ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU


р з Формы и содержание групповой псинологическоп поширжки




ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU - student2.ru ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU - student2.ru ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU - student2.ru ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU - student2.ru образы, принятие негативных ролей, например, «козел отпу­щения» или «классный шут».

Ролевые методы предполагают принятие подростком ро­лей, различных по содержанию и статусу; проигрывание не­обычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, то есть усиленном варианте.

. Ролевые методы можно разделить на две подгруппы: роле­вую гимнастику (ролевые действия и принятие ролевых обра­зов) и ролевые ситуации.

С подростками чаще работают с помощью метода приня­тия ролевых образов: социальных и семейных ролей (учите­ля, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т. п.), образов неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Персонаж изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.

В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с положени­ями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для них) деятельности, и ставятся пе­ред необходимостью изменить свои установки. Тем самым со­здаются условия для формирования новых, более эффектив­ных коммуникативных навыков.

Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Беседа». Подростки делятся на пары, каждой из кото­рых нужно организовать диалог на разные темы из роли взрослых, обращаясь друг к другу по имени-отчеству. При­мерные темы: «Как надо воспитывать детей», «Как быть, если ребенок не хочет учить уроки».

«Встреча».Ведущий разыгрывает с несколькими участни­ками ситуацию: «Встреча через 10 лет на станции метро "Кун­цевская"». При этом он задает подростку различные вопросы: «Чем ты сейчас занимаешься? Где бываешь по выходным? Живешь один или с родителями? Чем увлекаешься?» и т.п. После нескольких ситуаций задавать друг другу вопросы мо­гут сами ребята.

«Агрессивный... продавец».Группа делится на две коман­ды. Один из членов каждой команды показывает без слов аг­рессивного человека в той или иной социальной или семейной

роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат. (Перед этим представитель каждой группы вытягивает карточку с на званием роли.) Остальные участники должны отгадать, в ка­кой роли он выступает. Выигрывает та команда, представите-аи которой были наиболее выразительны и роли которой вер­но угаданы. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже не в агрессивном, а в «добром» состоянии.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры делятся на три группы:

1) игры, направленные на формирование у подростка уме­
ния увидеть в другом человеке его достоинства и дать
ему вербальное или невербальное поглаживание;

2) игры и задания, способствующие углублению осознания
сферы общения;

3) игры, обучающие умению сотрудничать.

Приведем примеры упражнений.

/ группа. «Волшебное зеркало».Группе нужно посмот­реть в него, постараться увидеть по очереди каждого участни­ка и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

2 группа. «Одиночество в классе».Ведущий говорит
подросткам о том, что одиноким себя можно чувствовать,
даже находясь среди людей, например, в классе. Он просит
придумать ситуации, в которых один из учеников чувствует
себя одиноким. Далее подростки по очереди «превращаются в
одинокого», стараясь как можно ярче описать его мысли и
чувства. Некоторые чувства и мысли можно записать на дос­
ке- После все вместе определяют, кому удалось наиболее точ­
но сыграть роль одинокого человека.

3 группа. «Конфликтные ситуации».Ведущий задает
Учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три
команды, придумывают и проигрывают варианты их развития
^наступление, обсуждение, отступление, уход).



Наши рекомендации