Анатомия и физиология слуховой системы 17 страница

При применении в некоторых исслед. сложных планов стат. позволяет измерить и исключить влияние одной или более смешиваемых переменных, к-рые в противном случае могли бы обусловить альтернативные объяснения эффекта. Но о каких бы планах ни шла речь, основная защита от всего спектра возможных альтернативных объяснений должна обеспечиваться самими планами, а не статистикой.

Разработка планов.В случае простого исслед. разработка плана — это, в первую очередь, преобразование гипотезы или вопроса в конкретные решения, состоящие в выборе: а) подходящих испытуемых; б) подходящей ситуации или места; в) способа предъявления и управления независимой переменной; г) способа измерения или наблюдения эксперим. эффекта; д) основы сравнения, позволяющей удостовериться, что эффект появился и вызван именно эксперим. воздействием; е) методики проведения эксперимента, определяющей роли и последовательность действий исследователей (кому и когда вводить экспериментальное воздействие, измерять наблюдаемый эффект и т. д.).

Некоторые планы выборочного исследования.Число возможных комбинаций шести описанных выше параметров довольно велико. Сосредоточившись на таких сквозных вопросах как когда и кому предъявляются эксперим. условия (или, иначе говоря, воздействия), а также когда и за кем проводятся наблюдения, мы можем описать некоторые виды широко используемых планов и отметить их сильные и слабые стороны. Для этого условимся, что символом X будет обозначаться воздействие, а символом О — наблюдение или измерение. Время, затрачиваемое на проведение исслед., отображается (в направлении слева направо) расстоянием между этими событиями. Символ R указывает на то, что испытуемые были случайным образом распределены по группам.

План с предварительным и итоговым тестированиями: случайным образом распределенные по экспериментальной и контрольной группам испытуемые тестируются до и после контролируемого воздействия:

Анатомия и физиология слуховой системы 17 страница - student2.ru

Этот широко применяемый план контролирует большое число альтернативных объяснений, включая эффект повторного тестирования, так как обе группы тестируются дважды. Однако взаимодействие «воздействие х тестирование» все же остается неконтролируемым альтернативным объяснением.

План с тестированием только после воздействия отличается от предыдущего отсутствием предварительного тестирования. Он контролирует эффекты тестирования и взаимодействия «воздействие х тестирование», однако требует допущения о том, что в результате рандомизации была достигнута начальная эквивалентность контрольной и эксперим. групп.

Анатомия и физиология слуховой системы 17 страница - student2.ru

План Соломона для четырех групп: Соломон и Лессак объединили особенности двух предыдущих планов таким образом, чтобы соответствующие сравнения давали возможность оценить не только эффект тестирования и его взаимодействие с эксперим. воздействием (при сравнении ОХО с ХО),но и эффективность рандомизации (при сравнении ОХО с ОО); однако этот план требует формирования четырех групп, а значит и большего числа испытуемых.

Анатомия и физиология слуховой системы 17 страница - student2.ru

Планы, контролирующие исходный уровень групп.В планах с попарным уравниванием можно было бы использовать результаты теста интеллекта для объединения лиц с одинаковыми оценками в пары с последующим случайным распределением членов каждой пары в эксперим. или контрольную группу. Это предполагает высокую точность тестовых оценок и в тех случаях, когда в пару некоторым испытуемым не удается подобрать кого-то с близкими к ним результатами тестирования, они автоматически отсеиваются. Очевидно, что отбрасывание таких «неудобных» испытуемых может снижать уровень обобщения рез-тов, особенно если недостаточно представлены оценки в области какого-то одного или обоих краев их распределения.

Более широкое распространение получил способ разбиения на блоки или стратификации, используемый, напр., в рандомизированном блочном плане. Вместо попарного уравнивания, испытуемых распределяют по категориям — блокам (напр., на имеющих низкий, средний или высокий показатель IQ); затем случайно отобранная половина испытуемых каждого блока распределяется случайным образом по эксперим. группам, а оставшаяся половина каждого блока образует соответствующую контрольную группу.

Факторные планы позволяют одновременно анализировать эффекты двух или более переменных. Они предусматривают столько групп испытуемых, сколько необходимо для измерения влияния всех возможных комбинаций переменных.

Такие планы обозначаются по числу категорий каждой переменной (например, 2x2). Произведение числа категорий показывает необходимое количество групп (для нашего примера — 4). Если проводится и предварительное, и итоговое тестирование, то такой план называют факторным планом с повторными измерениями.

Факторные планы позволяют проверять сложные гипотезы, напр., оказывает ли каждая из двух таких переменных, как пол и антропометрические показатели, самостоятельное влияние на внимательность к сигналам на экране радара; будет ли их взаимодействие или сочетание одной из них с третьей переменной — пониженной температурой — усиливать или ослаблять эксперим. эффект; и, наконец, дадут ли все три переменных вместе усиление или ослабление эффекта. Эффекты всевозможных комбинаций называются эффектами взаимодействия.

Латинский квадрат, почти так же как факторный план, позволяет контролировать две или более переменных. В обмен на меньшее количество групп он лишает исследователя части информ., хотя и не самой важной. Свое название этот план получил от старинной головоломки, в к-рой латинские буквы нужно было разместить в таблице таким образом, чтобы определенная буква, обозначающая здесь воздействие или уровень независимой переменной, встречалась только один раз в строке или столбце. В латинском квадрате 3x3 каждый из вариантов программы обучения (А, В, С)может быть случайным образом приписан к комбинации уровней способностей (высокий, средний, низкий) и мотивации (высокий, средний, низкий), так что каждая программа обучения будет один раз опробована на каждом из уровней способностей и на каждом из уровней мотивации.

Потребуется всего лишь девять групп вместо 27 (3 х 3 х 3), необходимых для полного факторного плана. Однако латинский квадрат не даёт всей информ., к-рую предоставил бы факторный план относительно возможного усиливающего или ослабляющего эффекта (взаимодействия) отдельных уровней способностей или мотивации с отдельными вариантами программы обучения.

В основе упоминавшихся выше АБА/АБАБ экспериментов лежат планы с временными рядами. Эти планы предполагают контроль поведения отдельного испытуемого или группы испытуемых на протяжении какого-то отрезка времени через проведение повторных наблюдений и повторных вмешательств или воздействий. Иногда повторяют одни и те же воздействия, а иногда — разные. Если вмешательство эффективно, то вслед за ним должно наблюдаться изменение, так что каждый испытуемый или группа одновременно выполняет роль собственной контрольной группы. Там где эффект воздействий сохраняется как в исслед. научения, на последующие вмешательства могут влиять эффекты предыдущих, и потому этот «эффект множественного воздействия» нужно заранее планировать как возможный примешивающийся и загрязняющий фактор. Напротив, некоторые быстро выводимые организмом транквилизаторы будут незамедлительно проявляться во временной серии наблюдений. Без дополнительных доз их эффект исчезает, но снова проявляется при следующем введении транквилизатора. Если удается показать, что паттерн эффекта совпадает с временным паттерном введения и прекращения эксперим. воздействия, то это является очень убедительным доказательством наличия причинно-следственной связи.

Планы с множественным базисом: эта разновидность планов с временными рядами предписывает измерение одного или нескольких видов поведения через определенные промежутки времени с тем, чтобы установить «базисные линии» [Фоновые характеристики. — Примеч. науч. ред.], и последующее вмешательство в один из видов этого поведения. Если вмешательство оказывается эффективным, то изменение отмечается именно в этом, но не в остальных видах поведения. Позволяя паттерну вернуться в устойчивое состояние, экспериментатор производит вмешательство в поведение др. вида и отмечает изменение в нем относительно второй «базисной линии», и т. д.

См. также Контрольные группы, Методология (научных) исследований, Методы многомерного анализа, Научный метод, Проверка гипотез, Статистика в психологии

Д. Р. Крэсвул

Экспериментальный невроз (experimental neurosis)

Этот термин относится к определенным поведенческим нарушениям, искусственно вызываемым в лабораторных условиях для моделирования причин возникновения невротического поведения чел. Двумя отличительными особенностями Э. н. яв-ся: а) разрушение ранее выработанной реакции; б) проявление сильного поведенческим нарушениям, искусственно вызываемым в лабораторных условиях для моделирования причин возникновения невротического поведения чел. Двумя отличительными особенностями Э. н. яв-ся: а) разрушение ранее выработанной реакции; б) проявление сильного окружения. Как правило, такие исслед. проводятся на животных, что позволяет достигать более высоких уровней эксперим. контроля и избегать трудностей, обусловленных определенными этическими ограничениями.

Со времен Павлова для выработки эксперим. невроза использовались две парадигмы. Первая представляет собой конфликт дифференцировки раздражителей (stimulus-discrimination conflict);вторая — конфликт целевой ориентации (goal-orientation conflict), создаваемый при помощи аверсивного стимула. Большинство исследователей отдали предпочтение последней парадигме, введенной Джулиусом Массерманом в серии экспериментов с кошками. Массерман обучал своих кошек манипулировать устройством, осуществляющим подачу пищи вслед за подачей сигнала, состоящего из вспышки света и звонка. После того как реакция была выработана, в тот момент, когда животное приступало к пище, подавался аверсивный стимул (удар электрическим током или сильная струя воздуха). Рез-том был отказ кошек от еды и явный испуг, выражавшийся в дрожании и попытке убежать из клетки; у них также отмечалось повышение кровяного давления и учащение сердцебиения. В некоторых случаях эти реакции сохранялись на протяжении нескольких месяцев.

Массерман интерпретировал эти результаты с позиций психоанализа и отнес их к последствиям мотивационного конфликта между голодом и страхом. Джозеф Вольпе высказал сомнение в самой необходимости конфликта для формирования Э. н., утверждая, что поведение кошек Массермана могло быть вызвано самим аверсивным стимулом. Применив процедуру, сходную с использованной Массерманом во всем, но исключающую фазу предъявления пищи, Вольпе смог вызвать у кошек те же самые формы поведения. Др. исследователи предположили, что помимо удара током или конфликта в возникновение Э. н. вносят вклад такие факторы как фрустрация и ограничение (confinement). Однако ни одно из этих объяснений не получило всеобщего признания.

Классическим невротическим симптомокомплексом, в наибольшей степени походящим на поведение, демонстрируемое лабораторными животными при Э. н., является фобия. Согласно четвертому изданию «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM-IV), фобические расстройства характеризуются «постоянным и иррациональным страхом перед определенным специфическим объектом, действиями или ситуацией, который выливается в непреодолимое стремление избегать этого пугающего объекта, действий или ситуации». Безусловно, спорно квалифицировать страх или избегание пищи животными в экспериментальной клетке, в которой они предварительно подверглись удару электрическим током, как «иррациональные». В отношении этиологии мы еще очень мало знаем о формировании невротических симптомов чел. Однако, представляется маловероятным, что в основе большинства таких симптомов лежит травма, как это происходит во всех случаях Э. н. Скорее всего, наблюдаемое в условиях лаборатории поведение представляет собой адекватный аналог лишь небольшой части фобических реакций чел.

Вероятно, наиболее убедительным свидетельством полезности Э. н. в качестве модели челов. психопатологии может служить сравнение эффективности различных процедур лечения. Джулиус Массерман достиг определенного успеха в устранении невротических симптомов у кошек путем применения процедур, к-рые он рассматривал в качестве аналога психоаналитических методик, однако эти процедуры носили с ними лишь внешнее сходство. Джозеф Вольпе предложил стратегию, к-рая оказалась не только успешной в отношении лабораторных животных, но также привела к разработке метода систематической десенсибилизации, эффективной процедуры лечения тревоги у людей.

См. также Полевой эксперимент

С. Фишер

Экспрессивная мимика (facial expressions)

Э. м. служит для сообщения базовых эмоций: радости, гнева, отвращения, печали и страха в сочетании с удивлением. Все люди, включ. представителей дописьменных культур, без труда ориентируются в признаках этих осн. эмоций. Более того, соответствующие выражения лица появляются спонтанно у совсем маленьких детей, а также у слепых и глухих от рождения.

Многие психологи объясняют универсальность основных выразительных движений лицевых мышц действием наследственной программы. Есть и др. мнение: выражения лица могут приобретаться в результате научения, одинакового для всех представителей вида, или же вследствие биолог. адаптивных реакций новорожденных.

Не всякая Э. м. передает универсальные сообщения. Вполне возможно, что люди научаются правилам принятого в конкретной культуре выражения эмоций посредством наблюдения за окружающими.

Э. м. играет важную роль в ранних соц. взаимоотношениях чел. С момента появления ребенка на свет она служит для передачи жизненно важной информ. Лицевая мускулатура новорожденного полностью сформирована и функциональна. Плач и жалобное выражение лица у младенца — универсальные признаки дистресса — указывают ухаживающему за ребенком взрослому на необходимость разрешить какие-то проблемы малыша. Соц. улыбка, то есть улыбка с фиксацией взгляда на чел, к-рый ухаживает за ребенком, появляется в возрасте 3—4 недель. Улыбка — одна из младенческих моделей поведения, к-рая позволяет расположить к себе взрослого, стимулирует формирование привязанности между взрослым и младенцем, повышает шансы малыша на получение помощи в течение долгого периода развития.

Э. м. ребенка, перешедшего рубеж младенчества, позволяет окружающим составить точное представление о наличии у него приятных и неприятных эмоциональных переживаний.

Выражения лица вызывает ряд др. измеримых эффектов в соц. поведении, к-рые психологи только начали изучать. В одном исслед. было показано, что ученики научались большему у учителей, демонстрировавших положительные, а не отрицательные эмоции. В др. исслед. было установлено, что на агрессию преподавателя влияло выражение лица уч-ся. Преподаватели реже наказывали тех, кто выглядел рассерженным и недовольным, и чаще наказывали учеников, казавшихся веселыми и довольными.

См. также Жесты, Эмоции

Л. Л. Давидофф

Экспрессивные искусства (expressive arts)

Э. и. не часто рассматривают с позиций их вклада в изменение поведения, несмотря на признание за ними способности вызывать изменения личности. С увеличением информ. базы данных, улучшающей понимание причин поведенческих изменений, возрастает роль нетрадиционных и новаторских видов терапии. К Э. и. относятся поэзия, музыка, литературные сочинения, живопись, танцы, скульптура и различные сочетания этих видов искусства. Э. и. зачастую неофициально используются в терапии, однако они редко исследуются, и обычно им отводятся только вспомогательные роли. И все же, Э. и. поднимают вопросы, к-рые привлекают внимание и требуют своего изучения. Существующие данные позволяют высказать ряд соображений эвристического характера.

1. Э. и. позволяют достичь самовыражения без той иногда довольно серьезной конфронтации, к-рая возникает в ходе разговорных терапий.

2. Э. и. задействуют формы личных переживаний и выразительности, свойственные всем людям. Все общества создают рассматриваемые здесь образцы Э. и. и используют их для эмоциональной разрядки и (вербального) самовыражения (self-statements). Хотя и не предполагается, что Э. и. отражают специфические личностные трудности, соц. проблемы конкретной культуры или еще что-то подобное, такие результаты могут обнаруживаться. Экспрессия не вызывает с необходимостью эмоционального катарсиса, но может вносить в него свой вклад.

3. Продукты людей в терапии, использующей экспрессивные искусства, выглядят менее иррелевантными (redundant), чем вербальные описания соизмеримого поведения у клиентов психотерапии. Известно, что психотер. характеризуется высокой иррелевантностью (ригидность, дефензивность и невосприимчивость к альтернативам), и что преодоление иррелевантности зачастую служит признаком прогресса.

4. Э. и. характеризуются сравнительно более открытой активностью, чем разговорная психотер. В наибольшей степени это характерно для танца и движения; отчасти для живописи, рисунка и скульптуры и в меньшей степени для литературного творчества, будь то проза или поэзия. Тем не менее, акт сочинения стихов или прозы может обязывать субъекта к большей правдивости выражения, нежели обычные словесные отчеты.

5. Поведенческие и личностные изменения, по-видимому, не зависят от установления точных причин в области тех проблем, которые испытывает субъект. Экспрессивные усилия могут позволить субъекту воздействовать на проблему без понимания причин ее происхождения; экспрессивность сталкивается с тем, что яв-ся следствиями проблемы, и этого может оказаться вполне достаточным, чтобы способствовать изменениям. Несмотря на существование более чем 250 видов психотер., все они могут быть отнесены к одному из двух основных типов:те, что локализуют значимые переменные в душе (psyche), и те, к-рые локализуют их во взаимодействии между чел. и его окружением. Если последняя концептуальная позиция яв-ся той, в отношении к-рой Э. и. обладают наибольшей релевантностью (в сравнении с выявлением «бессознательного»), тогда для изменения клиента может оказаться достаточно вмешательств (intercessions), способствующих изменению конфигурации отношений чел. с окружением; во мн. случаях изменения наиболее важными могут быть именно неспецифические факторы. То, что может оказаться более важным для изменений — это атрибуция причины клиентом (или терапевтом), к-рая обеспечивает точку опоры для последующих действий и изменений. Вместо того, чтобы побуждать к созданию «истинной» причинной теории, Э. и. помогают мобилизовать клиента на деятельность (и возможное решение проблемы), характер к-рой редко нуждается в точном определении.

6. Теория конфликта представляется продуктивной при рассмотрении поведенческих изменений в целом, а также наиболее обнадеживающей версией того, каким образом Э. и. способствуют изменениям. Конфликт лучше всего понимается на основе градиентов приближения и уклонения относительно целей. Уклонение (avoidance)отличается крутизной траектории удалении от целевой области (чтобы избежать опасности), тогда как приближение к цели происходит постепенно. Точка пересечения этих двух градиентов характеризует область наивысшей тревоги и амбивалентности или колебания. Обычно психотер., опирающиеся на раскрытие прошлого, на эмоциональный катарсис, делают осн. акцент на снижении градиента уклонения; теоретически, в конечном счете, это приводит к возникновению позитивных и приближающих к цели видов поведения. Поведенческие терапии рассматривают инкрементное изменение траектории приближения как более эвристический подход. Когда терапевтическое приближение к целям осуществляется медленным и не угрожающим способом, это позволяет снизить тревогу, возбуждаемую тенденциями уклонения; приближение может тогда происходить без первоначального обращения к уклонению как необходимому предварительному условию. Э. и. может явиться тонким способом содействия приближающим формам поведения без быстрого вызова их противоположных двойников. По сравнению с разговорной терапией арт-терапию бросает меньше клиентов, и их оценки успеха в терапии оказываются неизменно более высокими, чем те, к-рые дают клиенты разговорной терапии.

7. Терапия Э. и. позволяет чел. преодолеть многие эмоциональные возмущения, связанные с вербальной конфронтацией в терапии. Иск-во просто не задает те вопросы в отношении поведенческих изменений, к-рые характерны для разговорной терапии, и тем самым избегает излишней детализации. Мн. вопросы в традиционной, вербальной, раскрывающей терапии, основанной на «почему?», «когда возникла эта проблема?» и «что происходило со мной в прошлом?», судя по имеющимся данным просто не возникают в этих формах иск-ва, хотя такие вопросы могут задаваться терапевтами, склонными к традиционному погружению в прошлое. Свободные от таких ограничений и предполагающие сравнительно неконфронтационную позицию в отношении клиента, Э. и. мягко и непредубежденно вовлекают чел. в изменения способом, лучше всего описываемым через приближение и уклонение в ситуации конфликта, и приводят к результатам, к-рые трудно объяснить с позиций традиционных «глубинных» представлений о терапии. Легкая доступность большинства форм иск-ва для людей — будь то больные или здоровые, — ищущих личного самовыражения, разрядки эмоционального напряжения или отдыха от непрерывных забот, яв-ся обнадеживающим признаком, к-рый должен побуждать исследователей к более полному изучению этого вопроса.

См. также Литература и психология, Музыкотерапия, Терапия поэзией

Л. Филлипс

Экстраверсия / интроверсия (extroversion / introversion)

Слова Э. и И. употребляются уже на протяжении нескольких столетий. Этимологически их соответственно можно истолковать как «обращение вовне» и «обращение внутрь». Долгое время они использовались гл. обр. в этих значениях как в физ., так и в психол. смысле. Их психол. употребление можно найти в работах, датирующихся XVII столетием, когда под Э. подразумевалось обращение мыслей к внешним объектам, а под И. — к своему собственному разуму, душе или духовной сфере.

Главную роль в привлечении внимания психологов к этим понятиям сыграл Карл Юнг. Юнг рассматривал Э. и И. в качестве фундаментальных измерений челов. темперамента и полагал, что многие из значительных флуктуации и противоречий в зап. мысли могут быть поняты как результат столкновения между этими противоположными перспективами. Он также считал что зап. мышление в целом, в сравнении с восточным, носит экстравертированный характер.

Юнг определял Э. как обращение либидо или психич. энергии вовне. Это эквивалентно высказыванию, что Э. означает направление интереса на объекты (др. людей или предметы), присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами. Находясь в экстравертированном состоянии, субъект воспринимает, мыслит, чувствует и действует сообразуясь с данным объектом. И. была определена Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает перенаправление интереса от объекта к субъекту — к собственному сознательному опыту индивидуума. В интровертированном состоянии восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более непосредственно субъективными факторами, чем данным объектом. Экстраверт — чел., обычно находящийся в экстравертированном состоянии, — склонен немедленно и непосредственно реагировать на поступающие извне стимулы. Находясь преимущественно в интровертированном состоянии, интроверт склонен воздерживаться от немедленных реакций и действовать на основе субъективных соображений, следующих за внешним стимулом.

Измерение Э./И. в психологии трактовалось по-разному. Познакомившись с юнговской интерпретацией этих терминов, Зигмунд Фрейд заключил, что Э. характеризует здоровое состояние, в то время как И. создает предрасположенность к психопатологии. Между тем Юнг отнюдь не трактовал Э. и И. подобным образом и не считал одну предпочтительней другой. Однако т. зр. Фрейда возобладала в общественном сознании (напр., в США), отдающем предпочтение Э. перед И. Среди американских психологов и педагогов существует выраженная тенденция рассматривать Э. как более предпочтительную характеристику и истолковывать это измерение в рамках соц. поведения. Так, экстраверсия часто понимается в аспекте коммуникабельности (sociability), тогда как И. рассматривается как тенденция к уклонению от соц. контактов. Юнг рассматривал это измерение преимущественно с т. зр. различных форм опыта или сознания, и попытка определения его через поведение сама по себе отражает экстравертированный подход к психологии. Лучшей иллюстрацией такого сдвига в ориентации яв-ся большинство разрабатываемых опросников, в к-рых содержание пунктов шкал Э., как правило, связано с коммуникабельностью, а содержание пунктов шкал И. преимущественно связано с тревожностью или невротическими симптомами. Строго говоря, такие шкалы не могут рассматриваться в качестве мер Э./И. в юнговском понимании.

Мюррей утверждал, что юнговские понятия охватывают целый ряд отдельных частных переменных, к-рые могут измеряться и оцениваться независимо друг от друга. Он предложил новые названия для некоторых из них. Одно из таких измерений получило название «экзокатексия—эндокатексия» (exocathection — endocathection). Оно гл. обр. отражает сравнительное значение, к-рое индивидуум придает внешнему миру (включ. сюда практ. деятельность, соц. и политические события и мнения др. людей) в противоположность внутреннему миру (своим собственным переживаниям, фантазиям, идеям, теориям, образам и т. д.). Др. таким измерением является «экстрацепция—интроцепция» (extraception — introception). Оно связано с детерминантами восприятия, оценки и поведения. Экстрацепцией называется тенденция руководствоваться конкретными, отчетливо наблюдаемыми, физ. обстоятельствами, тогда как интроцепция отражает тенденцию руководствоваться более субъективными факторами: чувствами, фантазиями, помыслами и стремлениями. Работы ряда крупных исследователей в области факторного анализа — включ. Раймонда Б. Кэттелла, Дж. П. Гилфорда и Ганса Айзенка — тж указывают на возможность выделения некоторых частично независимых составляющих измерения «экстраверсии—интроверсии». В то же время их данные скорее представляют согласованные свидетельства существования широкого общего измерения (по-видимому, представляющего собой фактор большего порядка), к-рое довольно хорошо корреспондирует с юнговскими понятиями и охватывает большое количество специфических индивидуальных различий, к-рые мы обнаруживаем в челов. личности.

Один из теоретиков факторно-аналитического подхода, Ганс Айзенк, уделил особое внимание этому измерению и при его интерпретации воспользовался рядом физиолог. понятий, предложенных И. П. Павловым. Согласно Айзенку, интроверты характеризуются очень чувствительными процессами коркового возбуждения. Поэтому они склонны очень быстро перегружаться — интеллектуально и эмоционально — умеренной соц. и физ. стимуляцией и чаще испытывать чувства тревоги и отчаяния. Как следствие, они часто прибегают к самозащитному уходу из своего окружения, и могут ограничивать соц. взаимодействия посредством контроля или сдерживания поведения. В отличие от них, экстраверты характеризуются менее чувствительными корковыми процессами, или преобладанием процессов коркового торможения. Поэтому им необходимо больше стимуляции из соц. окружения, и они могут обращаться к ее активному поиску, чтобы преодолеть свою корковую инертность.

См. также Внутренне- и внешненаправляемое поведение, Центральные черты

Р. В. Коан

Экстрасенсорное восприятие (extrasensory perception)

ЭСВ — многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия (мысленное общение) и предзнание. Др. связанные термины — «пси» (для «психокинеза») или «телекинез» — были придуманы для обозначения предполагаемых воздействий «духа на материю», таких как перемещение объектов без прикосновения к ним или сгибание ложек при помощи лишь одной психич. концентрации. Осн. идея, выражаемая термином ЭСВ, состоит в том, что нек-рые люди — возможно лишь на нек-рое время — могут обладать знанием о событиях, получаемым каким-то образом без помощи обычных органов чувств, или способностью перемещать объекты без физ. контакта с ними.

Чтобы достичь признания в научном сообществе, действующие из лучших побуждений и искренне верящие в ЭСВ исследователи пытаются проводить эксперименты для получения свидетельств или подтверждений существования тех способностей, к-рыми, по их утверждениям, обладают нек-рые люди. Напр., испытуемых с завязанными глазами могут попросить определить цвета бумаги или ткани, к-рую они обследуют только при помощи своих пальцев. Конечно, любой успех здесь не явился бы результатом «сверх» восприятия, однако он бы несомненно оказался удивительным. До сих пор не удавалось осуществить демонстраций такой способности, к-рые удовлетворили бы психологов, хотя нек-рые физики были вынуждены признать необъяснимость определенных демонстраций.

Наши рекомендации