Процесс формирования умственных действий

Восприятие, хранение и переработка информации − необходимые условия успешного решения мыслительной задачи так как каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).

По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация − это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

цель (ориентировочную основу для решения задач);

условия, в которых задается данная цель;

потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею.

От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача − это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

Большое значение при решении задач имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

I. Ориентировочные действия

II. Исполнительные действия

III. Нахождение ответа

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий.

Главное в мыслительном поиске − возникновение гипотезы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.

Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет − процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика − наука о закономерностях мыслительного поиска.

Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.

Для решения подавляющего большинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений.

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я. Гальперину):

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

V. Формирование действий во внутренней речи.

Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход «извне внутрь».

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций сравнение-обобщение, абстракция − классификация − конкретизация. Мыслительные операции − это мыслительные действия. Сравнение − это мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение − элементарная первичная форма познания. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания. На основе сравнения делаются обобщения. Обобщение − свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Осуществляется обобщение на двух уровнях. Первый, элементарный уровень − генерализация (соединение сходных предметов по внешним признакам). Но познавательную подлинную ценность представляет собой обобщение второго уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства. Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений − на основе вычисления существенно-общего, раскрытия закономерных связей и обобщений, т.е. на основе абстракций. Абстракция − операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. На основе общения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация − группировка объектов по существенным признакам. В отличии от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении. На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному. Конкретизация − познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация − высший этап в познании объективного мира, теоретическое освоение действительности.

Наши рекомендации