Практическое занятие № 6-7

Художественный мир текста

1. Изображенный мир как компонент художественной формы, его состав и свойства.

2. Природа художественного образа.

3. Система образов литературного произведения, пути их создания.

4. Понятие об индивидуальном и типическом.

5. Художественная деталь в литературном произведении.

6. Типология и функции художественных деталей.

Задания

1. Составьте литературоведческие статьи «художественный образ», «художественная деталь».

2. Подготовьте устные ответы на вопросы к теме, проиллюстрируйте основные положения примерами из текста В. Закруткина (см. отрывок для анализа).

3. Определите, к какому типу принадлежат портреты (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление):

1) Пугачев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина);

2) Собакевич («Мертвые души» Н.В. Гоголя);

3) Свидригайлов («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

4. Перечитайте главы о помещиках в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», обращая внимание на художественные детали. Сделайте выводы об особенностях гоголевской детализации.

5. Выделите ведущие предметные детали в романе И.А. Гончарова «Обломов», опираясь на работу В.С. Пушкаревой «Предметная деталь и ее функции в романе И.А. Гончарова «Обломов»» (по кн.: Пушкарева В.С. Анализ литературного произведения. – Белгород, 2000. – С. 32 – 63).

6. Прочитайте рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» и подготовьтесь к анализу изображенного мира.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение об одном из типических образов отечественной литературы с включением в сообщение цитатного материала.

Словарь:жизнеподобие, фантастика, сюжетность, описательность, психологизм, образ художественный, образ лейтмотивный, образ типический, типизация, тип литературный, образ индивидуальный, образ-символ, образ архетипический, портрет, деталь художественная.

Текст для аудиторной работы: Н.В. Гоголь «Мертвые души», Л.Н. Андреев «Петька на даче».

Литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, 1998. – С. 75-85.

3. Пушкарева В.С. Анализ литературного произведения. – Белгород, 2000. – С. 32-63.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 157-206.

Практическое занятие № 8-9

Основы стихосложения

1. Основные системы стихосложения.

2. Понятие о ритме, стихотворной стопе, стихотворном размере, их разновидности.

3. Разновидности рифмы, способы рифмовки.

4. Понятие о стихотворной строфе. Виды строф.

Задания

1. На основе данных толкований установите, о каких системах стихосложения идет речь:

1) ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строке, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;

2) ритм стиха здесь образуется путем чередования долгих и кратких звуков, а единицей долготы стиха является доля – мора;

3) в рифмующихся строчках, как правило, сохраняется не только равное количество ударений, имеющих фиксированное место, но и одинаковое число слогов, стихотворный размер определяется метром и числом стоп в стихе;

4) ритм стиха здесь образуется благодаря относительной выравненности числа ударений в стихотворных строчках, при этом общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов между ударными, является произвольным.

2. Изучив «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) М.В. Ломоносова (см. в списке литературы), сделайте конспект основных «правил» стихосложения, обозначенных в работе.

3. По стихотворной строфе, которую необходимо выписать в тетрадь, определите стихотворный размер, вид рифмы (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; точная, неточная, богатая), способ рифмовки в следующих произведениях:

- И.А. Бунин – «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»;

- К.Д. Бальмонт – «Безглагольность»;

- С.А. Есенин – «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»;

- М.И. Цветаева – «Идешь, на меня похожий…», «Вчера еще в глаза глядел…».

4. На основе анализа строфики установите, какой стихотворный размер преобладает в творчестве А.С. Пушкина, приведите примеры.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Новаторство В.В. Маяковского в области стихосложения».

Словарь: ритм, стих, стихотворная стопа, метр, стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, цезура, анакруза, клаузула, пиррихий, трибрахий, спондей, усеченная, наращенная строка, смежная, перекрестная, кольцевая рифма, мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма, стихотворная строфа, дистих, терцины, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, сонет, «онегинская строфа», рифма, точная, неточная, богатая рифма.

Тексты для аудиторной работы: стихотворения поэтов XIX-ХХ веков.

Литература

1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 352-397.

2. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 347-351.

3. Основы литературоведения: Учебное пособие для филол. ф-тов пед. ун-тов / Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский Лицей, 2000. – С. 124-160.

4. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

5. Тодоров Л. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. М.: Мегафон, 1999.

6. Шатин Ю. Практикум по русскому стихосложению: В 2 ч. – Новокузнецк, 1979.

Дополнительная литература

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974.

2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособ. для студентов. – Л.: Просвещение, 1972.

1. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

2. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Практическое занятие № 10

Наши рекомендации