Нейронные структуры слухового анализатора 12 страница
Вторым фактором, способным влиять на восприятие глубины, является количество деталей, изображаемых на картине. В реальной жизни чем дальше от нас находятся объекты, тем меньше деталей мы видим. Следовательно, и восприятие глубины на основании двухмерного изображения может быть усилено деталями предметов, которые кажутся лежащими на плоскости. Леонардо да Винчи называл градиент деталей картины «перспективой исчезновения» и считал, что более удаленные от зрителя детали картины должны быть менее завершенными. Следовательно, коль скоро большая деталировка является признаком меньшего расстояния, художник может влиять на восприятие кажущейся удаленности, изменяя степень детализации.
Прием, успешно используемый для эффекта глубины на фотографиях и в компьютерной графике, называется размывкой. Разная степень размытости различных участков изображения является эффективным средством влияния на восприятие глубины. Так, если один фрагмент композиции резко сфокусирован, а примыкающий к нему размыт, зрителю будет казаться, что они лежат на разной глубине. Восприятие глубины может быть усилено за счет подавления плоскостных признаков. Например, если смотреть на плоскую картину через свернутый в трубку лист бумаги, не только исключается влияние рамы картины, но и менее заметными становятся признаки того, что картина — плоская поверхность. При этом значительно усиливается впечатление объемности, глубины того, что изображено на полотне. Как правило, все, что уменьшает впечатление от картины как от плоскостного, двухмерного изображения, усиливает восприятие заложенной в ней информации о глубине.
Описанные пикториальные признаки — статические и монокулярные признаки, создающие эффект глубины на двухмерной, плоской поверхности. Восприятию глубины также способствуют и некоторые важные монокулярные источники информации о движении. Однако в отличие от статических признаков эти монокулярные признаки не могут быть представлены в двумерных изображениях. К ним относятся монокулярный параллакс движения, естественная перспектива и аккомодация.
Монокулярный параллакс движения(от греческого слова paralaxis — перемена, изменение) — это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов в поле зрения, возникающий в результате перемещения наблюдателя или объектов. Более точное определение монокулярного параллакса движения таково: параллакс движения — это изменения во взаимном расположении ретинальных изображений объектов, лежащих на разном удалении от наблюдателя, вызванные поворотом его головы. Когда наблюдатель фиксирует свой взгляд на какой-нибудь точке, находящейся в поле зрения, а его голова совершает движение (пусть даже незначительное), ему начинает казаться, что объекты, лежащие ближе точки фиксации, перемещаются быстрее, чем более удаленные объекты. Короче говоря, ему кажется, что более близко расположенные предметы перемещаются быстрее, нежели более удаленные.
Кроме того, кажущееся направление движения близко расположенных объектов отличается от кажущегося направления движения удаленных объектов. Наблюдателю кажется, что объекты, расположенные ближе точки фиксации взгляда, перемещаются в направлении, противоположном направлению движения его головы, а направление движения объектов, лежащих за точкой фиксации, совпадает с направлением движения его головы. Следовательно, и относительная скорость, и направление воспринимаемого движения зависят от местоположения точки фиксации взгляда наблюдателя. Вместе эти параметры являются постоянно действующим источником информации о взаимном расположении объектов в поле зрения.
Хотя параллакс движения и кажется сложным признаком, на самом деле он — тривиальный источник информации о взаимном расположении объектов в пространстве, когда перемещаются наблюдатель или/и объекты. Он проявляется также и в ситуациях, когда голова наблюдателя относительно неподвижна, а окружающие объекты словно проносятся мимо, например, при езде в автомобиле.
Вопросы для проверки усвоения материала к модулю 8:
1. Охарактеризуйте развитие восприятия пространства.
2. Опишите основные механизмы бинокулярного зрения.
3. В чем отличие корреспондирующих и диспаратных точек сетчатки?
4. Что представляет собой круг Вьет-Мюллера?
5. Что такое реальный продольный гороптер?
6. Что такое сетчаточная диспаратность и стереоскопическая острота?
7. Опишите основные эффекты, возникающие при различной величине диспаратности.
8. Опишите феномен Пульфриха.
9. Охарактеризуйте восприятие формы и величины.
10. Каковы особенности восприятия глубины и удаленности предмета?
11. Какова роль аккомодации и конвергенции в оценке удаленности?
12. Опишите восприятие направления.
13. Какие вам известны зрительные иллюзии?
14. Перечислите монокулярные пространственные признаки.
Проектные задания к модулю 8:
1. Раскрыть основные механизмы стереоскопического зрения.
2. Охарактеризовать экспериментальные устройства для изучения различных степеней сетчаточной диспаратности.
3. Проанализировать механизмы возникновения зрительных иллюзий.
Тесты к модулю 8:
Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:
1. Геометрическое место точек пространства, которые дают недиспаратные изображения при данной степени конвергенции, называется:
а) гороптером
б) бинокулярным соревнованием
в) стереопсисом
2. Каждая сетчатка двух глаз имеет такие точки, одновременное раздражение которых дает слитное изображение. Они называются:
а) диспаратные
б) корреспондирующие
в) ретинальные
3. Эффект, связанный с резко отличимыми друг от друга изображениями на каждой ретине двух глаз
а) дивергенция
б) бинокулярное соревнование
в) диспаратность
4. Зеркальный стереоскоп, способный изменять диспаратность от некоторой величины до нуля
а) зеркальный телестереоскоп
б) зеркальный псевдоскоп
в) зеркальный иконоскоп
5. Пространственные признаки, которые воспринимаются одним глазом, называются
а) бинокулярными
б) монокулярными
в) пикторальными
Правильные ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4В, 5Б.
Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.
Модуль 9. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Комплексные цели модуля:
- рассмотрение специфики восприятия времени в контексте психологического знания;
- раскрытие внутренних и внешних составляющих восприятия времени человеком;
- анализ специфических факторов и механизмов ориентировки во времени.
Понятия пространства и времени первоначально были заимствованы психологией у философии. Оба эти понятия относятся к бесконечному миру, в котором события разворачиваются в их длительности и протяженности.
Когда человек говорит, что он живет «во времени», то тем самым он лишь хочет подчеркнуть свою подверженность многочисленным изменениям. Психология времени — это не что иное, как изучение всевозможных поведенческих реакций человека применительно к этим изменениям. В числе этих реакций восприятие и оценка времени непосредственно связаны с умением распознавать различные признаки становления. Изменения, о которых идет речь, — это не только изменения физической среды, технические и социальные изменения, но и изменения, происходящие в нас самих. В каждый данный момент индивид сталкивается с событиями двоякого рода - внешними и внутренними, - которые он и воспринимает в различной степени.
В этой связи традиционно рассматриваются:
1. Восприятие последовательности. Об изменении, а стало быть, и о времени можно говорить лишь в том случае, если имеется последовательная смена фаз или состояний. Каковы же условия восприятия последовательности? Это первая проблема, которую ставит изменение, - проблема возникновения самого опыта времени.
2. Восприятие длительности. Две фазы изменения более или менее быстро следуют друг за другом. Их разделяет какой-то промежуток времени. Восприятие длительности, неотделимое от оценки этой последней, зависит от различных аспектов изменения и их связей с переживающим эти изменения субъектом.
3. Ориентировка во времени. В бесконечном ряду изменений есть такие, периодичность которых (дни, времена года и т. д.) позволяет создать систему отсчета, с тем, чтобы датировать, установить время изменения. Каковы те признаки, благодаря которым становится осуществимой такая ориентировка?
Ответные реакции организма применительно ко всем этим проблемам можно отнести к двум уровням. Одни реакции являются общими и для животных, и для человека. Восприятие последовательности, оценка длительности, ориентировка во времени - все организмы в различной степени могут учитывать эти параметры изменения при детерминации своего поведения. Биологическая основа в этом случае имеет много общего, и психофизиологические исследования позволяют мало-помалу понять ее природу. Другие присущи только человеку. Отличительной их особенностью является осознание различных аспектов изменения и психологическая переработка данных опыта. Это позволяет человеку не только адаптироваться к изменениям, но и познать их законы, а тем самым и научиться в определенной мере управлять временем.
9.1. Восприятие последовательности
Мы воспринимаем стимулы окружения лишь с того момента, когда возникает возбуждение в рецепторных центрах коры. В первом приближении можно допустить, что одновременным возбуждениям центров соответствуют одновременные восприятия, а с последовательными связано восприятие последовательности. Из этого следует, что восприятие последовательности зависит не только от последовательности физических явлений, но также йот условий восприятия. Если интервал между двумя какими-либо событиями достаточно отчетливо выражен, то такой аспект проблемы представляется малоинтересным, ибо в этом случае мы имеем дело с восприятием длительности интервала. Проблема последовательности приобретает смысл лишь на границе перехода от одновременности к последовательности. В этом случае все, что замедляет или ускоряет передачу в рецепторные центры информации о стимулах, определяет воспринимаемый порядок. В этой связи мы будем различать физические, биологические и психологические факторы.
Физические факторы.Напомним некоторые из них. Молния, например, предшествует грому, потому что скорость света намного больше скорости звука.
Биологические факторы.
Расстояние рецепторов от коры. Этот фактор имеет значение лишь для тактильных стимулов. Два одновременных раздражения лба и бедра воспринимаются как последовательные. Одновременность восстанавливается лишь тогда, когда раздражение бедра на 20—35 мс предшествует раздражению лба, что почти точно соответствует времени прохождения нервного импульса от бедра до коры.
Характер и структура сенсорных рецепторов. Рецепторные клетки разных органов чувств имеют различный латентный период. При самых оптимальных условиях минимальное латентное время зрения на 40 мс больше, чем латентное время слухового восприятия. Латентное время тактильной чувствительности приближается к слуховой. Кроме всего прочего, латентный период зависит от интенсивности стимуляции, и этот фактор приобретает особое значение в зрительном восприятии. Данные факторы могут оказывать влияние не только на восприятие двух последовательных гетерогенных стимулов, но даже и на восприятие двух одновременных зрительных раздражений, действующих на различные рецепторные клетки. Если одновременно освещать светом разной интенсивности две небольшие близко расположенные светящиеся поверхности, то эти раздражения не будут восприниматься как одновременные. Возникает иллюзия движения от поверхности более освещенной к поверхности менее освещенной. Словом, кажущееся движение возникает тогда, когда два стимула быстро следуют один за другим.
Различные рецепторы отличаются также присущей им инерцией, и этот фактор приобретает важное значение, когда речь идет о восприятии последовательности стимулов, действующих на одни ите же клетки. В самом деле, если стимулы слишком часты, то возникает восприятие непрерывности. При стимулах несколько менее частых все еще воспринимается непрерывное возбуждение, однако уровень его колеблется (мелькание - для зрения, потрескивание - для слуха, вибрация - для тактильной чувствительности). Порог восприятия прерывности приближается к 10 мс для слуха и тактильной чувствительности и к 100 мс - для зрения.
Кажущееся движение. При идентичных стимулах, вызывающих возбуждение в различных точках одного и того же сенсорного органа, между восприятием одновременности и восприятием последовательности возникают феномены интеграции в форме кажущегося движения. Создается впечатление, что один стимул перемещается от места появления первого стимула к месту появления второго. Временные границы зависят от интенсивности стимулов и интервала между ними. Для зрения оптимальное кажущееся движение наблюдается, когда интервал между двумя стимулами составляет около 60 мс, и полностью исчезает, уступая место восприятию последовательности, при интервале, превышающем 200 мс. Феномен кажущегося движения был отмечен также и для тактильной чувствительности. Хотя проблему порога последовательности двух близко расположенных стимулов обычно рассматривают в зависимости от расстояния между сенсорными рецепторами, это не значит, что процесс интеграции двух последовательных стимулов, в результате которого возникает кажущееся движение, имеет периферическую природу. Гештальтисты высказали гипотезу, согласно которой между рецепторными точками коры происходит короткое замыкание, однако этот феномен имеет иную природу, поскольку кажущееся движение наблюдается и в том случае, если последовательно раздражается рецепторная точка правого поля правого глаза и точка левого поля левого глаза, при условии, что раздражители воспринимаются разными глазами и изображение проецируется на разные полушария мозга. При поражениях коры различение последовательности стимулов затруднено.
Психологические факторы
Установка субъекта. Скорость восприятия зависит не только от латентного периода рецепторов и их расстояния от мозга, но и от установки субъекта. Стимул, на который обращено наше внимание, воспринимается раньше, чем стимул неожиданный. Отсюда следует, что если в одних и тех же условиях на организм воздействуют два стимула, то стимул, на который обращено внимание, будет восприниматься как предшествующий другому стимулу. Так, Пиаже (1946) обнаружил, что если дети наблюдают за двумя одновременно загорающимися лампами (расположенными на расстоянии 1 м друг от друга и симметричными по отношению к средней линии тела), то в 80% случаев они ошибочно считают, что лампа, на которой фиксировано их внимание, загорается раньше. Не исключено, что в этом случае причину запаздывания следует искать в периферической стимуляции.
Направленность внимания может предопределяться инструкцией или перцептивным контекстом, а также просто тем, что при наличии каких-либо двух стимулов один из них интересует нас больше, чем другой. В этом случае будет казаться, что «интересный» стимул появляется раньше, даже если объективно они являются одновременными. Точно так же, например, свет, как правило, воспринимается раньше, чем звук, особенно если источник последнего скрыт от нас.
Естественная упорядоченность. Различение последовательности тем легче, чем «естественнее» структура стимулов. Порядок двух различных звуков легче определить, если, например, более высокий звук предваряется или же сменяется звуком более низким. Однако если предъявляются, скажем, свет и звук, то одновременность или последовательность их появления становится менее очевидной. Существует зона неясного восприятия, в пределах которой порядок, равно как и одновременность, не может быть определен точно, что касается света и звука, то здесь зона неопределенности может достигать 120 мс. Между двумя слуховыми или же двумя тактильными стимулами зона неопределенности составляет лишь 100 мс. При предъявлении слухового и тактильного стимулов она равняется 30 мс, а при слуховом и зрительном стимулах - 80 мс.
Если последовательные стимулы поддаются какой-либо организации, то восприятие последовательности влечет за собой также и восприятие порядка стимулов. Так, услышав или увидев ряд из нескольких букв, мы легко воспроизводим его в том же порядке и испытываем большие затруднения, пытаясь воспроизвести его в обратном порядке. Нетрудно воспроизвести ряд из 4—5 звуков, строго соблюдая порядок интервалов, и практически невозможно воссоздать обратную структуру.
Организация зависит от целого ряда признаков, наиболее важным из которых является, видимо, качественная идентичность раздражителей. Если испытуемому предъявлять визуально последовательность из трех цифр, например 7—2—3, и одновременно предъявлять на слух три другие цифры, например 9—4—5, то он сможет их воспроизвести лишь повторив вначале слуховой, а затем зрительный ряд или же наоборот: 7—2—3— 9—4—5 или 9—4—5—7—2—3. Как слуховым, так и зрительным раздражителям присуща своя особая организация. Этот феномен группировки может являться также следствием локализации раздражения: так, например, когда через наушники одновременно предъявляется на одно ухо один ряд цифр, а на другое — другой. Этот же закон действует при одновременном прослушивании двух голосов, с различной скоростью записанных на магнитофонную ленту. Вторым основным фактором организации является скорость последовательного предъявления раздражителей. Эта скорость должна позволить отчетливо воспринять каждый элемент последовательности и в то же время быть достаточно большой, чтобы сохранить спонтанность организации стимулов. Так, в экспериментах испытуемые могли чередовать цифры одного ряда с цифрами другого лишь в том случае, если интервал между стимулами был не менее 1,5—2 с. Когда интервал между двумя стимулами превышает 2 с, то спонтанно эти стимулы уже не организуются в определенную последовательность. Ряд звуков, например, лишается в таком случае своих признаков ритмической структуры и воспринимается как ряд изолированных стимулов.
Привнесенная упорядоченность. Когда порядок последовательности не задан самой организацией стимулов, перцептивные данные теряют свою устойчивость и возникает необходимость в использовании дополнительной информации для того, чтобы путем ряда преобразований восстановить последовательность событий. Как мы отмечали, звук и свет плохо поддаются упорядочению. Пиаже (1946) показал, какие трудности испытывает пятилетний ребенок, пытаясь установить порядок остановки двух человечков, параллельно перемещающихся по столу в одном направлении, если пространственный порядок вступает в противоречие с порядком временным. Так, например, когда один человечек, остановившийся первым, находится несколько ближе, ребенок 5 лет не может с уверенностью определить временную последовательность прибытия человечков. Семилетний ребенок в этой ситуации уже не ошибается, ибо он в состоянии учесть место отправления и место прибытия, а также скорость движения объектов, что позволяет ему вносить коррективы в мимолетное восприятие. Точно так же нам нетрудно восстановить в памяти очередность событий нашей жизни, относящихся к какому-либо одному ряду явлений, таких, например, как личная жизнь, карьера, политические события, происходившие в то время, и т. п. Однако разнородные события мы сможем упорядочить, лишь прибегнув к определенным умственным конструкциям: использование ориентиров и учет порядка следования и интервалов между событиями.
9.2. Восприятие и оценка длительности
Два последовательных события разделены во времени некоторой длительностью, а эта последняя в свою очередь ограничена двумя какими-то событиями или же появлением, а затем прекращением действия стимулов. Длительность - это объективная реальность, позволяющая организмам адаптироваться к экологической среде. При каких условиях и в какой степени организм может учитывать длительность? Мы знаем, что человек воспринимает длительность, что он может достаточно точно ее оценить.
Восприятие длительности
Уточним прежде всего существующие методы исследования.
Абсолютные оценки. Простейшие реакции человека на
воспринимаемую длительность выражаются в том, что он оценивает эту длительность как слишком большую или слишком маленькую, то есть соотносит ее с субъективным эталоном привычной длительности данного действия. Эти качественные характеристики часто являются единственным источником знания при изучении психически больных, однако прогресс наших знаний был достигнут благодаря использованию количественных методов.
Количественные оценки основываются на использовании общепринятых единиц времени. Этот метод является наиболее
распространенным, однако точность его оставляет желать лучшего. Мы с большим трудом оперируем теми единицами измерения, для которых не можем найти чувственных ориентиров. Интра- и интериндивидуальная вариабельность оценок при этом методе очень значительна.
Оценка по методу воспроизведения. В этом случае испытуемому предлагается воспроизвести длительность, равноценную той, которая была предложена ему в качестве эталона. Преимуществом метода является то, что здесь не возникает необходимости соотнесения с абстрактными единицами, однако сфера его применения ограничена небольшими длительностями, не превышающими нескольких минут.
Оценка по методу продуцирования. Испытуемому предлагается выполнить какое-либо задание в течение определенного времени.
Наибольшая ошибка допускается при методе оценки, наименьшая — при методе воспроизведения, метод продуцирования занимает промежуточное положение. В экспериментах предлагалось испытуемым оценить различные длительности, не превышающие 3 мин. При методе воспроизведения ошибки, допущенные двумя «нормальными» взрослыми, варьировали в пределах 12—28%, при методе оценки — в пределах 30—78%.
Оценка по методу сравнения. Экспериментатор или испытуемый предлагает другому испытуемому две какие-либо длительности, которые последний должен сравнить.
Когда длительность короткая (не превышает 2 с), мы можем ее воспринять, в противном случае мы можем лишь оценить ее. Восприятие — это непосредственная реакция на действующий в данный момент стимул. Когда мы говорим, что можем воспринять длительность, это означает, что мы можем почти одновременно улавливать последовательные аспекты изменения. Из этого факта психологи сделали вывод о существовании психологического настоящего. Мы воспринимаем непрерывные изменения как движение, характеризующееся определенной скоростью, а быстрые прерывистые изменения как удары метронома с присущей им частотой. Точно так же мы можем воспринимать и отсутствие изменения, и это последнее ощущается нами как длительность, разделяющая начало и конец двух изменений. Если стимуляция непрерывна, говорят о заполненном времени, если же сигналы ограничивают лишь начало и конец интервала, то такой интервал принято называть незаполненным, оба эти выражения отражают природу физического изменения. В рамках восприятия начало и конец относятся к одному и тому же перцептивному акту. Во всех остальных случаях человек прибегает к оценке, используя для этого многочисленные экстероцептивные и интероцептивные ориентиры.
Итак, можно сказать, что воспринимаемая длительность определяется организацией последовательности стимулов. Восприятие длительности становится возможным лишь при условии существования такой организации и в рамках последней. Это положение нетрудно проверить экспериментально. Там, где последовательность трудно поддается организации, восприятие длительности затруднено. Гораздо труднее сравнивать длительность двух соседних интервалов, ограниченных стимулами разной модальности (звук — свет — звук), чем двух интервалов, ограниченных тремя идентичными звуками. Если интервал между крайними ограничивающими его звуками равен 1 с, и если при этом меняется место промежуточного стимула, то испытуемый, сравнивая вновь образованные интервалы, убеждается в том, что зона неопределенности (когда он затрудняется решить, какой из двух интервалов больше) составляет 60 мс в том случае, когда промежуточным стимулом является звук, и 196 мс, когда таковым является свет. Последовательность из трех звуков образует, в сущности, очень гармоничную структуру, чего нельзя сказать о свете, сочетающемся с двумя ограничивающими звуками. В этом случае для того, чтобы сравнить длительности, испытуемые как бы дублируют последовательность гетерогенных стимулов последовательностью стимулов гомогенных, таких, например, как движения рук или воспроизводимые одновременно с предлагаемыми стимулами фонемы. Другим, не менее наглядным примером может служить восприятие ритма. Всякий ритм характеризуется своей собственной структурой (ямб, дактиль и т. п.). Эта структура воспринимается лишь при условии, если элементы и отношения длительности будут включены в рамки одного и того же психологического настоящего. Если пропорционально увеличивать все входящие в какую-либо структуру длительности, то наступит момент, когда будет восприниматься уже не ритм, а последовательность не связанных между собою звуков. Этот порог достигается при интервалах, приближающихся в среднем к 2 с. Вместе с организацией исчезает восприятие и различение длительностей, образующих ритм.
Восприятие длительности ставит множество проблем.
Порог длительности. При каких условиях длительность
становится перцептивной реальностью? Здесь возможны две
ситуации:
1. Незаполненные интервалы времени. В этом случае порог
длительности соответствует порогу перехода от одновременности
к последовательности двух стимулов. Этот порог равен 10 мс для тактильных и слуховых стимулов, 100 мс для зрительных
стимулов и от 50 до 100 мс для двух разномодальных стимулов.
2. Заполненные интервалы времени. Здесь порог является
переходом от одномоментной стимуляции к стимуляции длящейся. В этом случае граница трудно определима, однако полученные в исследованиях величины сопоставимы с вышеприведенными, а именно: 10—50 мс для слуховой стимуляции и 110—120 мс для зрительной.
Качество воспринимаемых длительностей и нейтральный
интервал. Все авторы, изучавшие восприятие времени, пришли
к убеждению, что в диапазоне воспринимаемых длительностей
существуют многочисленные зоны, характеризующиеся качественно различными восприятиями. Соотнося различные данные, можно, выделить
три зоны:
- Короткие интервалы, не превышающие 0,5 с. При таких
интервалах воспринимаются скорее границы серии последовательных событий, а не сам по себе интервал.
- Нейтральные интервалы, то есть ни короткие, ни длинные,
величина которых приблизительно 0,5—1 с. В этом случае и границы, и интервал образуют единство.
- Длинные интервалы от 1 до 2 с, когда преобладающим является восприятие интервала и когда необходимо некоторое усилие, чтобы объединить две границы в одно и то же психологическое настоящее.
Эти три зоны были определены эмпирически, и достоверность результатов подтверждается тем, что различные исследователи пришли к одинаковым выводам.
Однако наряду с этим было установлено, что «короткие» интервалы переоцениваются, а длинные недооцениваются, а отсюда уже прямо следует, что для каждой промежуточной величины должен существовать нейтральный интервал, который воспринимается без систематической ошибки и субъективно не переживается ни как длинный, ни как короткий.
В большинстве психофизических исследований, где наблюдалось отклонение оценок относительно центральной величины, служившей точкой отсчета, было подтверждено существование нейтрального значения. Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда восприятия трудно определимы, каковыми и являются, например, временные интервалы. Существует нейтральная величина для любого диапазона воспроизводимых длительностей. Так, для диапазона длительностей от 0,2 до 1,5 с - нейтральной будет длительность, равная 1,15 с, а для длительностей от 0,3 до 12 с - 3,65 с. Это общее положение позволяет понять, почему величина нейтрального интервала, полученная различными авторами в период, когда исследования восприятия времени только начинались, варьировала от 0,36 до 5 с. Эти расхождения могут быть объяснены тем, что величина нейтрального интервала зависит от диапазона изучаемых длительностей.
Есть ли какая-либо связь между нейтральным интервалом, который можно было бы назвать абсолютным, и интервалами, связанными с условиями опыта? Мы не можем дать обоснованного ответа на этот вопрос, однако можно предположить, что величина нейтрального интервала — 0,6 с — действительно зависит от диапазона воспринимаемых длительностей и близка к среднему геометрическому крайних величин диапазона воспринимаемых длительностей (в пределах от 150—200 мс до 1,8—2 с).
Воспринимаемые длительности и физические изменения. Любая длительность — это всегда длительность стимуляций. Принимая во внимание общие положения, изложенные выше, правомерно поставить вопрос: каким образом особенности стимула влияют на восприятие длительности?