Глава III. Особенности плакатов советской эпохи.

Великая Отечественная война потребовала от Советского государства мобилизации всех доступных ресурсов, и одним из средств достижения этой цели стал плакат.

История советского плаката началась с работ группы художников, работавших в рамках проекта «Окна ТАСС». Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах.

Кукрыниксы были авторами самого первого плаката Великой Отечественной – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Красноармеец поражает штыком похожего на крысу Гитлера, разорвавшего договор о ненападении. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

После войны в трудовом процессе в СССР приветствовалось и поддерживалось соревнование - это профессиональное соперничество людей было не только между отдельными сотрудниками, но и между подразделениями: отделами, цехами и целыми предприятиями. Обычная практика того времени - выполнять и перевыполнять план. И если это шло не в ущерб качеству, за чем следили специальные отделы технического контроля (ОТК), отличившиеся получали премии, ценные призы, грамоты, награды и другие преференции. Лозунги процесса: “Пятилетний план - за 4 года!”, “Даешь продукцию сверх плана!”, “Мы выполнили норму! А вы?”, “Выполним и перевыполним: Ясен план. Скорей за дело! Строить Родина велела!” и т.д. А эти плакаты к праздникам, которые воодушевляли граждан на трудовые подвиги ради процветания родного государства! Труд в плакате был представлен как элемент доблести, чести. Но главное, он демонстрировал уважение государства к труженику. Если бы в итоге не наступил застой, а идеи достойной оплаты за труд не превратились бы в профанацию, система, в которой компетентность и профессионализм ценятся выше всего, не оказалась бы извращена и не девальвировалась бы в сознании уже в наше время.

Беседуя с экономистами, я была удивлена, что приемы той социалистической идеологии и агитации в настоящее время успешно применили в двух других странах, которые демонстрируют миру небывалый рост и вышли на ведущие позиции по многим показателям. Собственно, от одной страны, Китайской Народной Республики, этого следовало ожидать. Там почти вся агитация, сюжеты, образы, призывы, включая геральдику, - это калька с советского плакатного искусства.

Меньше всего этого можно было ожидать от Японии! Тем не менее призывы к самоотверженному труду, патриотизму, преданности идеям правительства, как залогу успеха и процветания родного государства, также переведены, перелицованы с советских. И используются до сего дня!

Плакатная агитация не только делала людей частью единой политики государства на очередном витке развития. По моему мнению, она утверждала важность и нужность каждой пары трудовых рук и мозгов в общем процессе. Тем самым создавалось впечатление, что государству есть дело до каждого, кто живет своим трудом - физическим или интеллектуальным. Лозунги на плакатах того времени: “Борись за честь фабричной марки!”, “Труд в СССР - почетен!”, «Счастье – в труде!», «Слава трудовому народу!».

Это заблуждение, что плакатное творчество того времени, размещенное всюду: на фасадах домов, в различных архитектурных формах, в транспорте и уж тем более в производственных интерьерах и офисах - надоедало и переставало работать. Оно без сбоев продолжало работать в подсознании. И даже если кого-то это искусство не вдохновляло на новые трудовые подвиги, то хотя бы предостерегало от безделья.

Жить на нетрудовые доходы было, мягко говоря, неловко. А за тунеядство - понятие из прошлого, которое определяло человека, живущего за чужой счет, чужим трудом, как правило, за счет родителей - даже предусматривалось уголовное наказание. Хотя, справедливости ради следует сказать, что в отношении бездельников чаще всего ограничивались моральным воздействием. Образ лентяя, тунеядца и пьяницы, как объект осуждения и насмешки, часто изображался в кино. В журналах и другой периодической печати на эту категорию лиц нацеливали самую жесткую сатиру.

Наши родители жили в обществе, где труд был в почете. Поэтому то, к чему сегодня призывает президент Казахстана в Посланиях «20 шагов к обществу всеобщего труда», «Нурлы жол» и других, не кажется чем-то новым и несбыточным. Все уже было! Но на современном этапе те былые принципы и подходы могут иметь гораздо больший успех.

Для этого нужно лишь привлечь к процессу не только специалистов из различных сфер экономики и промышленного производства, но и поручить генерировать идеи деятелям различных видов искусства и поставить грамотный пиар на службу идеям государственной важности. В совокупности это должно сформировать позитивный образ человека труда.

Наши рекомендации