Уровень актуального развития, то, что ребенок может сделать самостоятельно, на основе созревших функций.

Вопрос №16 Психоанализ о закономерностях детского развития. Стадии развития.

Фрейд считал, что каждый человек проходит 5 стадий развития личности. Каждая стадия определяется тем, на какой из частей тела будет сосредоточено либидо. Раздражение этого участка тела приводит к получению удовольствия. То есть человек удовлетворяет свои влечения и оттого, как происходит процесс удовлетворения – будет формироваться определенные черты личности, то есть раздражение этих частей тела приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.

Стадии:

1Оральная (от рождения до 1 – 1,5) либидо сосредоточено в области рта, языка, губ и связано с кормлением грудью. На этой стадии формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым (пессимисты и оптимисты). Комфорность ( если слишком много кормить) излишняя зависимость от окружающих. Оральная стадия характеризуется максимальным развитием ОНО.

2Анальная стадия (от 1 – 3) либидо сконцентрировано в области ануса. На этой стадии начинает формироваться ЭГО, осознание. Социум к опрятности. Особенности характера: скрытность, накопительность, агрессивность, экономность. Все эти качества являются следствием разного отношения ребенка к естественным процессам, которые были объектом внимания во время приучения опрятности. Самоконтроль начинает формировать ЭГО, а к 3 годам СУПЕР ЭГО (нормы – правила - система установок)

3Фаллическая (ОТ 3 – 5 ) период детской сексуальности . Либидо сконцентрировано на гениталиях ребенка, до этой стадии сексуальность была аутоэротична ( на себя) На этой стадии сексуальность ребенка направлена на др объект и становится предметным. Дети испытывают определенную привязанность к родителю противоположного пола. Появляется Эдипов комплекс ( мальчик к маме) и комплекс Электры ( девочка к папе ). Ребенок рассматривает родителя своего пола как соперника . Значение этого комплекса- установка доверительных отношений к человеку противоположного пола. Ребенок учится взаимодействовать в системе тройственных отношений . ( ребенок - мать – отец ). Амбивалентность отношений – это умение взаимодействовать с членами семьи в ситуации противоречивых, прямо – противоположных эмоциональных состояний (люблю – ненавижу). Либидо - в области гениталий. Нечаянное задевание этой области вызывает раздражение, снятие раздражения - появление детской маструбации. Маструбация детская проходит сама собой к 6 годам в период идентификации. У детей появляется особый интерес к противоположному полу - появляется страх кастрации. Детская маструбация будет тем больше, чем больше психоэмоциональный стресс у ребенка. Идентификация - это присвоение ребенком особенностей поведения, привычек, внешнего облика родителя своего пола. Основа половой идентификации. К 5 годам личность с точки зрения Фрейда сформирована . Начинает зарождаться рефлексия, благоразумие, основа рационального мышления.

4Латентная стадия ( 5 – 12) снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на учебу. Между детьми дружеские отношения, а основе лежит успешность деятельности. Потребность познания.

5Генитальная стадия (12 – 18 ) либидо начинает концентрироваться на всех эрогенных зонах. Характеризует взрослую сексуальность. На этой стадии важно чтобы интерес удовлетворялся доступным образом.

17.Психологическая характеристика «Эдиптова комплекса» и «комплекса Электры», их значение в развитии личности ребенка.

Комплекс Эдипта – понятие, предложенное Фрейдом для обозначения бессознательного влечения мальчика трех-пяти лет к собственной матери, а т.ж желание заменить собой или устранить отца.

Комплекс Электры - … бессознательного возникающего у девочки недоброжелательного отношения к матери и влечение к отцу. (особое чувство привязанности любви)

Эти комплексы возникают в период высшего пика детской сексуальности на фаллической стадии. Дети испытывают определенную привязанность к родителям противоположного пола, т.к либидо сконцентрировано на гениталии ребенка и сексуальность направлена на др.объект, а не на себя, и становится предметным. Ребенок рассматривает родителя как соперника. У него формируется на бессознательном уровне установка доверительного, безопасного отношения человек к противоположному полу.

Наши рекомендации