Дополнительные приемы постановки звуков

Дополнительные приемы постановки звуков - student2.ru Бывает так: можно долго биться над постановкой какого-нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным ска­зать ребенку, чтобы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно.

Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в дру­гом случае — это могут быть поднятые вверх плечи и т. п.), в этот мо­мент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мыш­цы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже пра­вильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились — звук сразу же и получился.

Но ребенку никогда нельзя говорить, чтобы он расслабил мыш­цы.Он в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ рас­слабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые, так сказать, «обходные маневры».

Рассмотрим, какие комплексы мышечных напряжений могут быть у ребенка. Пожалуйста, все виды напряжений «примеряйте» на себя, чтобы почувствовать каким образом они мешают произношению.

ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

• Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание,то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хва­тать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, на­прягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клет­ки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возни­кает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продол­жаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох. Онглубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи

поднимет — чтобы больше воздуха вошло, и чтобы удобнее было его в себе удерживать, и с напряженными мышцами, да еще и под давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно.

Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воз­дух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

У ребенка могут быть подняты плечи.Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напря­гается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится.

В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще луч­ше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

Подбородоку ребенка может быть «притянут»к груди.Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зу­бам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные рече­вые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем силь­нее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребе­нок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, напри­мер. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему. У ребенка могут быть «выпучены» глаза.Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и ста­новится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.

Головаребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад.Под­бородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выд­вигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее.

Попробуйте принять такое положение и произнести, например, следующий звуковой ряд: [с], [з], [ц], [ч], [щ],— почувствуйте воз­никающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, на­прячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыб­ку, да еще и потренироваться.

Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, кото­рый описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.

Головау ребенка может быть вытянута вверх.Шея при этом на­пряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ре­бенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше есте­ственного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где должны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.

Ребенок может слишком широко открывать рот.Почти всегда оп­тимальной шириной просвета между зубами является просвет, ха­рактерный для произнесения звука [ы],иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до аль­веол. Широко открытый рот также способствует нарушению рече­вого выдоха— воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот. Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить зву­ки.Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь язы­ка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений. Ребенок может слишком плотно прижимать языкк зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая про­свет, в который выходит воздух.

Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться), говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц.

Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышеч­ных напряжений. В любом случае принимайте позы вашего ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произ­носить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.

Если мышечные зажимы у ребенка трудно преодолеваются предложен­ными здесь способами, позанимайтесь с ним так, как это описано на с. 33-41.

Наши рекомендации