Человек в разных видах труда
Табл 1
Виды труда | Роль человека, участвующего в данном виде труда |
1. Труд по самообслуживанию | Человек – индивид |
2. Потребительный труд | Человек – работник |
3. Общественно полезный труд | Человек – социальный индивид |
4. Исполнительный производительный труд | Человек – деятель |
5. Квалифицированный производительный труд | Человек – специалист |
6. Совместный организованный производительный труд | Человек – участник совместного труда |
7. Свободный самостоятельный производительный труд | Человек – субъект труда |
8. Профессиональный производительный труд | Человек – профессионал, компетентный деятель |
9. Творческий производительный труд | Человек – творец изобретатель новатор, суперпрофессионал |
Таким образом, человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, хотя разные виды труда в различной степени развивают самого работника. Труд может стать для человека или только средством поддержания существования, или кроме того еще и средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни (он понимается людьми по-разному – выполнить свое предназначение, наилучшим образом распорядиться своей жизнью, выполнить задание свыше – трудиться это значит выполнять промысел божий, оставить добрый след в памяти человечества и др.). Чем более профессионален труд человека, тем больший вклад он вносит в общественный прогресс, способствуя благу других людей, и в то же время тем более реализует себя, обогащая своим только ему присущим способом кладовую общественного опыта и разума.
Перейдем к изложению сторон труда. В каждом из названных видов труда присутствуют две стороны, называемые объектом и субъектом труда.
Во-первых, имеется нормативная структура трудовой деятельности, не зависящая от субъективных намерений и оценок человека. Это объективно существующая и выработанная обществом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций (см. 20 в 1.1.). Эту сторону называют: «объект труда», «нормативные показатели операционально-технологической структуры профессии» (2), «структура профессии». Этот объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда. Все эти объективные реальности сложились в обществе и существуют до начала их освоения конкретным человеком. Вместе с тем в разных видах труда человек имеет различную возможность варьировать, видоизменять состав труда.
Другая сторона труда, называемая «субъект труда», «психограмма», определяется с учетом объективного анализа труда, но не сводится к нему. Субъект труда – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относится ряд профессионально-важных качеств (ПВК): направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления труда профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, ибо они меняются местами, шлифуются у человека в ходе труда.
Объективный состав трудовой деятельности (объект труда - его предмет, задачи, условия, результаты) определяется специалистами в данной области и выражается в системе правил и нормативных документов, квалификационных требований, в функциональных обязанностях, в должностных инструкциях, где указывается, какие задачи ставятся в данном виде труда, какими способами труда следует и не следует пользоваться, каков должен быть результат труда и каким не должен быть результат труда. Психологическая сторона труда (субъект труда, психограмма – мотивы, способности, мышление и т.д.) может устанавливаться только с участием психолога.