Мнение портретного фотографа
Зарабатывать портретной фотографией безусловно можно. Для начала нужно выяснить, где вы будете всё это снимать. Желательно найти «непрактикующего» художника или скульптора и договориться с ним о постоянной аренде пригодного помещения. Личные качества – это всё в основном вода водяная, потому что люди приходят к тебе, не общаясь с тобой ранее, а посмотрев твои работы где-то еще. И известным быть совсем не обязательно. У нас "известных студийных фотографов" наберется 2-3 десятка. У них есть имя. Но знают их только в определенных кругах: в мире рекламы, полиграфии, дизайна и т.д. Простому смертному, желающему запечатлеть себя любимого, эти имена неизвестны. Так что здесь скорее всего важней качество вашей работы. Чтобы человек захотел у вас сняться, ему надо показать нечто такое, что ему очень понравится. Это можно делать, размещая свои фотографии в интернете. Хотя я рекламу как таковую не даю, из сети иногда заглядывают заказчики. Интернет вообще очень помогает. Всегда проще человеку еще по телефону сказать свой www-адрес и он быстро сможет определиться, надо ему к тебе или нет. А в основном все заказы идут по рекомендации от тех, кому уже сделал что-то. Кого-то снял хорошо, на стенку повесили, люди в гости пришли – увидели, захотели. Цены можно определить опять же по интернету, посмотреть на чужие работы и цены на них - и отсюда определиться, какого ты уровня и какому порядку цен ты можешь соответствовать.
Можно ли прожить на портретах, если студии нет? Сильно сомневаюсь по этому поводу. Где вы будете снимать? У себя дома… Это всё годится для съемки близких знакомых, в виде эксперимента. Надо найти постоянную студию, которую можно снимать хотя бы по часам. В среднем оборудованная студия приемлемого уровня стоит около 10 у.е. в час. Но зато вам не надо покупать свет, который стоит немалых денег, не надо покупать фоны, которые рвутся, мнутся, пачкаются. В конце концов, вам не надо платить деньги за аренду помещения, когда нет клиентов. На съемной студии вы никогда не потеряете деньги и заодно проверите возможность получения прибыли. Будет получаться – есть смысл двигаться вперед. Не будет – делайте выводы. Съемная студия в любом случае самый безболезненный вариант. В худшем случае вы ничего не заработаете, но уж точно не попадёте на деньги.
Что касается аппаратуры - я пользуюсь моноблоками и доволен ими. Главное пожелание - брать головки с возможностью многоступенчатой регулировки мощности. Правда, все последние модели более-менее серьёзных фирм делают именно такими. Помещение для съемки желательно от 30 квадратных метров, с потолком от 3 метров. Метров 6-7 от камеры до фона всегда нужно иметь, иначе прощайте длинноногие модели, и здравствуй, широкоугольный объектив.
Стоит ли в начале объединяться с другим фотографом? Трудный вопрос. Это в любом случае ненадолго. В процессе роста и определенных жизненных изменений тандем всё равно распадётся. Это происходит рано или поздно в любой сфере, будь то бизнес или творчество. Кто-то рано или поздно начнёт "тянуть одеяло на себя". Я имею в виду равнозначных, одноуровневых фотографов. Ассистент без претензий - это совсем другое дело. Однако ассистента надо чему-то учить, он ведь именно за этим пришел к тебе ассистировать. А есть чему научить?
Фотограф из провинции - о своём успехе
У нас все деньги идут не в рекламной, а в бытовой фотографии, рынок сам по себе довольно мал. Спрос на портрет растет с того времени, как стали появляться конкурсы красоты, модельные агентства, различные студии и кружки, где уделяется внимание образу. И хотя фотокамеры появились у многих, люди все же отличают любительскую карточку от качественного портрета. Ведь фотограф, кроме технических навыков должен обладать эстетическим восприятием, знанием композиции. А самое интересное в моем опыте то, что съемка перешла от фотографии как документа, даже от художественного образа, в область психотерапии. На стыке психологии и фотографии и возникает новизна, которая интересна всем.
Эта идея о психологии появилась еще давно. Работая на ВАЗе фотокором, я снимал передовиков. Каждый день нужен был план, а все люди приблизительно одинаковы, все на одинаковых станках работают. В конце концов, я согласился с давно известной мыслью, что количество сюжетов, композиционных решений, приемов – ограничено, а если и может быть в чем-то разнообразие, то только в самом человеке. Сам человек бесконечен, его проявления чувств, мыслей – все это бесконечно, поэтому надо было больше снимать человека, тогда это будет действительно интересно.
А фотографы в массе своей занимаются самовыражением. Они делают как бы «раскрашенную картонку»: придумывают какой-то сюжет, в этом сюжете, как в картоне, вырезают дырку для головы и вставляют туда клиента. Все эти украшательства были очень типичны, по-другому съемку себе не представляли. Сто лет назад это делалось буквально, и сейчас это делается так же: некоторые обставляют это какой-то одеждой, аксессуарами, интерьерами и прочее. Но принцип остается тем же: у фотографа есть идея – он самовыражается. Я – художник, я создаю произведение, а клиент меня не волнует. Я – творец, я заработаю себе имя и потом за счет этого имени я заработаю деньги.
А по большому счету клиенту абсолютно наплевать на имя, он платит деньги за себя: он приходит сделать хороший портрет себя любимого. В свое время нас всех учили, что хороший художник тот, который изображает только правду. Может быть это и правильно, но с другой стороны, в человеке столько всего намешано, что вряд ли одним снимком можно все выразить. И самое главное - человек хочет услышать о себе что-то хорошее, а если его обругают, вряд ли ему это понравится. И захочет ли он за это платить?
Поэтому главный принцип – повернуться лицом к клиенту, перестать заниматься своей фотографией и начать заниматься человеком. Как можно снимать, если ты не видишь в своей модели человека, тем более если он тебе не нравится? Это отношение в конечном итоге видно на фотографии. Надо чувствовать человека, учиться, в конце концов, читать его мысли во время съемки, понимать настроение.
Сначала я просто разглядывал людей, старался увидеть в них красивое, хорошее - и это фиксировать. Дальше развитие пошло по другому направлению, потому что увидеть что-то можно, а поймать момент - не всегда. Появится этот момент или нет, и сколько ждать? Все это было тяжело, муторно и не всегда получалось. Потом стало ясно, что надо не просто видеть, а уметь читать язык тела. Его описывал в своих книгах Алан Пиз: его позы – это большие буквы, транспаранты, а есть еще мелкий текст, который заполняет все остальное. Когда понимаешь, что все это значит, можешь научиться и "писать". Начинаешь двигать модель, создаешь позу - и в идеале она может вызвать настроение. Когда человек находится в каком-то состоянии, он выражает его своей позой, мимикой, жестами. С другой стороны, если создать эту позу и постараться, чтобы он ее ощутил, то естественно при этом появятся чувства. Очень помогает знание композиции и навыки макияжа.
Для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. И портрет может повлиять на это, потому что глядя на свои фотографии человек может себя по-другому воспринимать. И здесь мы уже переходим в область психотерапии… Хотя конечно есть разные люди: одни, можно сказать, каждый день делают себе новый макияж – такие и живут по-разному. Другие не любят новизну, не могут выбраться из своих проблем, потому что они вот такие и не могут себя изменить. Но все же я заметил - фотография имеет обратное влияние на человека. Это похоже на рекомендацию из книжки «Как добиться успеха»: повесьте на стену портрет такого человека, каким хотите стать. Можно увидеть себя другим и действительно измениться!
Есть распространенное мнение, что фотограф должен прежде всего ловить момент – это его главное умение. Поймал момент – хороший фотограф. А когда этого момента нет, когда человек приходит совершенно неподготовленный, не зная толком, чего он вообще хочет? Традиционные фотоателье по существу представляли собой фото на документы - клиентом не занимались. Некрасивый – сам виноват, улыбнулся – молодец. А когда ко мне приходит заказчик, я его делаю совсем другим, непохожим на себя. Я делаю макияж, создаю вместе с ним какие-то образы. Он начинает испытывать совсем другие чувства, то есть он, в принципе, может быть совсем на себя не похож. И возникает вопрос: на сколько это вообще правомерно?
После макияжа модель подходит к зеркалу: «Ой, это не я». На фотографиях ее могут не узнавать родные, жених и т.д. Хорошо это или плохо? Вроде бы это в какой-то степени обман. Но с другой стороны, когда я снимаю человека, он в этом состоянии находится по крайней мере не одно мгновенье. Это не просто мимолетное движение, которое успел запечатлеть.
Мне говорят: «Я красиво получаюсь, когда я не знаю про съемку, а когда я специально позирую – это плохо, это трудно, это все неправда». Я считаю, что наоборот в случае с незаметной съемкой это мгновение случайно, мимолетно, оно может быть неправдой, а когда человек сидит передо мной, смотрит мне в глаза, он находится в этом состоянии все равно достаточно долгое время. Пускай это секунда, две, десять - я его вижу и чувствую, я с ним общаюсь. Это на самом деле было в человеке, пускай короткое время. Когда снимки уже напечатаны, зритель смотрит на них моими глазами и тоже ощущает это настроение.
Поэтому в конечном итоге возникает общение со зрителем. Фотограф создает это общение вместе с моделью, поэтому она должна выражать эмоции свободно. Чтобы расположить человека, нужно прежде всего заинтересоваться им, а потом и он в ответ к вам проявит интерес и симпатию. В жизни мы обычно "закрыты", сдерживаем свои чувства, ведем себя на формальном, этикетном уровне. А с друзьями перестаем бояться проявления своих эмоций, выплескиваем всего себя на другого (что не всегда хорошо) - зато становимся близкими, понятными, родными.
Для того, чтобы возник снимок, должен произойти переход с формального, этикетного уровня общения на интимный. Человек должен перестать бояться выразить себя, сыграть самого себя перед камерой - ведь это все равно игра, ситуация игровая. Добиться того, чтобы человек перестал прятать свои чувства – это самое главное. Когда это происходит, съемка становится совсем другой, она интересна и фотографу, и клиенту. Потому что он начинает переживать какие-то другие ситуации, другую жизнь.