способностями. Как бы то ни было, но К. Пелл сохранил не только свое место в Конгрессе США на очередной срок, но и весьма ответственный пост. 2 января 1992 года председатель Комитета по иностранным делам Сената США К. Пелл прибыл в Москву, где встречался с министром иностранных дел России А. В. Козыревым. Все эти и ряд других фактов свидетельствуют о сохранении и укреплении в высших эшелонах гражданской и военной власти США сил, заинтересованных в углубленном продолжении и дальнейшем расширении пси-исследований. Если эта заинтересованность покоится на гуманных целях, ее следует только приветствовать.

Примечания

[1]Вначале его предполагалось рассекретить лишь 31 декабря 1990 года.

Наши рекомендации