ЧйСТЬ I . TE0PSTU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиХОЛОГиЧЕСКОй РАБОТЫ С QETbWU
р з Формы и содержание групповой псинологическоп поширжки
образы, принятие негативных ролей, например, «козел отпущения» или «классный шут».
Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, то есть усиленном варианте.
. Ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и принятие ролевых образов) и ролевые ситуации.
С подростками чаще работают с помощью метода принятия ролевых образов: социальных и семейных ролей (учителя, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т. п.), образов неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Персонаж изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.
В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с положениями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для них) деятельности, и ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
Приведем примеры упражнений из этой группы.
«Беседа». Подростки делятся на пары, каждой из которых нужно организовать диалог на разные темы из роли взрослых, обращаясь друг к другу по имени-отчеству. Примерные темы: «Как надо воспитывать детей», «Как быть, если ребенок не хочет учить уроки».
«Встреча».Ведущий разыгрывает с несколькими участниками ситуацию: «Встреча через 10 лет на станции метро "Кунцевская"». При этом он задает подростку различные вопросы: «Чем ты сейчас занимаешься? Где бываешь по выходным? Живешь один или с родителями? Чем увлекаешься?» и т.п. После нескольких ситуаций задавать друг другу вопросы могут сами ребята.
«Агрессивный... продавец».Группа делится на две команды. Один из членов каждой команды показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной
роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат. (Перед этим представитель каждой группы вытягивает карточку с на званием роли.) Остальные участники должны отгадать, в какой роли он выступает. Выигрывает та команда, представите-аи которой были наиболее выразительны и роли которой верно угаданы. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже не в агрессивном, а в «добром» состоянии.
Коммуникативные игры
Коммуникативные игры делятся на три группы:
1) игры, направленные на формирование у подростка уме
ния увидеть в другом человеке его достоинства и дать
ему вербальное или невербальное поглаживание;
2) игры и задания, способствующие углублению осознания
сферы общения;
3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Приведем примеры упражнений.
/ группа. «Волшебное зеркало».Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.
2 группа. «Одиночество в классе».Ведущий говорит
подросткам о том, что одиноким себя можно чувствовать,
даже находясь среди людей, например, в классе. Он просит
придумать ситуации, в которых один из учеников чувствует
себя одиноким. Далее подростки по очереди «превращаются в
одинокого», стараясь как можно ярче описать его мысли и
чувства. Некоторые чувства и мысли можно записать на дос
ке- После все вместе определяют, кому удалось наиболее точ
но сыграть роль одинокого человека.
3 группа. «Конфликтные ситуации».Ведущий задает
Учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три
команды, придумывают и проигрывают варианты их развития
^наступление, обсуждение, отступление, уход).