Методические модели процесса обучения
На практических (семинарских) занятиях по дисциплинеприменяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссия, практические методы: устные, письменные и графические упражнения, решение задач, практические работы, дидактические (ролевые и деловые) игры, психологические тренинги и т. д.
Самостоятельная работа
В широком смысле под самостоятельной работой студентаследует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним (собеседование), в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий) и заключается в работе с печатными источниками: учебными пособиями, монографиями, книгой, периодическими научными и научно-популярными изданиями, энциклопедиями, справочниками и словарями, интернет-источниками. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- конспектирование;
- составление плана текста;
- тестирование;
- цитирование;
- аннотирование;
- рецензирование;
- составление справки;
- составление формально-логической модели;
- составление тематического тезауруса;
Примечание:ксерокопирование и сканирование текстов является копией источника информации и не является самостоятельной работой обучающихся.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов (слушателей) для дисциплины установлен в количестве 36 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в предмет « Психология»
Психология, как наука. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики. Соотношение материи и сознания. Направления – диалектическое и материалистическое. Представители идеалистической философии – психика как нечто первичное. Материалистическое понимание – психика как нечто вторичное, производное от материи.
Связь психологии с другими науками. Специфика проблем, изучаемых данным курсом. Теоретические и практические задачи данного предмета. Содержание учебного курса «Психология», его место в подготовке специалистов в нашей стране и за рубежом. Различия между житейскими и научными подходом к данной теме.
Психология- 1. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. 2. совокупность психических процессов, которые обуславливают какой-либо род деятельности.3.наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Исторический характер становления психологии.
Существует два этапа исторического развития психологии. Это этап психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду психология научная.
ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК
БОГИ И БОГИНИ ( мифы, легенды)
ФИЛОСОФИЯ, как наука (Платон, Аристотель)
Иудейско-христианская религия
Богословы философские школы (софизм)
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
( Коперник, Кеплер, Галилей)
Зарождение естественных наук
ХИМИЯ ФИЗИКА ФИЗИОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Научный метод
(в лаборатории)
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Конец XIX века
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Конец XIX века
Этимология слова:термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche –душа, психика
Logos – знание, осмысление, изучение
Миф о Психее, Эроте и Афродите.
Предмет психологии - законы порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животного. Деятельность рассматривается как исходная реальность, с которой имеет дело психология. Психика-субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (животному) для поведения и деятельности .