Организация психологической помощи пострадавшим от насилия в отсроченном периоде. 4 страница
Существенными признаками школьной психодиагностики выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении.
Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.
Недостатки в развитии — это отсутствие положительных качеств; свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.
Отклонения — появление отрицательных качеств, свойств, привычек.
Дисгармонии развития — несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.
Нарушения развития (дизонтогенез) — ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций.
Деформация развития — отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития.
ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствующей гипотезы, получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Этот процесс может иметь следующую структуру.
1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка.2. Осознание возможных его причин.3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.5. Проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных.
Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.
Задачи психодиагностического обследования детей и подростков1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.3. Исследование характера психического развития, его темпов.4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
Психодиагностика располагает богатым арсеналом мало-формализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты).
Обоснованный выбор методов, обеспечивающих эффективность психодиагностического исследования определяется:а) учетом поставленных задач;б) выявлением особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности;в) соотношением различных, взаимодополняющих друг друга методов;
г) валидностью методик, т.е. точным соответствием инструмента исследуемому параметру;д) получением дополнительной информации при нецелевом использовании других методов;е) оптимальным подбором количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями;ж) предъявлением методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности.
Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов:
1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.3. Психодиагностический эксперимент.
Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа).
Итак, психодиагност-практик работает с конкретной уникальной ситуацией клиента, даже если это ситуация массового обследования.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМЗадача психолога в педагогическом консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, Позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков.проведение консилиума, требует тщательной подготовки, в ходе которой психолог планирует решение нескольких задач:
1. Показать педагогическому коллективу ребенка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. 2. Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. 3. Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка.
Психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педагогического коллектива.
В задачи консилиума входит:1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся.2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания.
Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета).
Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Ф.И.О. | Класс | Состав консилиума | Основные отклонения в поведении, деятельности и общении ученика | Рекомендуемые меры |
Консультирование
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная: рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) с сестрам или братьям.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения.
Проблемы, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники:
1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими — застенчивость, страх, препятствующие общению, желание пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды на кого-то давление и угрозы со стороны компании сверстников. 2. Взаимоотношения в семье — непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома; семейные конфликты.3. Проблема «мальчик — девочка» вне сферы секса - ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т. д.4. Секс и беременность — давление со стороны партнера с требованием интимной близости, беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниям и, сексуальные комплексы.5. Нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах.6. Школа — успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ ходить в школу.
7. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально-экономических вопросах.8. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ — поиск медицинской информации; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.9. Досуг и молодежная рок-культура.10. Личные проблемы и переживания — чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.
Следует развести понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога.
Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групп. консультаций, участием в педсоветах, классных родит. собраниях.5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.
Задачи психологической профилактикиВ психопрофилактике выделяют три уровня:I уровень — так называемая первичная профилактика Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.Психологическая профилактика предполагает:1) ответственность за соблюдение в д.о.у. психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возр. этапе;2) своевременное выявление особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интел. и эмоц. развитии, в его поведении, отношениях;3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на след. возрастную ступень.Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интел. или личностном развитии.Чрезвычайно важной задачей считается разработку мер профилактики или предупреждения психической депривации у детей. Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней среды в надлежащем количестве, в определений сгруппированности и временной последовательности. Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома. В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли.Психологи следят за соблюдением в детском саду, школе и других психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития в формирования личности детей на каждом возрастном этапе.Они ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванные неуверенностью в своих знаниях, боязнью вызова к доске и пр. Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.Пожалуй, наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯПод психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.
В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекционной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, направленная на источники и причины этих отклонений.Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогически причинами.Выделяют три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления.
Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.
Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: принципом нормативности развития, принципом «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.Принцип нормативности: принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста.Принцип «сверху вниз: создание зоны ближайшего развития личности. Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции задает направление через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных и различных отношениях.
ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫЦель программы: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.Предмет психокоррекции — эмоциональная сфера детей:1) состояние психического дискомфорта,2) зависимость от окружающих,3) противоречивость личности,4) враждебность,5) тревожность.
Объект психокоррекции: школьники с эмоциональными проблемами.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи).2. Проверяются: обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.3. Анализируются: особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его.5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых.6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности.7. Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробный анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации.
РеабилитацияПрежде всего как фактор риска следует назвать дисгармоничную семью (семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом). К наследственному фактору, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации, ее чреватость неприятными неожиданностями. Пагубные последствия этого фактора далее будут рассмотрены более подробно;— собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи. В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья семья-«театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад»— семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Хронические соматические заболевания, в особенности сочетающиеся с неправильным воспитанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, могут вызывать чувство неполноценности у подростка и т. д. Не менее опасны заболевания центральной нервной системы, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям (например, эпилепсии). Третий фактор риска, о котором необходимо упомянуть - неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками. Урок психологииНа уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и других; способствовать личностному росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков.Рекомендуем использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры. По форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги.