ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ, в которой автор рассказывает про волшебное правило одной минуты, помогающее не только взять интервью, но и избежать семейного скандала
Как мы живем?
Ну вы, автор, вопросики задаете! По-разному мы тут все живем. Как гениально говорил герой одного мультика:
– Покормят – хорошо живем, не покормят – плохо.
А есть ли что-то, что объединяет нашу жизнь?
Прямо что-то такое, что всех объединяет?
Да. И клерка, и писателя, и академика, и спортсмена, и дворника, и телеведущего, и не телеведущего... В общем, всех, всех, всех?
Мы – русские люди!
Не все так могут про себя прокричать. Но я, вообще, не об этом. Вы бы еще сказали, что мы все – избиратели.
Еще мы воду все пьем, еду едим и всякое такое, другое... Но вы же – не об этом?
Не об этом. Я о том, то мы все живем в суете.
Нет, эти слова, пожалуй, надо выделить:
Мы все живем в суете.
Господи... Я-то думал... Тоже мне открытие!
А я и не претендую. Проблема в том, что этот суетливый бег по жизни превращается в привычку. То есть мы перестали обращать внимание на то, что суета диктует нам правила жизни.
И это очень важный вывод: мы живем по тем правилам, которые диктует нам суета.
И вывод этот имеет отношение к умению брать интервью в повседневной жизни?
Имеет, и прямое. Скоро, надеюсь, это станет ясно. Но для начала давайте выясним: а что такое, собственно, эта самая суета?
Мы редко задумываемся над тем, что существительное «суета» и наречие «всуе» имеют один и тот же корень – «суе». «Суе» – это не просто так корень, это настоящее слово, нынче из языка исчезнувшее. Но в словаре Владимира Ивановича Даля можно найти его определение: «суе – напрасно, даром, тщетно, попусту, без толку, без пользы».
Это что ж получается: жить в суете – значит жить «напрасно, даром, тщетно, попусту, без толку, без пользы»? Вот это вот – настоящий кошмар!
Но вы же говорили: мол, то, что мы живем в суете – это не открытие никакое. А я всего лишь расшифровал слова.
Нет, на самом деле, нельзя, конечно, сказать, что мы живем совсем уж напрасно, тщетно и уж тем более – даром. Но, мне кажется, имеет смысл помнить в нашей бесконечной беготне о первоначальном значении слова «суе».
Суета – это иллюзия движения.
А почему иллюзия?
Потому что не ведет ни к какой цели. Можно как угодно быстро или медленно мчаться, но, если твои передвижения ведут к цели, – значит, ты движешься. А если не ведут, – значит, суетишься. Суетясь, мы как бы обманываем самих себя, что движемся.
А зачем?
А затем, что суетиться бесцельно проще, нежели осознанно двигаться к цели. Вот мы себе и врем.
Интервью, напомню, имеет четкую цель.
Какую?
Получение информации.
Правильно. Значит, если вы хотите взять интервью, вы должны вырваться из суеты, чтобы была не иллюзия движения, а движение подлинное.
Тут же возникает вопрос: а как это сделать?
Возникает. Отвечаю.
Вырваться из суеты – значит остановиться. Получается, что, прежде чем взять интервью – подчеркну: любое интервью, даже самое маленькое. – нужно остановиться.
Суета – только отчасти понятие физическое, обозначающее вполне конкретный бег по жизни. Мы живем в такое время, когда человек, у которого есть свободное время, воспринимается несчастным. Почему нас так раздражают автомобильные пробки? Казалось бы, сиди в машине – думай, размышляй, фантазируй. Так нет. Нам необходимо двигаться, точнее, делать вид, что мы движемся. Суетиться, мчаться, быть востребованным всеми (или опять же делать вид, что ты востребован) – закон нашей жизни.
Понятно, что, прежде чем взять интервью, нужно остановиться. Еще никому, насколько мне известно, не удавалось побеседовать на бегу.
Однако главная проблема в том, что бег по жизни порождает суету, мельтешню в голове. Даже если – предположим – мы хорошо подготовились к интервью, мы же потом опять побежали. И когда добежали до собеседника, нам очень трудно на нем сосредоточиться.
Значение слова «сосредоточиться» понятно? Сосредоточить себя. Если вы себя не сосредоточили на собеседнике – беседы не получится. Если вы не смогли успокоить суету мыслей в голове – не будет разговора.
А это сложно сделать?
Нет. Мы не умеем сосредоточиться на собеседнике – пусть даже на том же продавце сметаны – не потому, что не умеем, а потому что в суете не даем себе труда этим заняться. Продолжать свой бег нам важнее.
Поэтому-то и придумано правило одной минуты.
Правило одной минуты гласит:
прежде чем начать ЛЮБОЕ интервью, задать ЛЮБОЙ вопрос, нужно остановить свой бег по жизни и хотя бы в течение минуты сосредоточиться и четко понять: какую именно информацию вы хотите получить от своего собеседника.
По сути, правило одной минуты можно было бы сформулировать как задание самому себе.
Вы останавливаетесь и сами себе говорите о том, что именно вы хотите узнать у того человека, у которого собираетесь брать интервью.
Вопрос, если интервью короткое, или темы беседы, если предполагается интервью продолжительное, непосредственно перед беседой должны быть сформулированы вами для самого себя, а уже потом – для собеседника.
Правило одной минуты – это интервью, которое вы берете у самого себя. В этом интервью один-единственный вопрос: «О чем самом главном я хочу узнать у моего собеседника?»
К слову сказать, правило одной минуты – это замечательный способ бороться со скандалами.
Что такое скандал, скажем, семейный? То же самое интервью, которое берут друг у друга муж и жена. Что такое выяснение отношений? Это когда кто-то в семье хочет получить у другого информацию.
Так просто?
По сути, да. С чего начинается скандал? С вопросов:
– Где ты была вчера вечером?
– Почему не готов обед?
– Почему мы никуда не ходим?
– Почему ты совсем не занимаешься нашим ребенком?
– Когда мы, наконец, сделаем ремонт?
Нормальные же вопросы для интервью. Нет бы, спокойненько ответить. Куда там! Начинается... Сами знаете что: крики, ор, эмоции.
Тут бы и вспомнить про правило одной минуты. Остановиться. Спросить самого себя: «А что я, собственно, хочу выяснить? В чем смысл моего интервью?» Я не шучу. Ей-богу, скольких семейных – и не только! – скандалов можно было бы запросто избежать, если бы люди умели останавливать свой бег по жизни и на минуту – хотя бы на минуту!!! – сосредотачивались на том, что именно они хотят сказать другому человеку.
Наверное, шеф-редактор «Ночного полета» Ася Друянова могла подумать, что перед эфиром у меня непременно случается недержание: потому что каждый раз минут за десять до начала программы я иду в туалет. Но что же я могу поделать, если нет у меня другого места, где я могу остаться один? А я взял за правило: перед каждой передачей на несколько минут оставаться одному и выстраивать в голове начало программы и возможный ее ход. Этот ход, конечно, может измениться: позвонит зритель с неожиданным вопросом, или гость ответит нечто такое, что перевернет беседу. Но я знаю очень важный закон интервью: сосредоточен – значит вооружен.
Вы хотите сказать, что у вас очень хорошая программа, раз вы так ловко умеете сосредотачиваться?
Неужели я похож на идиота?
Да вот...
На всякий случай, не надо отвечать. Нет, я не к этому, конечно. Я к тому что это умение – необходимо. Даже если все вокруг называют тебя опытным ведущим, и многим кажется, что ты влетаешь в студию и с ходу начинаешь вещать.
Мы говорили о том, как готовиться к интервью. Так вот, вся эта подготовка может оказаться абсолютно бессмысленной, если вы забудете про правило одной минуты.
Почему?
Потому что подготовка утонет в суете.
Правила одной минуты надо придерживаться всегда.
Даже если вы хотите задать совершенно простой, бытовой, легкий, несложный, элементарный и так далее вопрос – надо непременно вырвать себя из суетного бега по жизни и понять, о чем вы хотите говорить.
Сосредоточить себя. Сосредоточить свои мысли.
Если этого не сделать, в «брании» ЛЮБОГО интервью могут возникнуть проблемы. Подчеркну еще и еще раз: ЛЮБОГО.
Понятно?
Это-то понятно. А знаете, что мне не ясно?
Вот вы так подробно рассказываете про всякие навыки, которые необходимо освоить, когда берешь интервью.
Ну и в чем вопрос?
Получается, что брать интервью – это ремесло. Или все-таки искусство?
Очень хороший вопрос. Но отвечать на него я не буду.
Что, вообще?
Пока. Давайте сделаем паузу – она же полезна, как мы только что выяснили, – и подумаем над ним.
Сами?
Почему нет? А ответ, точнее, мнение автора по этому поводу, узнаем из следующей главы.