Проблема устойчивости личности.
Важным вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы.
По мнению И.С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Например, о постоянстве чего идет речь – поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых?
В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.
В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по определенному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем – в старших классах средней школы и далее – еще раз в возрасте 35–45 лет.
Таблица 2. Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку)
Корреляция результатов исследования в течении трехлетнего периода времени от подросткового к старшему школьному возрасту | Корреляция результатов исследования от подросткового до возраста 35-45 лет | Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки) |
Мужчины | ||
0,58 | 0,53 | По-настоящему надежный и ответственный человек. |
0,57 | Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, не способен откладывать получение ожидаемого. | |
0,50 | 0,42 | Самокритичен. |
0,35 | 0,58 | Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства. |
Женщины | ||
0,50 | 0,46 | В основном покорна |
0,39 | 0,43 | Стремиться находиться среди других людей, общительна. |
0,48 | 0,49 | Непослушна и неконформна. |
0,45 | 0,42 | Интересуется философией, такими проблемами, как религия. |
В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т.е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик.
В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40–45 лет.
Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.
Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в различных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30.
Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.
Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.
Человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т.е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности. Данное понятие было предложено на основании анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации.
Каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т.е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.
Основные понятия и ключевые слова:принцип развития, социализация, инкультурация, самодвижение, фаза новорожденности, стадия младенчества, раннее детство, дошкольное детство, подростковый возраст, старший подростковый возраст, переход к юности, юношеский возраст, молодость, переход к расцвету, расцвет, зрелость, старость, проблема устойчивости личности.
Рекомендованная литература:
1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / общ. ред. В.Я.Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Просвещенеи. 1968.
3. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личнсоти. – Киев: Вища школа, 1989.
4. Конопко Е.П. Чтобы личность состоялась. – К., 1991.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. –М., 1981.
7. Орлов Ю.М. Восхожденеи к индивидуальности. – М., 1991.
8. Платонов К.К. Структура и развитие личнсоти. – М., 1986.
9. Психология формирования и развития личности. – М., 1981.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.
11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностныйрост. Вып. 1-4. М., 1994.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
13. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. – М., 1981.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается принцип развития в психологии разработанный Г.С.Костюком?
2. Как взаимосвязаны развитие психики и деятельности?
3. Какие существуют теории личности?
4. В чем заключается отличие социализации от инкультурации?
5. Почему противоречие между внешним и внутренним становится источником «самодвижения», психического развития индивида?
6. Какое значение имеет периодизация психического развития?
7. Раскройте возрастные периоды и жизненные психологические кризисы, разработанные Э.Эриксоном.
8. В чем заключаются возратсные этапы, предложенне В.Ф.Моргуном и Н.Ю.Ткачевой?
9. В чем заключается проблема устойчивости личности?
Тестовые задания:
1. Какое высказывание относится к психоаналитической теории развития личности?
А) процесс становления «Я»;
Б) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) все черты личности формируются прижизненно.
2. Что относится к пониманию развития личности с позиции теории черт?
А) все черты личности формируются прижизненно;
Б) процесс становления «Я»;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
3. Какое утверждение относится к теории социального научения?
А) процесс становления «Я»;
Б) все черты личности формируются прижизненно;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
4. Какое высказывание относится к гуманистическим теориям развития личности?
А) адаптация биологической природы человека в обществе;
Б) процесс становления «Я»;
В) все черты личности формируются прижизненно;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
5. Какое утверждение относится к интергрированному, целостному рассмотрению развития личности?
А) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях;
Б) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
В) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
Г) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий.
6. Какое высказывание относится к пониманию развития личности в отечественной психологии?
А) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Б) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
В) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
Г) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях.
7. Что относится к определению понятия «социализация»?
А) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
Б) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
В) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Г) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях.
8. Какое утверждение относится к определению понятия «инкультурация»?
А) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Б) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях;
В) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
Г) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.
9. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование доверия-недоверия?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) раннее детство (3-5 лет);
В) среднее детство (5-11 лет);
Г) раннее младенчество (от рождения до 1 года).
10. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование самостоятельности, уверенности к себе или сомнения в себе, чувство стыда?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) среднее детство (5-11 лет);
В) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Г) раннее детство (3-5 лет).
11. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование любознательности и активности или пассивности?
А) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Б) среднее детство (5-11 лет);
В) раннее детство (3-5 лет);
Г) позднее младенчество (1-3 лет).
12. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование трудолюбия или чувство неполноценности?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) раннее детство (3-5 лет);
В) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Г) среднее детство (5-11 лет).
13. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование жизненного самоопределения или путаница ролей?
А) ранняя взрослость (20-45 лет);
Б) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
В) поздняя взрослость (свыше 60 лет);
Г) средняя взрослость (40,45-60 лет).
14. К какой стадии развития, по Эриксону, относится близость к людям или изоляция от людей?
А) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Б) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
В) ранняя взрослость (20-45 лет);
Г) поздняя взрослость (свыше 60 лет).
15. К какой стадии развития, по Эриксону, относится продуктивная и творческая работы над собой или застой, эгоизм и эгоцентризм?
А) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Б) ранняя взрослость (20-45 лет);
В) поздняя взрослость (свыше 60 лет);
Г) подростковый возраст и юность (11-20 лет).
16. К какой стадии развития, по Эриксону, относится полнота жизни или отчаяние, что жизнь прожита зря?
А) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
Б) ранняя взрослость (20-45 лет);
В) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Г) поздняя взрослость (свыше 60 лет).
17. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, создаются предусловия становления личности?
А) раннее детство (до 3-х лет);
Б) дошкольное детство (3-7 лет);
В) стадии младенчества (1-й год жизни);
Г) фаза новорожденности (до 2-х месяцев).
18. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность в общении, ведущая деятельность – общение?
А) стадии младенчества (1-й год жизни);
Б) дошкольное детство (3-7 лет);
В) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
Г) раннее детство (до 3-х лет).
19. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется резкий рост независимости ребенка от взрослого?
А) дошкольное детство (3-7 лет);
Б) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
В) раннее детство (до 3-х лет);
Г) стадии младенчества (1-й год жизни).
20. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность принимать в жизни и деятельности взрослых?
А) дошкольное детство (3-7 лет);
Б) стадии младенчества (1-й год жизни);
В) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
Г) раннее детство (до 3-х лет).
21. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность приобретения определенного статуса, реализация общественно значимой деятельности?
А) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Б) переход к юности (17-18 лет);
В) младшее школьное детство (7-12 лет);
Г) подростковый возраст (12-14 лет);
Д) юношеский возраст (18-23 года).
22. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность занять свое место во взрослом мире, подготовится к профессиональной деятельности?
А) подростковый возраст (12-14 лет);
Б) переход к юности (17-18 лет);
В) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Г) младшее школьное детство (7-12 лет);
Д) юношеский возраст (18-23 года).
23. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, осуществляется переход от познания мира к его преобразованию?
А) юношеский возраст (18-23 года);
Б) старший подростковый возраст (15-17 лет);
В) подростковый возраст (12-14 лет);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) младшее школьное детство (7-12 лет).
24. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, осуществляется саморазвитие, сознательное самосовершенствование?
А) юношеский возраст (18-23 года);
Б) младшее школьное детство (7-12 лет);
В) подростковый возраст (12-14 лет);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) старший подростковый возраст (15-17 лет).
25. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, центральным психическим новообразованием является чувство взрослости?
А) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Б) подростковый возраст (12-14 лет);
В) юношеский возраст (18-23 года);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) младшее школьное детство (7-12 лет).
26. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, происходит поиск себя, выработка индивидуальности, осознания себя как взрослого человека?
А) зрелость (40-45 лет);
Б) расцвет (31-40 лет);
В) молодость (24-30 лет);
Г) старость (55-75 лет);
Д) переход к расцвету (около 30 лет).
27. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется кризис в жизни человека, когда его представления о жизни расходятся с действительностью?
А) переход к расцвету (около 30 лет);
Б) зрелость (40-45 лет);
В) молодость (24-30 лет);
Г) расцвет (31-40 лет);
Д) старость (55-75 лет).
28. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется наивысшая трудоспособность и достижения?
А) молодость (24-30 лет);
Б) зрелость (40-45 лет);
В) переход к расцвету (около 30 лет);
Г) расцвет (31-40 лет);
Д) старость (55-75 лет).
29. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, достигает вершины профессионального мастерства, определенного статуса в обществе?
А) расцвет (31-40 лет);
Б) переход к расцвету (около 30 лет);
В) старость (55-75 лет);
Г) молодость (24-30 лет);
Д) зрелость (40-45 лет).
30. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, ведущая потребность заключается в передачи молодому поколению приобретенного опыта?
А) расцвет (31-40 лет);
Б) старость (55-75 лет);
В) зрелость (40-45 лет);
Г) переход к расцвету (около 30 лет);
Д) молодость (24-30 лет).