Основы группового поведения персонала
ОРГАНИЗАЦИИ
Почему люди объединяются в группы? Потому, что группы удовлетворяют некоторые их потребности, например, в безопасности, пренадлежности к группк,признании
Группы классифицируются по признакам:
- организационному признаку:внешне организованные, внутренне организованные,неорганизованные;
- формальности:формально организованные на основании приказа, распоряжения, правила и т.д., неформальные возникшие на основе личных симпатий, предпочтений;
- ведущей совместной деятельности;
- длительности существования:временные, постоянные.
-цели существования: целевые группы, функциональные группы,
группы по интересам, дружеские, референтные группы(реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения для индивида);
- уровню зрелости (сплоченности) - номинальная группа (наименее сплоченная), кооперация, команда (коллектив), гомфотерная группа (наиболее сплоченная).
- размеру группы - диады, триады, малые, средние, большие.
- иерархическому -первичные и вторичные.
Стадии развития коллектива организации из группы
Группа - реальная совокупность людей, объединённая едиными целями.
Коллектив -группа людей, объединённая общими мотивами и целями совместной деятельности в интересах организации (общества).
Коллектив организацииследует рассматривать как динамическую и развивающуюся совокупность персонала организации, прогресс и регресс которой зависит от внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий.
Внешние условияразвития коллектива определяются значимостью деятельности коллектива для общества и организации.
Внутренние условия развития коллектива связаны с индивидуальными личностными качествами его членов и зрелостью всей системы общественных отношений в организации.
Всякая группа в своем развитии до коллектива проходит три стадии:первичного синтеза, дифференциации и окончательного синтеза.
Стадия первичного синтеза.
Главным является процесс адаптации персонала: идет взаимное узнавание в группе, люди приспосабливаются друг к другу (решаются вопросы: кто есть кто? что от них можно ожидать? как строить с ними отношения?), к структуре организации, условиям труда, руководителям. Данной стадии развития соответствуетнизший уровень зрелости коллектива, который характеризуется внешней целостностью коллектива, Цели коллектива понимаются всеми членами, но личные цели могут у многих не совпадать с целями организации. Психология коллектива в основном исполнительская. Инициативу проявляют отдельные сотрудники. Общественное мнение ещё не сформировано.
Стадия дифференциации.
Структура группы на этой стадии разнородна. Это связано с тем, что внутри внешней (формальной),структуры образуется внутренняя (неформальная) структура коллектива.
Неформальная структура образуется в результате личностных симпатий и антипатий членов коллектива. При этом коллектив разделяется на так называемые микрогруппы. Они не однородны по своему составу. Одни из её членов занимает особое место в группе - это так называемые "звезды" коллектива: неформальные лидеры, авторитетные лица.
Лидер - член коллектива, за которым признаётся право принимать решения в значимых для коллектива ситуациях. Это - лица, способные вести за собой других людей для достижения конкретных целей. Они играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в своей микрогруппе, также обладают авторитетом среди членов группы.
Авторитет - это общественно признанная личность, высоко оцениваемая коллективом за ее личностные качества, способности или знания и умения, которые полезны и ценимы в этом коллективе. Чем больше людей видят ценность человека в различных сторонах деятельности коллектива, тем выше и глубже его авторитет.
Руководитель – это лицо, на которое официально возлагаются функции управления коллективом организации и его деятельностью.
Каждый руководитель должен иметь отчетливое представление, как о формальной, так и о неформальной структуре коллектива. Но в первую очередь руководителю следует работать с неформальными лидерами и авторитетными лицами, так как они имеют существенное влияние на других членов.
Ему следует убедиться, случайны или нет действия неформальных лидеров; оценить их влияние на других членов микрогруппы (коллектива); выяснить мотивы их поведения. После этого руководитель может выбрать необходимый способ оказания влияния на неформального лидера;
- переключение поведенияс негативных установок на позитивные;
- товарищеская беседа наедине или в присутствие авторитетных для него лиц;
- развенчание негативного лидера.Критике подвергаютсяего конкретные поступки, действия или высказывания;
- метод «педагогического взрыва. Прямой или категорический разговор, обычно официальный и в присутствии всех членов коллектива. Ему высказывается категорическое требование изменить своё негативное поведение. Этот прием используется в тех случаях, когда действия лидера приносят ущерб интересам коллектива;
- перевод неформального лидера в другой первичный коллектив или его увольнение.
Этой стадии развития группы соответствует средний уровень зрелости коллектива,характеризующийся активизацией его жизни. Отмечаются единство воли руководителя и актива, поддержка их позиции большинством членов коллектива. Формируется общественное мнение коллектива, организационная культура, но всё ещё заметно тормозящее влияние недобросовестных сотрудников.