Организация психологической помощи пострадавшим от насилия в отсроченном периоде. 4 страница

Существенными признаками школьной психодиагности­ки выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблю­даются отклонения, недостатки с целью осуществления кор­рекции, оказания помощи в их преодолении.

Возрастная норма развития есть средний показатель раз­вития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.

Недостатки в развитии — это отсутствие положительных качеств; свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

Отклонения — появление отрицательных качеств, свойств, привычек.

Дисгармонии развития — несбалансированность психичес­ких процессов, свойств, качеств и состояний, обусловлива­ющих неустойчивость и противоречивость личности и нару­шающих ее социализацию и индивидуализацию.

Нарушения развития (дизонтогенез) — огра­ничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития — отклонения, нарушения в раз­витии, вытекающие из подавленности самореализации лич­ности и приводящие к извращению самой сути развития.

ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствую­щей гипотезы, получение определенного обобщения из на­блюдаемого фактологического материала. Этот процесс мо­жет иметь следующую структуру.

1. Констатация определенного неблагополучия в деятель­ности или поведении данного ребенка.2. Осознание возможных его причин.3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.5. Проверка предположения путем анализа всей сово­купности имеющихся данных.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.

Задачи психодиагностического обследования детей и подростков1. Изучение проявлений отдельных симптомов психичес­кого состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окруже­ния на развитие его перспективы.3. Исследование характера психического развития, его темпов.4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.

Психодиагностика располагает богатым арсеналом мало-формализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, ин­тервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидакти­ческие тесты или тесты учителя) и строго формализован­ных методов (опросники, психологические тесты).

Обоснованный выбор методов, обеспечивающих эффек­тивность психодиагностического исследования определяется:а) учетом поставленных задач;б) выявлением особенностей проявления изучаемых пси­хических свойств в процессе деятельности;в) соотношением различных, взаимодополняющих друг друга методов;

г) валидностью методик, т.е. точным соответствием ин­струмента исследуемому параметру;д) получением дополнительной информации при неце­левом использовании других методов;е) оптимальным подбором количества методов в соот­ветствии с целью, возрастом и условиями;ж) предъявлением методик с учетом особенностей кон­такта и в возрастающей степени сложности.

Процедура психодиагностического исследования вклю­чает ряд этапов:

1. Подготовка к исследованию, определение целей и за­дач, подбор методик, их освоение.2. Беседа с ребенком (подростком), установление поло­жительного эмоционального контакта, формирование мо­тивации на выполнение заданий.3. Психодиагностический эксперимент.

Выводы психодиагностического исследования использу­ются как в широком плане (диагноз личности, прогноз раз­вития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная ра­бота).

Итак, психодиагност-практик работает с конкретной уникальной ситуацией клиента, даже если это ситуация массового обследования.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМЗадача психолога в педагогическом консилиуме — по­мочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллек­туального развития ребенка, основных качеств его личнос­ти, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мо­тивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перс­пектив его дальнейшего развития и наметить реальную про­грамму работы с ним. Педагогичес­кий консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, Позволяет объективно их понять и по­строить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявлен­ных проблем и недостатков.проведение консилиума, требует тщатель­ной подготовки, в ходе которой психолог планирует реше­ние нескольких задач:

1. Показать педагогическому коллективу ребенка с раз­ных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. 2. Добиться понимания каждым учителем того, что пси­холог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену ус­тановки учителя по отношению к данному ребенку. 3. Выработать коллективное понимание всеми учителя­ми сути личностной проблемы ребенка.

Психолого-педагогический консилиум, будучи грамот­но подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педагогического коллектива.

В задачи консилиума входит:1. Выявление характера и причин отклонений в поведе­нии и учении учащихся.2. Разработка программы воспитательных мер в целях кор­рекции отклоняющегося развития.3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интег­рация психологического и методического знания.

Диагностическая функция консилиума заключается в изу­чении социальной ситуации развития, определении доми­нанты развития, потенциальных возможностей и способно­стей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.Воспитательная функция консилиума включает в себя раз­работку проекта педагогической коррекции в виде ряда учеб­но-воспитательных мер, рекомендуемых классному руково­дителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечеб­ный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учеб­но-воспитательные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (ру­ководитель консилиума, психолог, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностичес­кая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностичес­кая карта учащегося.На втором этапе проводится заседание, на которое при­глашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема за­седания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее до­полнение членами консилиума, собеседование с родителя­ми и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, вы­работка рекомендаций.Документация консилиума включает в себя три наиме­нования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклоне­ния в поведении, деятельности и общении ученика Рекомендуе­мые меры

Консультирование

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или груп­повыми. Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по от­дельным учебным предметам, нежелание и неумение де­тей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения соб­ственных профессиональных умений, возможности выяв­ления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школь­никами.

Основные проблемы, по которым обращаются к психо­логу родители: как готовить детей к школе, отсутствие ин­тересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повы­шенная: рассеянность, неорганизованность, несамостоятель­ность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) с сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения.

Проблемы, с которыми к психологу час­то обращаются подростки и старшие школьники:

1. Субъективные переживания по поводу неблагополу­чия отношений с другими — застенчивость, страх, препят­ствующие общению, желание пользоваться большим успе­хом у сверстников, переживание чувства обиды на кого-то давление и угрозы со стороны компании сверстников. 2. Взаимоотношения в семье — непонимание со сторо­ны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подрост­ков за самостоятельность, уходы из дома; семейные кон­фликты.3. Проблема «мальчик — девочка» вне сферы секса - ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, сопер­ничество и ревность, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т. д.4. Секс и беременность — давление со стороны партне­ра с требованием интимной близости, беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниям и, сексуальные комплексы.5. Нереализованная потребность в романтической люб­ви, в ее духовных началах.6. Школа — успеваемость, несправедливость со сторо­ны учителей, отказ ходить в школу.

7. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально-экономических вопросах.8. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ — поиск медицинской информа­ции; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.9. Досуг и молодежная рок-культура.10. Личные проблемы и переживания — чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по по­воду своего физического облика, переживание утраты смыс­ла жизни и т. п.

В непосредственном контакте с детьми психолог рабо­тает вместе с ними над решением возникающих у них про­блем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующе­му соблюдения определенных условий.

Следует развести понятия «психопрофилактика» и «пси­хологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога.

Психопрофилактическую работу следует начинать тог­да, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном слу­чае исходить от психолога. Психологическую консульта­цию мы проводим тогда, когда к нам пришли с пробле­мой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появ­ление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Осуществляя консультативную работу в школе, психо­лог решает следующие конкретные задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащих­ся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненно­го самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориен­тации, культуры умственного труда и т. п.4. Способствует повышению психологической культу­ры педагогов и родителей путем проведения индивидуаль­ных и групп. консультаций, участием в педсоветах, классных родит. собраниях.5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.

Задачи психологической профилактикиВ психопрофилактике выделяют три уровня:I уровень — так называемая первичная профилактика Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психичес­ких ресурсах практически всех детей. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. III уровень — третичная профилактика. Внимание пси­холога концентрируется на детях с ярко выраженными учеб­ными или поведенческими проблемами, его основная за­дача — коррекция или преодоление серьезных психологи­ческих трудностей и проблем. Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психи­ческое и психологическое здоровье детей и школьников.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельнос­ти детского психолога, направленный на сохранение, укреп­ление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.Психологическая профилактика предполагает:1) ответственность за соблюдение в д.о.у. психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возр. этапе;2) своевременное выявление особенностей ребен­ка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интел. и эмоц. развитии, в его поведении, отношениях;3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на след. возрастную ступень.Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интел. или личностном развитии.Чрезвычайно важной задачей считается разработку мер профилактики или предупреждения психической депривации у детей. Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней среды в надлежащем количестве, в определений сгруппированности и временной последовательности. Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и позна­ний. В-третьих, необ­ходимо создать условия для развития положительных стой­ких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома. В-четвертых, необходимо об­легчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли.Психологи следят за соблюдением в детском саду, шко­ле и других психологических условий обучения и воспита­ния, необходимых для нормального психического развития в формирования личности детей на каждом возрастном этапе.Они ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванные неуверенностью в своих знаниях, боязнью вызова к доске и пр. Психолог предупреждает возможные осложнения в пси­хическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.Пожалуй, наиболее сложным и уязвимым является пере­ходный период от дошкольного к школьному детству. Имен­но несформированность на предшествующем этапе необ­ходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯПод психологической коррекцией понимается деятель­ность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.

В работе психолога образования коррекция характеризу­ется как совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, направленных либо на исправление, либо на профи­лактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекционной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, на­правленная на источники и причины этих отклонений.Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нор­мального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогически причинами.Выделяют три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключе­ние о мозговой организации исследуемого явления.

Общепсихологический анализ содержания нормы психи­ческого развития предполагает использование данных об ос­новных закономерностях и механизмах функционирования психики.

Возрастно-психологический уровень анализа позволяет кон­кретизировать полученные данные применительно к возра­сту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принци­пами: принципом нормативности развития, принципом «сверху вниз» и принципом системности развития психи­ческой деятельности. Тактика коррекционной работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.Принцип нормативности: принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона воз­раста.Принцип «сверху вниз: создание зоны ближайшего развития личности. Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции задает направление через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных и различных отношениях.

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫЦель программы: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нор­мальному эмоциональному самочувствию и общению со свер­стниками.Предмет психокоррекции — эмоциональная сфера детей:1) состояние психического дискомфорта,2) зависимость от окружающих,3) противоречивость личности,4) враждебность,5) тревожность.

Объект психокоррекции: школьники с эмоциональными проблемами.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи).2. Проверяются: обучаемость ребенка, сформированность элементов учеб­ной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.3. Анализируются: особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, про­сматриваются его.5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оцен­кам, какую получает типичную обратную связь от взрослых.6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности.7. Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробный анализ истории поведения, анализ самими родите­лями консультируемой ситуации.

РеабилитацияПрежде всего как фактор риска следует назвать дисгар­моничную семью (семьи, где один из членов страдает нервно-психичес­ким расстройством или химической зависимостью (напри­мер, алкоголизмом). К наследственному фактору, прибавляются непредсказуемость семейной ситуа­ции, ее чреватость неприятными неожиданностями. Пагуб­ные последствия этого фактора далее будут рассмотрены более подробно;— собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в ко­торых основной проблемой являются отношения между чле­нами семьи. В литературе выделены различные типы дис­гармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригид­ная псевдосолидарная семья семья-«театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад»— семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.

Вторым фактором можно назвать соматические заболе­вания и тяжелые травмы. Хронические соматические забо­левания, в особенности сочетающиеся с неправильным вос­питанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, могут вы­зывать чувство неполноценности у подростка и т. д. Не ме­нее опасны заболевания центральной нервной системы, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям (например, эпилепсии). Третий фактор риска, о котором необходимо упомянуть - неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками. Урок психологииНа уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс позна­ния и понимания себя и других; способствовать личностно­му росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать ком­муникативные умения и обогащать поведенческий потен­циал подростков.Рекомен­дуем использовать лекции, психодиагностические практи­кумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитаци­онные игры. По форме уроки психологии напоминают социально-пси­хологические тренинги.

Наши рекомендации