Принцип накопления личной силы.
Личная сила и останавливающая сила
Важнейшим стратегическим принципом, структурирующим и объединяющим практики данного подхода, является принцип накопления личной силы. Этот принцип определяет приоритеты в процессах выслеживания и трансформации. Ниже дается определение личной силы. Согласно этому определению, первоочередными объектами выслеживания в любом событии являются захваченность и страх, которые вместе определяются в данном подходе как останавливающая сила.
Под личной силой понимается устойчивый навык системного осознания, т.е. способность длительно использовать концентрацию (янская часть личной силы) и расфокусировку (иньская часть личной силы), порознь и синхронно, в стрессовой ситуации. Янская часть личной силы связана с волей, целенаправленной активностью, воздействием на окружающий мир. Иньская часть связана со способностью воспринимать мир и определяет качества стабильности, выдержки, чувствительности.
Соответственно, захваченность и страх образуют янскую и иньскую части останавливающей силы, роль которой состоит в блокировании личной силы.
Захваченность присутствует у человека изначально, с детского возраста, и в первые годы жизни помогает сделать первые шаги в развитии концентрации. Даже неразвитый человек может демонстрировать повышенную способность к концентрации, если его ведет захваченность. Например, восьмилетний ребенок, захваченный компьютерной игрой, способен в течение длительного времени сохранять столь высокий уровень концентрации, на который в этой же ситуации может быть неспособен взрослый. Предметом захваченности может быть все что угодно, начиная с мелких развлечений и удовольствий, переживания сильных эмоций и ощущений, кончая серьезными целями в бизнесе. Начиная с юношеского возраста, захваченность становится останавливающим фактором и препятствует развитию личной силы. Она лишает человека собственной воли и способности к независимым действиям. Взрослый человек, ведомый захваченностью, всегда вынужден использовать внешние опоры (источники мотивации), и не может следовать собственному произвольному выбору – например, сохранять высокий уровень концентрации в контексте, который ему неинтересен. Парадоксально то, что захваченность часто переживается как радость: удовольствие от процесса, результата, победы, выигрыша и т.д. Такая «радость» должна стать объектом выслеживания и трансформации, для чего разработаны специальные технологии. В процессе их выполнения вырабатывается ценимое в разных традициях качество непривязанности к результату. (В современной философской формулировке это качество передается формулой «нет успехов и поражений, есть только обратная связь».)
Страх является оборотной стороной захваченности и также формируется в раннем детстве. В детском и подростковом периоде страх (как и захваченность) полезен, т.к. помогает социальной адаптации человека. В дальнейшем он приобретает разнообразные формы (страх оценки, одиночества, некомпетентности, бессилия и т.д.) и в юношеском возрасте превращается в препятствие. Взрослый человек, ведомый страхом, неспособен к развитию и переменам. Страх приводит к спазмированности мышц, телесным напряжениям, что сильно снижает способность к расфокусировке внимания, т.к. внимание (и осознание) отсутствует в тех группах мышц, которые хронически спазмированы или напряжены; таким образом существенно снижается как способность человека чувствовать окружающий мир и конкретную ситуацию, так и его способность к системному осознанию, особенно в контексте реальных событий. В дальнейшем устойчивые мышечные спазмы могут порождать заболевания, поэтому болезнь в данном подходе рассматривается как воплощенный в теле страх. Таким образом, страх становится другим объектом выслеживания и трансформации, какая бы проблема ни вела человека.
2. Принятие страдания как источник ресурсов
Следование принципу усиления страдания, запускающее процесс его трансформации, означает принципиальный отказ от использования ресурсных технологий. Основополагающий принцип ЭТРО состоит в следующем: вместо поисков более совершенных технологий и новых ресурсов необходимо использовать практики трансформации страдания,превращая жизненные тупики или душевные и телесные недуги в духовную силу и физическое здоровье; исходного материала для такой работы всегда достаточно у каждого человека.
Существующая тенденция компенсировать дефицит (заблокированность) внутренней силы за счет ресурсных технологий и внешних опор обречена на провал не только потому, что любые внешние ресурсы конечны, но и, главное, потому, что они не являются источником аутентичной силы для каждого человека.
Более того, эксплуатация ресурсных техник (или других внешних опор) уместна, если мир и пребывание в нем воспринимаются как нечто враждебное, опасное, изнуряющее, требующее компенсации или утешения. Однако с древних времен известно, что восприятие мира как враждебного и опасного – духовная ошибка, а любые отрицательные эмоции – грех (как обмолвился об этом П. Коэльо, «мир – это видимая часть Бога»). В отличие от порожденных индустриальной культурой ресурсных техник, древние духовные практики – при всей их формальной суровости – создавались именно для того, чтобы дать реально страдающему человеку прочную внутреннюю опору и возможность безвозвратного перехода к восприятию мира как поддерживающей и обучающей среды.
Испытания, выпадающие на долю человека, рассматриваются в традиции как особые знаки внешнего мира, как особые послания Бога, указывающие, какие аспекты личной силы подлежат трансформации. Неисчерпаемым источником духовной силы является только личный опыт человека, и в первую очередь та его часть, которая связана со страданием (говоря традиционным языком, – испытания, посланные лично человеку Богом).
Таким образом, и опоры, и ведущие подсказки (знаки внешнего мира) содержатся непосредственно в таких испытаниях, т.е. в событийном потоке, принадлежащем данному человеку – и потому не могут быть предложены внешним консультантом, если только он не является просветленным Учителем.