Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения
Главный вопрос: как «клиента-объекта» превратить в «клиента-субъекта»? Но здесь неизбежно возникает и другой (сопутствующий) вопрос: всякого ли «клиента-объекта» следует превращать в «клиента-субъекта»?
Если следовать традиционным путем, то можно условно выделить следующие формы (виды) активизации: 1) мотивационно-эмоциональную; 2) познавательно-интеллектуальную; 3) прак-тико-поведенческую активность.
При этом общая схема активизации часто представляется (в идеале) примерно следующим образом. Сначала формируется эмоциональная активность (интерес), на основе чего можно уже формировать и мотивационную готовность к решению конкретных профориентационных проблем. Формирование мотивации предполагает уточнение профконсультационных целей. Выделение целей и начало их реализации часто вызывают первые трудности, которые становятся основой для кризиса развития субъекта профессионального самоопределения. Все это создает основу для готовности клиента к формированию морально-волевого ядра, о котором уже говорилось в предыдущем разделе как о важнейшем условии полноценного самоопределения.
Практически эмоционально-мотивационная активизация может осуществляться через привлечение внимания клиентов и учеников с помощью активизирующих вопросов, с помощью обозначения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии, и т.п.
Познавательно-интеллектуальная активизация может проводиться с опорой на традиционную схему организации проблемного обучения.
Эта схема предполагает:
1) включение клиентов в совместную деятельность по реше
нию внешне простых и понятных задач (обсуждение и анализ проф
консультационных ситуаций), когда на первых этапах эти задачи
Даже решаются, а клиенты получают соответствующее поощре-
Ние в виде похвалы или комплиментов психолога;
2) предложение более сложных задач, внешне кажущихся впол-
Не Доступными для решения; при этом важно так организовать
познавательную активность, чтобы имеющиеся у клиента спс бы не позволяли ему легко найти правильное решение, а главное — вызвать у клиента «удивление» по поводу своей несг собности разобраться в предлагаемой задаче-ситуации и на эт основе сформировать у него потребность в подсказке со сторо! профконсультанта;
3) формирование способности к решению задач данного
(на примере анализа разных типов профконсультационных
туаций, близких и понятных для клиентов данной образов
тельно-возрастной группы); в ходе такой работы психолог
просто дает клиенту готовый ответ, а использует систему
больших подсказок, оставляющих для самоопределяюще1
клиента возможность прийти к пониманию ситуации самоа
тельно;
4) формирование своего, индивидуального способа ана
профконсультационных ситуаций (идеальный результат фор»
рования познавательно-интеллектуальной активности). ;
Формирование познавательной активности самоопределяю! гося клиента по представленной схеме в качестве централы момента предполагает специально спровоцированное «удивле! клиента и его потребность обратиться за помощью к профк| сультанту, т. е. в основе познавательной активности опять же \ жит интерес («удивление»).
Практико-поведенческая активность формируется с помо1 следующих приемов работы. Профконсультант не может пост но отслеживать и корректировать все действия клиента, Hai ленные на решение его профориентационных проблем, не должен дать толчок его самостоятельным действиям (напри] давать на профконсультациях «домашние задания» клиенту: последующих встречах контролировать их выполнение). Проф! сультант должен использовать любую возможность для в» ния клиента в совместную деятельность по анализу и peiuei; возникающих в ходе консультации проблем и обязательно п& жительно подкреплять любые успешные высказывания и й клиента.
Все это должно способствовать формированию у клиента > ства уверенности в своих силах и в возможности решать свои блемы самостоятельно (заметим, что и в этом случае пси> опирается на эмоционально-мотивационную и даже на тельную составляющие самоопределения, т.е. фактически все| формируются параллельно). В ходе формирования практико-Па денческой активности профконсультант должен стремиться к' чтобы постепенно передавать инициативу успешно действу му клиенту, а в итоге — вообще показать клиенту, что он сг бен обходиться при решении своих проблем без посторонне* мощи.
Формирование морально-волевой активности клиента предполагает следующие действия профконсультанта.
Профконсультант постоянно показывает клиенту свою готовность подстраховать его в сложной ситуации (клиент, особенно на первых этапах совместной работы, должен чувствовать «надежный тыл»).
Профконсультант может рассказать об успешных примерах самоопределения его бывших клиентов в других ситуациях, близких к ситуации клиента (если таких примеров нет, то можно немного и пофантазировать по этому поводу, но так, чтобы клиент поверил в реальность таких успешных примеров).
Профконсультант и клиент совместно обсуждают примеры ситуаций, близких к ситуации клиента.
По возможности необходимо проиграть некоторые ответственные действия по достижению намеченных целей (в беседе с работодателем, с членами приемных комиссий, с возражающими против данных выборов подростка родителями и другими близкими людьми и т.п.). Нередко уверенность действий клиента повышается, когда такие обсуждения и игровые ситуации организуются в небольшой микрогруппе (из 4—6 человек). Как видно, и здесь морально-волевая активность формируется параллельно с эмоциональной, познавательной и поведенческой активностью.
Само выделение разных форм (видов, типов) активизации сделано для удобства анализа. Кроме того, для каждого вида активизации можно более целенаправленно разрабатывать конкретные методики и технологии. Иногда в практической профориентацион-ной работе могут возникнуть проблемы, связанные с чрезмерным увлечением каким-либо одним видом активизации, т. е. с «застреванием» только на эмоциональной или только на познавательной активности. Как мы только что показали, более желательный вариант работы, когда все формы активизации взаимодополняют друг друга.
При обсуждении проблемы форм и методов активизации перед профконсультантом все время (в каждом конкретном случае) стоит непростой вопрос: нужно ли специально провоцировать кризисы развития субъекта профессионального самоопределения (что и обеспечивает полноценное развитие самоопределяющейся личности — см. предыдущий раздел), или же следует в работе с данным клиентом стараться поменьше беспокоить его сложными мировоззренческими проблемами и ограничиваться «правильной», шаблонной профконсультацион-ной помощью?
Для ответа на подобные вопросы следует учитывать специфи-КУ кризисов становления субъекта профессионального самоопределения (см. 4.2).
Вопросы для самопроверки
Глава 11
1. Каждого ли клиента можно назвать субъектом профессионально?
самоопределения?
2. Всегда ли сам психолог-профконсультант должен быть реальнь
субъектом организации профконсультационного взаимодействия с кли*
ентом?
3. Как соотносятся понятия «активизация» и «активность» в профес«|
сиональном самоопределении?
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
Как построить свое «я» / Под ред. В.П.Зинченко. — М., 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992
Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. | Ростов н/Д, 1996.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антрополог Психология человека: Введение в психологию субъективности. — 1995.