Чего хочет в жизни человек 3 страница
Все великие учителя человечества учили этой предварительной цели жизни в своей религии, какие бы учения они ни давали. Побудительная тенденция в учениях Мухаммада, Моисея, Христа, Кришны, Будды была в том, чтобы помочь последователям этих учений выполнить эту первую цель жизни. Например, когда Христос призвал рыбаков, он сказал: “Пойдем со мной, я сделаю вас ловцами людей”. Христос не сказал: “Я сделаю вас более духовными”. Он хотел, чтобы они достигли первой цели жизни, это был первый шаг. Следующим уроком было: “Вы станете более духовными”. Учителя духовного знания, смотрящие на это таким образом, считают своим первым долгом показать человеку первую цель его жизни или помочь ему достигнуть ее. Когда это сделано, тогда идет вторая цель.
Что касается предварительной цели жизни человека, есть четыре различных пути, которые могут выбрать люди. Один путь – это путь материальной выгоды. Посредством своей профессии, рода занятий, бизнеса, отрасли человек хочет зарабатывать деньги. Следует сказать что-то и за и против этого идеала. Против него может быть сказано, что, работая ради денег, человек очень часто теряет верный путь, мысль и рассуждение, человек перестает видеть права других людей. А что следует сказать за это, так это то, что, в конце концов, те, кто владеет богатством, могут применить богатство в лучших целях. Благотворительные учреждения, больницы, школы, колледжи – все они основаны милосердными людьми, которые щедро давали деньги таким организациям. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать деньги и посвящать свое время этому постольку, поскольку мотивы этого правильные и добрые.
Другой путь – путь долга. Человек думает, что он связан долгом со своим сообществом, городом или страной, человек выполняет некоторую общественную работу, старается делать добро другим людям и считает это своим долгом. Может быть и так, что человек считает, что у него есть долг перед своими родителями, он может ухаживать за своей матерью, посвящать свою жизнь ей или своей жене и детям. В этом тоже есть великое достоинство. Несомненно, что против этого то, что очень часто жизнь людей, обладающих чувством долга, испорчена и они не имеют возможности сделать что-то достойное в мире, но если бы не они, то мир был бы лишен любви и привязанности. Если бы жена не имела чувства долга по отношению к мужу, или сосед по отношению к своему другу, тогда они жили бы, как животные низкого творения. Именно чувство долга делает человека более великим, нежели другие существа, вот почему мы восхищаемся этим чувством. Герои, отдающие свою жизнь за свою страну, делают немало. Есть нечто великое в том, что человек отдает свою жизнь ради долга. Другой пример – жена, пожертвовавшая своими собственными амбициями, чтобы заботиться за своим мужем-инвалидом. Долг, чувство долга – это великая добродетель, и когда она ценится и углубляется в сердце человека, она пробуждает его к великому и высшему сознанию. Люди свершают великие дела. Великие герои жили жизнью долга.
Третий путь, который человек выбирает в жизни – получать лучшее от настоящего. Это точка зрения Омара Хайяма, который говорит в своих “Рубайях”:
Возлюбленный, налей бокал вина,
Пусть очищает нас сегодня, пей до дна!
Промой все горести вчерашних дней,
Не бойся завтра, наливай и пей!
А завтра что? Я завтра не боюсь,
Проснусь, встряхнусь и с прошлым примирюсь.
Это точка зрения человека, который говорит: “Если я и был великим человеком в прошлом, какая разница? Что имеет значение, так это то, кто я сейчас. Прошлое забыто, а будущее – кто знает, что из него выйдет! Никто не знает своего будущего. Для того чтобы укрепить себя для будущего, мне нужно взять лучшее в настоящем моменте и сделать свою жизнь как можно более счастливой”. Это неплохая точка зрения. Это философская точка зрения. Те, кто придерживаются ее, счастливы и дают счастье другим людям.
Несомненно, все эти разные точки зрения имеют также и неправильную сторону, но когда мы смотрим на их правильную сторону, их есть, за что ценить.
Люди сегодня любят пользоваться фразой: “Он очень хороший парень”. В песнях эта фраза используются по разным поводам: она выражает то, что каждый хотел бы и каким он хотел бы быть. Она отражает тенденцию ума, который старается сделать настоящий момент счастливым. Это трудно, очень трудно, и не каждому удается это сделать, потому что в жизни столько конфликтов, столько неприятностей. Человеку приходится сталкиваться с таким количеством трудностей в жизни, что быть способным улыбаться не каждому под силу. Да, для того, чтобы продолжать улыбаться, человек должен быть либо глуп и ничего не чувствовать, не думать ни о чем, просто закрыть глаза и сердце от мира, либо он должен быть столь же высок, как те души, которые, как в чуде Христа, ходят по воде.
Есть такие, что тонут, другие, которые плывут, а есть и некоторые, которые идут по воде. Те, что утонули в жизненных несчастьях – это те, кто не может из них выбраться, они связаны и погружены в глубины жизни, они не могут выбраться и несчастны там – они те, кто тонут. Потом есть другие, те, что плывут, это те, кто хочет бороться с конфликтными обстоятельствами жизни, чтобы однажды достичь берега. И есть другие, те, что идут по жизни. Их жизнь символически отражена в чуде Христа, идущего по воде. Это подобно тому, как жить в миру и не принадлежать миру, соприкасаться с миром и не быть затронутым им. Это требует чистого восприятия жизни, тонкого ума и глубокого понимания жизни, большой смелости, силы и храбрости.
Поэтому я не имею в виду сказать, что человек, берущий все возможное от настоящего момента – это то же самое, что человек, которого мы называем беспечным счастливчиком, простым человеком. Он живет в ином мире, не осознавая жизненные обстоятельства, не пробужден к конфликтным воздействиям жизни. Если он счастлив, то это не удивительно – он само счастье. Я хочу сказать, что для тех, кто пробужден к обстоятельствам жизни, нежных и чувствительных к мыслям и чувствам других людей, для них очень трудно продолжать жить и в то же время улыбаться. Если человек может это делать, несомненно, это великая вещь.
Четвертый путь – это путь тех, кто думает: “В конце концов, что такое жизнь на земле? Разве не все равно это, что четыре дня провести как-нибудь? День подходит к концу, месяцы и годы проходят, так пробегает время. Человек приходит к концу своей жизни прежде, чем он этого ожидает, и прошлое становится лишь сном одной ночи”. Спросите человека, прожившего сто лет: “Что ты думаешь о жизни на земле?” Он скажет: “Сон одной ночи, дитя мое, не более того”.
Если это все, что есть, тогда те, кто думает о том, что может произойти после такой жизни, говорят: “Мы должны думать о последующей жизни. Пока мы в состоянии работать, мы должны бороться, чтобы сделать запас на старость, чтобы нам было более комфортно. В таком же смысле мы должны работать и на последующую жизнь. Жизнь означает краткую остановку, это ничто, кроме возможности подготовить что-то, чтобы позже мы от этого получили пользу”. Несомненно, найдется кто-то, у кого будет правильное понимание, тогда как другие придают этому слишком большое значение, имея неправильное представление о последующей жизни. Но мудрый думает: “Мы должны воспользоваться временем и возможностью, которые нам предоставляются в этой жизни, чтобы подготовиться к следующей”, и совершает многое. Этим можно восхищаться.
Вот четыре разных пути, которые выбирают люди, чтобы достигнуть цели жизни: накопление богатства, совестливость в своем долге, использование каждого момента жизни в наилучшем виде, подготовка к будущему. Все эти четыре пути имеют свои хорошие стороны, и зная это, вы не можете винить кого-то, что он выбрал путь, отличный от того, что выбрали вы для выполнения своей цели жизни. Понимая это, мы становимся терпимыми.
Теперь мы подходим к высшей цели жизни, которая одна и та же. Каждый человек, в конце концов, должен достичь одной и той же цели жизни, таким путем, каким он желает. Он приходит к цели либо осознанно, либо неосознанно, легко или с трудностями, но ему придется достичь ее. Это духовное достижение. Вы можете спросить, достигнет ли этой цели человек, который никогда о ней не думает, человек настолько материальный, что он отказывается рассматривать этот вопрос. Ответ таков: да, каждый человек сознательно или неосознанно стремится к духовному постижению. Порой он выбирает не тот путь, который выбираете вы, порой его точка зрения и его методы иные. И порой один человек достигает духовного осуществления значительно быстрее, чем другой, может быть за один день. А другой может стремиться всю свою жизнь и все еще не достигать. Что определяет это? Эволюция каждой отдельной души.
В Индии рассказывают о том, как человек был пробужден к духовному осознанию после того, как услышал одно слово от своего гуру. Это одно слово мгновенно вдохновило его, и он коснулся высшего сознания. На Востоке мы слышали также рассказы о людях, которые уходили в лес, в горы, которые постились много дней и месяцев, подвешивали себя за ноги вниз головой, или стояли в течение многих, многих лет. Это показывает, как трудно это происходит для одного человека и как легко для другого. Мы очень сильно ошибаемся, когда считаем сегодня, что у каждого человека одна и та же эволюция. Мы говорим: “Они все человеческие существа”. Это не так, между людьми существует большие различия: один ползет, другой идет, третий бежит, а еще один – летит. И все же, все они живут под одним солнцем.
На Востоке есть обычай, чтобы те, кто начинают искать духовную цель своей жизни, нашли себе духовного учителя. Они не отправляются в духовное путешествие самостоятельно, потому что на Востоке после тысяч лет опыта выяснили, что для того, чтобы идти по духовному пути необходимо иметь руководителя, которому человек может довериться и верить так, чтобы идти за ним до самого конца. Трудность на Западе состоит в том, что там, несомненно, происходит общее пробуждение – каждый хочет знать что-то о духовном пути – но люди не придерживаются одного и того же. Есть много таких, которые идут в одну эзотерическую школу, потом в другую и так далее. В конце концов, они узнают так много, что не знают, что верно, что правильно, а что неправильно. Это подобно тому, как пойти в ресторан и съесть столько, что невозможно переварить. Кроме того, когда человек принимает все это, ложное и верное, не остается возможности отличить одно от другого. Величайшая заслуга, которую могут проявить искатели истины – это доверие и вера в учителя. В соответствии с этим доверием, которое человек испытывает к учителю, его сердце способно принять знание, которое ведет к высшему сознанию.
Теперь, могут спросить: “Как мы должны осознать предварительную цель нашей жизни?” Приходя к естественному ритму. Сегодня люди применяют неправильные методы, они идут к ясновидящему и спрашивают его о цели своей жизни. Они не знают ее сами. Кто угодно другой должен сказать им, кроме их собственного духа, собственной души, которые не могут сказать, потому что они не настроились на этот тон, с помощью которого они могут интуитивно почувствовать, для чего они живут. Если другой человек скажет: “Вы здесь для того, чтобы стать плотником, или юристом, или адвокатом”, это не удовлетворит нашу потребность. Именно наш дух должен заговорить с нами. Мы должны быть способны успокоить свое состояние, настроить дух на вселенское сознание, чтобы мы могли узнать цель нашей жизни.
Как только вы узнали цель своей жизни, лучше всего стремиться к ней, несмотря на все трудности. Ничто не должно вас обескуражить, ничто не должно останавливать вас. Как только вы узнали: “Вот это цель моей жизни”, идите к ней, жертвуя всем, ибо, когда жертва велика, то, что вы получаете в конце дает великую силу, великое вдохновение. Подъем или падение, успех или поражение не имеют значения, как только вы узнали цель своей жизни. Пусть девяносто девять раз вы проиграете, в сотый раз вы преуспеете.
Высшая цель, которую ищет душа в каждый миг нашей жизни – это наша духовная цель. Поэтому мы должны всегда держаться нашего пути и ничто, ни долг, ни внешняя работа, не должно отвлекать нас от этой цели. На протяжении всего нашего стремления и борьбы в жизни мы должны постоянно следовать своему духовному пути, который приведет нас к цели жизни. Одно только это и может дать нам удовлетворение.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ИСКУССТВО ЛИЧНОСТИ
Прежде всего, я поясню, почему я называю развитие личности искусством. Можно думать об искусстве, как о чем-то, стоящем ниже природы, но я так не думаю. Я думаю, что искусство шлифует природу, что в искусстве есть нечто божественное, что Сам Бог через человека наносит завершающие штрихи на эту красоту, которая называется искусством. Иными словами, искусство – это не только подражание природе, искусство – это улучшение природы, будь то живопись, рисование, поэзия или музыка. Но лучше всех видов искусства – искусство личности. Это следует выучить для того, чтобы пользоваться в каждом роде занятий. Не обязательно каждому становиться художником, так же не обязательно становиться музыкантом, становиться рисовальщиком или архитектором, но необходимо, чтобы каждый изучил искусство личности.
Однажды пришел ко мне человек и с огромным удовольствием и удовлетворением сказал: “Я рос у своих родителей как растет растение в лесу, естественным образом”. Я ответил ему: “Очень жаль. Если ваши родители хотели, чтобы вы росли естественно, то им следовало держать вас в лесу. Жаль, что вы теперь среди мира. Мир делается искусством, для того, чтобы быть в миру, вам нужно знать искусство личности”.
Очень немногие из нас отличают индивидуальность от личности. Индивидуальность – это то, что мы приносим с рождением. Мы рождаемся как отдельная сущность, это, само по себе, делает нас индивидуальными. Но личность – это нечто, что мы обретаем, она не приходит с нами, ее мы набираем. Поэтому в древние времена не рассматривали какого-то иного обучения, кроме изучения и практики искусства личности. Это была культура древних времен, сегодня – это сдача экзаменов. Если у человека есть степень, он считает, что все хорошо, он может идти в мир, и будет продвигаться. Но этого недостаточно.
Кроме того, экзамены с каждым днем становятся все более трудными. Недавно я встретил человека, который сдал экзамены на капитана. Он сказал мне: “За десять лет экзамены стали такими трудными, и когда мы смотрим, что же нам нужно учить, там столько ненужных книг и вещей, которые никогда не применяются в нашей работе. А почему? Для того чтобы капитанов было как можно меньше”. Я видел человека, который учился на доктора философии. Когда я спросил его, какое исследование ему нужно провести, он ответил, что избрал мистическое направление и читает немецких философов. “Но, - сказал он, - в то же время так много книг по языку и грамматике, с каждым годом добавляется все больше и больше, что все труднее сдать экзамены”. К тому времени, когда студент сдает экзамены, его нервы измотаны, и он теряет лучшее время своей жизни. Даже и тогда, когда он их сдал, ему трудно получить работу. И если вы спросите его: “Что вы узнали?” Он ответит: “Я прочитал так много книг”. А эта центральная тема культуры, то, что единственное может быть названо обучением – искусство личности – по-видимому, совсем забыто. Вот почему, как правило, в гуще толпы наблюдается недостаток манер, идеала. Внешняя квалификация – это нечто другое. Внутренняя квалификация, внутренняя культура – их можно получить лишь развитием личности.
Обращаясь теперь к идее использования личности, мы видим, что в бизнесе продавец имеет успех в соответствии с силой своего магнетизма. Его влияние зависит целиком от его личности, именно его личность привлекает. Идет ли он в другие офисы или работает в магазине, именно его личность выступает на первый план, дает вам мысль купить или продать, или иметь с ним дело, недостаток таковой заставляет вас уйти и больше не возвращаться. Государственный деятель, политик, учитель, юрисконсульт, адвокат, юрист – все они требуют личности. Врач может быть великим врачом высокой квалификации и все же если его личность неприятна, если он груб, жесток, несимпатичен, сколько бы пациентов у него ни было, все лекарства будут заставлять их чувствовать себя хуже, его личность будет делать им хуже. Очень часто доктор, обладающий симпатичной личностью, хорошими манерами и мудростью, может вылечить человека словом утешения еще прежде, чем подействует лекарство. То же самое и с адвокатом, юристом, который может привести человека в уныние одним своим визитом.
Когда человек потерял смелость и надежду, тогда, естественно, мало надежды на выздоровление и успех, потому что отсутствует сила ума. Если сила ума большая, тогда удача будет сопутствовать и доктору, и юристу. Поэтому что имеет значение во всех профессиях, так это личность. Если личность человека направлена против него, то и весь мир обернется против него.
Есть четыре категории личности. Первая похожа на грецкий орех, вторая – на виноград, третья – на финик, четвертая – на гранат. Личность, подобная финику мягкая снаружи и твердая изнутри. Как только человек положит в рот финик, и косточка попадет на зуб, человеку становится страшно от него. Есть еще одна личность, похожая на грецкий орех. У нее твердая скорлупа, трудно ее пробить, но если вы узнаете человека получше, это все равно, что расколоть грецкий орех, и тогда показывается сердцевина, которая мягка. Потом еще есть личность типа граната, она твердая снаружи и твердая внутри. Гранат твердый, и его корочка твердая, и зерно внутри тоже твердое. Что касается личности типа винограда – она мягкая снаружи и мягкая изнутри. Вы всегда найдете эти четыре класса личностей.
Личность человека, который внешне тверд, поначалу отталкивает, но в конце вы станете ему другом. Поэтому в начале он всегда теряет друзей. Вы поймете его лишь тогда, когда подойдете к внутреннему существу этого человека. Тот, чья личность мягкая снаружи и твердая внутри, сначала привлекает людей, но они не остаются с ним. Они остаются лишь на некоторое время, а потом уходят. Когда они узнают его, они уходят от него. Человек, чья личность твердая снаружи и твердая изнутри, изолирован в этом мире – это не то место для него. Каждый будет стремиться держаться подальше от него, и через некоторое время он окажется в трудном положении. Тот, чья личность мягкая снаружи и мягкая изнутри, будет, естественно, самым притягательным. Виноград – это самый привлекательный плод.
Но кроме этого, есть еще ступени эволюции человека, на каждой ступени есть иной вид магнетизма. Есть четыре аспекта магнетизма: физический магнетизм, интеллектуальный магнетизм, симпатический магнетизм, который иногда называется личным магнетизмом, и духовный магнетизм.
Свежесть, новизна, хорошее здоровье, чистота, гармоничные движения, правильные формы – все это усиливает физический магнетизм, но длится краткое время. Следующий – интеллектуальный магнетизм. Тонкое восприятие, готовность к умозаключениям, ясное видение, остроумие и искусство выражения – все это создает магнетизм у человека и это интеллектуальный магнетизм. Он длится дольше. А затем идет симпатический или личный магнетизм. Каждый, кто любит, испытывает нежные чувства, кто добр, мягок, у кого развита природа симпатии, всегда привлекает, сам того не зная, поскольку симпатия – это величайшая сила. Этот магнетизм долгий. Каково бы ни было ваше отношение к человеку, если нет нити симпатии, то нет и притяжения, потому что не магнетизма. Часто человек может быть очень высоко квалифицированным, очень интеллектуальным, обладать внушительной внешностью и, в то же время, без чувства ему сильно недостает магнетизма. Во многих случаях ему не удается преуспеть из-за недостатка симпатии.
Четвертый тип магнетизма – это духовный магнетизм. Его можно узнать, его можно видеть в невинности человека, в чистоте человека, в простоте бытия. Человек может подумать, что духовный человек – самый развитый, но по своей внешности духовный человек является самым простым, невинным. Он не невежественен, но наименее усложнен, широк во взглядах, остр восприятием, с высокими идеалами, с возвышенным сознанием, и все же смиренный и демократичный в истинном смысле этого слова.
Что многие понимают сегодня, как демократию, представляет собой неверный идеал. Принцип “Я так же хорош, как и ты” неправильный принцип демократии. Он отнимает смирение, доброту, высокий идеал. Кроме того, что такое думать, будто камфара и кость, мел и сахар равны, потому что они белые! Приятная идея, что все равны, но если вы настроите пианино так, чтобы все ноты были одни и те же, то вам больше не понадобится музыка. Когда у человека неверная концепция демократии, он настраивает все пианино на один и тот же тон. Поэтому музыка такой души становится скучной. Это скорее одержимость демократией более, нежели сама демократия. Настоящая демократия выращивает себя сама, она выращивает себя, ценя тот идеал, которому он соответствует. Таким образом, человек поднимается до высокого идеала, и это для того, чтобы быть равным на высшем плане, вместо того, чтобы быть невеждой. Пригнуть человека к земле, а потом говорить о демократии – это неверная демократия.
Высший идеал ценится немногими. Они ценят дух революции, людей, которые совершают революции, озабоченных одной конкретной идеей, независимо от всего остального, как это происходит во многих местах. Например, когда произошло восстание против католической церкви, что случилось? Это восстание было направлено не только против церкви, но против идей этой церкви. Все, что было хорошего в ней, тоже отметалось, потому что восстание было не только против того, что было нежелательно, но против всего, что имело к ней отношение. Именно с того времени чувство и глубина религии, существовавшие в западном мире, по всей видимости, уменьшились и уменьшаются с каждым днем. Ее утопили, несмотря на то, что многие церкви еще менее близки к идеалу – тому идеалу, который в той или иной форме необходим каждой душе. Она тонет из-за того, что произошло восстание, против чего-то, невзирая на все хорошее, что в нем было.
Когда человек пренебрегает Богом-идеалом, то возникает тенденция пренебречь всем, что к нему относится – не только тем, что нежелательно. Но как только он пойдет против него, он идет против всего, что с ним связано. И сегодня в мире происходит так, что искусство личности утеряно в одержимости демократией, вместо того, чтобы осознать его на более высоком уровне духовной эволюции. Только духовность, только духовное воззрение дает человеку настоящее чувство демократии: для каждого человека любой другой – родственник, независимо от того, брат он, враг или большой друг. В соответствии с духовным воззрением человек рассматривает каждого, как себя самого. Он видит свой собственный дух, его душа отражается в душе другого человека. Вот настоящая демократия: когда человек видит себя и в высшем и в низшем человеке. Вот высший идеал духовного постижения, и именно это делает человека поистине демократом.
Несомненно, что человек достигает такого идеала поэтапно. Первый этап к этому высокому идеалу – это доброта. В английском языке есть слово джентльмен* [буквально: добрый человек – gentle man (примечание переводчика)]. Почему добрый? Потому что добрый человек предпринимает первый шаг к свершению, к искусству личности. И это не обязательно должно быть потому, что он богат, или занимает хорошее положение, или имеет высокий ранг. Все это не обязательно делает человека добрым: со всем своим положением и рангом он может быть вовсе не добрым. Но лишь только человек стал вдумчивым, то его первым шагом будет стать добрым. Как только у человека разовьется вдумчивость, он делает свой первый шаг по пути к настоящей эволюции.
Можно подумать, что каждый старается быть вдумчивым. И все же, когда мы рассмотрим две вещи в нашей повседневной жизни – необходимость молчания и необходимость разговора, то можем открыть, что сделали тысячу ошибок. Часто мы говорим больше, чем нужно говорить, или же мы доверяем тому, кому доверять лучше не стоило бы, или мы говорим с кем-то, с кем не нужно было бы говорить. Но после всего этого уже слишком поздно. Порой в спешке, из чувства противоречия или в расстроенных чувствах человек может сказать что-то в сердцах, не имея сказанного в виду, он говорит, а потом раскаивается. Сказав то, что сказал, он не выиграл ничего, но многое потерял. Очень часто в разговоре выигрыша нет, кроме того, что это потерянное время или реализованное желание сказать что-то. После сказанное имеет последствия. Сердце человека, подобно хрупкому стеклу, настолько деликатно, что однажды его разбив, потом очень трудно снова восстановить. На самом деле, оно никогда до конца не восстанавливается, каждый удар и ущерб, однажды ему причиненный не заживает. Человек может извиняться и просить прощения, но то, что сделано – сделано, что сказано, то сказано. Слово не теряется. Каждое слово, которое мы произносим, где-то остается: в сердце слушающего, в пространстве, в земле. Оно остается и впоследствии находит выход.
Очень часть человек воспринимает привычку болтливости. Он тратит свое собственное время, свое мышление и время и других, что часто заканчивается смущением. Человек ничего не добивается бесполезными спорами, забавно видеть, как часто человек спорит потому, что он не знает. Он продолжает спорить, потому что он не знает и хочет узнать от другого то, что знает тот. Кроме того, то, что вы не можете понять своей собственной мудростью, внутренней интуицией, можете ли вы понять это через дискуссию, спор? Очень часто это потеря времени.
Есть другие, для которых разговор – это своего рода мода, своего рода развлечение, времяпрепровождение. В конечном итоге они выматывают себя, становятся нервными и ничего не приобретают. Кажется порой, что молчание хранить очень трудно, но, в то же время, это великое благо. Очень часто вы избегаете разногласия, дисгармонии. Молчание хорошо как для мудрого, так и для глупца. Для мудрых оно хорошо, потому что позволяет избегать ненужных разговоров, мудрый может держать свою ценную мысль при себе, лелеять ее, он ухаживает за своей хорошей мыслью, как за растением. А глупый человек, пока он хранит молчание, скрывает свою глупость – и это к лучшему. Молчание повышает достоинство мудрого и скрывает глупость глупого.
Кроме того, чем больше вы развиваетесь, тем больше видите разных типов людей, подобно тому, как разные клавиши пианино: одна ниже, другая выше. Так каждый человек имеет разную степень эволюции. Тогда чем выше вы развиваетесь, тем больше будете понимать, что нельзя каждого погонять одним и тем же кнутом, вам придется говорить с каждым по-разному. Иными словами, вам придется говорить с каждым человеком на его собственном языке. Если вы будете говорить на другом языке, который он не понимает – это нелепость, он не поймет вас. Если он менее развит, то он злоупотребит словами, которые вы сказали. Если он высоко развит, и вы скажете что-то, что не достигает уровня его развития, то это сделает вас маленьким в его глазах. В чем же польза? Кроме того, вы всегда увидите, что словами вызывается ненужная дисгармония. Сколь ни была бы дисгармонична атмосфера других людей, если у вас есть слово мудрости, вы сможете рассеять облака дисгармонии.
Расскажу вам забавную историю из собственного опыта. Однажды, когда я путешествовал, я встретил человека очень плотной эволюции, солдата, который всегда жил среди военных и у которого были свои собственные идеи. Современный образованный человек на Востоке понимает по-иному, и часто подвергается критике со стороны некультурных людей. Когда мы с ним разговаривали, я сказал для гармонии: “Что ж, мы братья!” Он посмотрел на меня в великом гневе и сказал: “Братья! Как ты смеешь говорить такое!” Я сказал: “Я забыл. Я ваш слуга, сэр”. Он был очень доволен этим. Я мог бы поспорить, но это вызвало бы дисгармонию без причины. Глупость этого человека вспыхивала прямо как огонь. Я вылил на нее воды и погасил ее. Это не унизило меня – мы все слуги друг друга – и порадовало и удовлетворило его.
Есть еще одна история о мудром целителе. Одна женщина пришла к нему и сказала: “У меня трудности с мужем. Не могли бы вы сказать мне, как их избежать? Каждый день у нас дома ссоры”. Он сказал: “Это очень просто”. “Я была бы очень признательна, - сказала она. “Я дам вам вот эти леденцы, эти конфеты. Вы будете держать их во рту, когда муж придет домой, и все будет хорошо. Это магнетические конфеты”. И каждый день она убеждалась, что больше никаких ссор не было. Через десять дней, когда конфеты закончились, она пришла к целителю и сказала: “Я все готова отдать, чтобы вы дали мне еще этих конфет. Они чудесные”. Учитель сказал: “Друг мой, теперь вы должны понять после того, как десять дней с этими конфетами, что ваш муж после тяжелой работы в течение дня приходит домой нервный, усталый и измотанный. Естественно, он не в лучшем настроении, а вы заставляете его чувствовать себя еще хуже своей болтовней. Когда вы храните молчание, он не имеет причин ссориться и у вас дома стало больше гармонии. Это должно стать вам уроком, что молчание – ключ к гармонии”.
Многие мудрецы Востока хранят молчание в течение многих часов, а порой весь день. Можно подумать, что это очень трудно, но стоит человеку наработать такую привычку, как это становится вовсе не так уж трудно. Атмосфера, которую создают эти мудрецы, целительная сила, которую они показывают и гармония, распространяемая вокруг них, столь удивительны, что порой один мудрец во всей деревне вызывает распространение атмосферы мира по всей деревне. Он словно миротворец целой деревни. Молчание обладает молчаливой силой, которая распространяется вокруг и вызывает чудесные явления. Кроме того, все лишнее, будь то движение, слово, действие или мысль, отбирает магнетизм и является препятствием для гармонии. Вот почему мудрый всегда избегает всего, что излишне.