Характеристика приемов консультанта в директивной группе 9 страница
Во многих случаях, когда терапия подходит к концу, наблюдается интересный феномен — изменение характера интереса к консультанту. Когда клиент ощущает себя более зрелым, он в большей степени понимает консультанта, его психологическую роль, и, когда к нему приходит мысль о разрыве отношений, у него впервые появляется личный интерес к консультанту. Клиент справляется о личных проблемах консультанта, о его здоровье, о том, где он живет, его взглядах на текущие события и т. д. Он может захотеть поддерживать отношения на социальном уровне. Консультант должен осознавать эти позитивные эмоции по отношению к себе, но в большинстве случаев должен быть разумным и закончить сеансы на терапевтической, а не на социальной основе.
Хороший пример такого подхода к ситуации можно взять из беседы социального работника с миссис Дж., которая вместе со своей дочерью Пэтти обратилась в клинику за помощью. Миссис Дж. и специалист уже обсуждали вопрос о прекращении курса, и к концу последней беседы произошли следующие изменения. Миссис Дж. рассуждала о возможности возникновения некоторых проблем практического характера, связанных с выбором школы для Пэтти, и выражала свою уверенность в том, что она способна управлять ситуацией.
Ее глаза наполнились слезами, и она сказала: “Я ненавижу мысль о том, что это наша последняя встреча”. Консультант ответил: “Мне тоже это не нравится. Я буду скучать по вам”. Миссис Дж. кивнула и сказала: “Я думаю, почему бы вам не прийти и не навестить нас. Я хотела бы, чтобы вы увидели всю нашу семью, узнали ее. Мне бы очень сильно этого хотелось”. Консультант ответил: “Я бы тоже очень хотел этого. Не только потому, что я узнал вас здесь, но потому что вы мне нравитесь”. Миссис Дж. сказала; “Я тоже близка к этому”. Консультант продолжил: “Однако как бы я ни приветствовал это предложение, я не должен принимать его, потому что, как вы мне говорили раньше, вы не можете обращаться к своим друзьям с собственными проблемами. Я знаю: чтобы в будущем я мог оказать вам помощь, мне лучше остаться здесь, в клинике, на случай, если вам это потребуется”. Миссис Дж. возразила, что, по ее мнению, этого больше не понадобится, к тому же я знаю уже слишком много о ее семье. Консультант ответил, что, вполне возможно, ей так и кажется, но оказаться все может совсем по-другому. “К этому моменту наше время истекло. Мы пожали друг другу руки и опять сошлись на том, что наша совместная работа была очень приятной”.
Когда терапевтические сеансы проведены успешно, их завершение скорее всего происходит достаточно плавно. Финал точно так же важен, точно так же ясен, точно так же полезен для клиента, как и любой другой этап терапевтического лечения. Когда беседы постепенно затухают, становясь менее значимыми, заканчиваясь пропусками назначенных сеансов, консультант может быть уверен в том, что он в чем-то допустил ошибку — не смог правильно принять чувства клиента и отозваться на них.
Перед лицом проблемы завершения терапии. Пример. Чтобы точнее уяснить себе специфику проблем, возникающих при завершении курса лечения, а также подход консультанта к решению этого вопроса, можно опять рассмотреть случай с Барбарой, учащейся средней школы, чей прогресс в достижении инсайта обсуждался нами. Пример ее завершения сеансов терапевтических бесед характеризуется поразительной законченностью. Во время своих контактов с психологом Барбара жила вдали от дома, но она знала, что когда-нибудь ей все-таки придется вернуться домой, в другой город. Постепенное изменение ее отношения к собственному отъезду очень хорошо показано в представленных ниже отрывках. Все эти отрывки из бесед прямо относятся к проблеме завершения терапии. Первое упоминание о возможности отъезда встречается в восьмой беседе.
Восьмая беседа. Говоря о своем настоящем месте жительства и определенных изменениях, которые произойдут в ближайшем будущем, Барбара интересуется, сколько еще потребуется сеансов до окончания лечения. Ей не хотелось бы, чтобы отец ужаснулся при виде слишком большого счета за лечение. В этой беседе кажется, будто она боится, что процесс лечения может оказаться слишком продолжительным. Консультант сказал, что беседы будут прерваны, как только она почувствует себя готовой ехать домой, возобновить учебу и продолжать жить своей жизнью. Он также заметил, что с таким прогрессом, которого она достигла, возможно, что нескольких недель будет достаточно. Она, казалось, была удовлетворена этим ответом. Консультант спросил: “Не хочется ли тебе проверить, не сможем ли мы поработать на следующих двух или трех сеансах так продуктивно, чтобы этого оказалось достаточно?” Ее реакция тут же изменилась:
“Вы думаете, что этого будет достаточно? О, нет, я не хочу так спешить. Я останусь здесь до тех пор, пока это будет необходимо. Если будет нужно — шесть месяцев. Я бы не пришла сюда, если бы думала, что все это можно будет сделать за три визита”. Консультант сказал, что он поднял этот вопрос просто потому, что не хочет, чтобы она подумала, будто ей придется приходить сюда в течение довольно продолжительного времени. Потом он спросил, хочет ли она прийти в следующую среду или отложить сеанс до субботы. Она решила, что ей было бы удобнее прийти в среду.
В этом примере очень хорошо показана обычная амбивалентность, сопровождающая выход из ситуации консультирования. Барбара совершила достаточно серьезный шаг в сторону независимости, чтобы понять, что однажды она захочет прекратить лечение. Когда обнаруживается, что это может произойти вскоре, выходят на поверхность другие аспекты ее ощущений. Она уверена, что еще не обладает достаточной независимостью, и точно определяет, что скоропалительный финал может помешать ей, по ее выражению, “пройти все это” до конца и решить все проблемы. Вероятно, важно, что она хочет побыстрее прийти на следующий сеанс. Вплоть до последней одиннадцатой беседы она ни разу не вернулась к теме завершения курса.
Одиннадцатая беседа, К концу беседы консультант сделал ей комплимент за проделанные ею успехи. Барбара говорит: “Вы знаете, может быть, я даже прозрела больше, чем думала”. Консультант согласился с этим. Она продолжает. “Но все же если бы я знала, что это последняя беседа, мысль об этом была бы для меня невыносимой”. Консультант подтверждает, что ей, вероятно, придется встретиться с ним еще не раз, и вновь обращается к только что назначенной встрече.
К этому моменту Барбара достаточно продвинулась в развитии чувства собственной независимости, поэтому перспектива отъезда не вызывала у нее особого страха. Ее заботило лишь то, чтобы эта текущая беседа не оказалась последней. Далее уже не было никакого упоминания о прерывании сеансов с консультантом вплоть до конца четырнадцатой беседы, когда эта проблема была затронута самим консультантом.
Четырнадцатая беседа. Консультант упомянул, что час уже почти подошел к концу и что, наверное, они могли бы немного поговорить о будущем. И добавил: “Мне интересно, как ты считаешь, когда ты будешь готова вернуться домой?” Без всякого колебания Барбара ответила: “Я думаю, что буду готова очень скоро. Осталось решить всего несколько проблем. Может быть, за один или два визита я все завершу”. Консультант отметил, что, конечно, все проблемы не будут решены за один раз, но что, возможно, она усвоила новый метод борьбы с ними. Она согласилась и добавила, что ей не помешают несколько проблем, которые она возьмет с собой домой. Было запланировано еще две беседы.
Конструктивная установка, которую ей удалось выработать, и растущая уверенность в собственных силах довольно очевидны. Однако, когда следующая беседа началась с упоминания того, что она является предпоследней, ее самоуверенность слегка поколебалась.
Пятнадцатая беседа. После нескольких ничего не значащих фраз она задумалась на минуту и сказала: “Я думала, что в этот раз выболтаю все. У меня просто не было времени собраться с мыслями, наверное, как мне кажется, у меня не все так хорошо в последнее время, и эти ощущения мешают мне”. Консультант напомнил ей, что в последний раз, когда у нее были такие чувства, она сумела определить причину их возникновения. Она сказала: “Я не знаю, почему они возникли сейчас. Я не могу понять. Вы можете мне объяснить?” Консультант спросил: “Что ты думаешь о поездке домой?” Она ответила, что с нетерпением ждала этого. Консультант предположил, что, несмотря на это, поездка домой также подразумевает ряд проблем. Она немного поговорила об этом, а потом некоторое время сидела молча. “Вы знаете, я так много думала об этой встрече, я почти мечтала о ней. Я думала, приду сюда, прыгая от радости и смеясь, и вот — я плачу. У меня просто ком в горле. Я не знаю, в чем дело. Я думаю, это нервы”. Консультант сказал: “Когда опыт значит много для тебя, тяжело думать о том, что он пройдет”.
Этот отрывок содержит несколько интересных моментов. Столкнувшись с необходимостью завершения терапевтического взаимодействия, Барбара понимает, что привыкла к этим встречам, несмотря на свое огромное желание уехать. Консультант сначала интерпретирует ее отношение как страх перед будущим, но Барбара отвергает такое объяснение. Когда в ходе беседы консультант указывает, что имеет место ощущение личной потери и сожаления, Барбара уже может продолжать и далее говорит о своих планах поехать домой, очень четко фиксирует новый достигнутый ею инсайт, а к концу беседы старается сформулировать новое ощущение целостности, которое она испытывает. Обратимся к записи:
Барбара признает, что настало время прощаться и готовиться к отъезду. Она задает вопрос теоретического характера:
“Является ли разум и личность разными категориями или они — одно и то же? Мне казалось, что они в чем-то противоречат друг другу. Теперь я единое целое”. Консультант ответил, что ответ на вопрос, который она затронула, во многом зависит от определения. Важно то, что она чувствует, это — единое целое, и может двигаться дальше в том же направлении. Она продолжила: “Знаете, иногда я как будто разрываюсь на куски, но большую часть времени мне кажется, что я — это единый организм”. Она уходит в хорошем жизнерадостном настроении.
В последней беседе Барбара проявляет гораздо меньше эмоций, чем в предшествующей. Она говорит о том, что люди замечают в ней перемены и как она с нетерпением ждет возвращения домой. Она говорит о недавней вечеринке, где было несколько молодых людей, которых она раньше не знала.
Шестнадцатая беседа. “Вы знаете, все люди говорят: “Ты так изменилась”. Парень, который зашел ко мне во второй раз, в конце концов сказал: “Я едва узнаю тебя, ты так изменилась. Ты стала почти такой же, как мы”. Ему показалось, что я во многом стала другой. А один раз он сказал:
“Ты больше стала похожа на человека”. Я думаю, до этого я обращалась с людьми слишком высокомерно. Теперь девчонки хотят, чтобы я оставалась с ними подольше и приходила на их вечеринки. Я думаю, это будут молодежные вечеринки, мне кажется, что дома у нас таких не будет”. Она говорит о том, что чувствует себя более приспособленной в социальном плане, и о том, что сверстники стали любить ее больше. Только к концу беседы Барбара опять демонстрирует явное желание зацепиться за ситуацию консультирования, но она решительно оставляет эту мысль.
Она все еще пытается продолжить беседу, хотя время закончилось. Она смотрит на свой список, снова пытается вспомнить то, что забыла. Консультант говорит: “Мы могли бы разговаривать еще долго, не правда ли?” Она отвечает: “Да, но мне кажется, я задала все вопросы, которые хотела”. Потом она начинает подводить беседу к завершению, говоря об улучшении, которое она в себе чувствует. “Вы знаете, до сих пор меня интересовали только обязательства и достижения. Теперь я думаю, что достижения и развлечения со сверстниками можно научиться совмещать. Я могу проделать нечто оригинальное, и они, возможно, даже не догадаются об этом, но я буду веселиться и развлекаться с ними и не буду чувствовать себя не такой, как они, или лучше их”. Она искренне благодарит консультанта за полученную помощь и прощается.
В этих фрагментах отражены удовлетворительные результаты серии терапевтических сеансов. Как только девочка обрела достаточную независимость и уверенность в себе, она почувствовала, что может расстаться с консультантом. Ее пугала мысль о полной независимости, но в конце концов она посчитала эту проблему не более серьезной, чем те вопросы, с которыми она день за днем сталкивалась в ходе терапевтических сеансов. Постепенно Барбара приходит к пониманию того, что ей хочется завершить лечение, и осуществляет это решение, чувствуя, как она говорит, “ком в горле”, но признавая, что это ненадолго. Процесс консультирования достиг своей цели, помог девочке стать более организованным человеком, ориентированным на здоровые цели, которые она четко видит и в пользу которых делает трезвый выбор. Она не освободилась от проблем, и не было с ее стороны каких-либо попыток достичь искусственных целей. Она смогла освободиться от сковывающих ее противоречий, которые затрудняли ее движение к решению проблем, и это поможет ей быть более успешной и более зрелой личностью в будущем. Она не достигла абсолютного инсайта относительно своего поведения, но это и не было целью консультирования. Она пришла к тому, что можно было бы назвать “действующим инсайтом”, достаточным, чтобы дать ей возможность решать насущные проблемы и продолжить рост, который неизбежен. Может быть, когда-нибудь в будущем ей понадобится дополнительная помощь, но такая вероятность резко снижена за счет достигшей и возросшей эмоциональной зрелости.
Роль консультанта. Только что описанный пример наглядно отражает роль консультанта, которую он выполняет в процессе приведения терапии к здоровому завершению. Однако мы можем выделить составляющие его поведения на завершающем этапе терапии в более общем виде.
Важно, чтобы терапевт был внимательным к успеху клиента, и, как только возросшая независимость станет очевидной, он должен вынести на обсуждение возможность завершения терапевтических сеансов. Если этого не сделать, клиент может почувствовать, что консультант не хочет, чтобы он уходил. В одном из случаев миссис Дж. на предпоследней беседе рассказывает, как успешно она поладила со своей дочерью, подчеркнув, что “теперь все изменилось”.
Наступила длинная пауза. Консультант сказал: “Поскольку дела идут так гладко, и, на мой взгляд, все уже достаточно проработано, я хотел бы спросить вас, как долго вы с Патги еще хотели бы приходить к нам”. Миссис Дж. засмеялась и ответила: “Я бы тоже хотела это знать”. После некоторого обсуждения они договорились, что встретятся еще раз, и все.
Очевидно, что миссис Дж. испытала чувство облегчения оттого, что консультант сам затронул этот вопрос.
Вероятно, нет необходимости добавлять, что консультанту не следует делать попыток удерживать клиента, даже если он чувствует, что не все проблемы до конца решены и инсайт не завершен. Если клиент наметил приблизительные цели и обладает достаточным мужеством и уверенностью, чтобы работать над ними, то после завершения консультирования эффективность его самоосознания, эффективность его действий при движении к цели будут скорее увеличиваться, нежели уменьшаться. Консультант должен научиться получать личное удовлетворение от успехов клиента на пути роста, а не от поддержания его зависимости.
Некоторые терапевты, например, Ранк, поддерживают такую точку зрения, что жесткие временные границы должны быть установлены заранее. Это кажется не совсем разумным. Окончание работы должно определяться в основном самим клиентом, опять же при непосредственной помощи консультанта, который уточняет спорные моменты, возникающие в связи с завершением терапии. Если они разрешены, мы можем быть уверены, что клиент сделает более зрелый выбор.
Как правило, окончание работы наступает раньше, а не позже срока, ожидаемого консультантом. Мы настолько привыкли мыслить в терминах нерешенных проблем, что не можем в достаточной степени осознать готовность клиента вновь “управлять своей лодкой”. Зачастую темп заключительной беседы настолько превышает темп предшествующих сессий, что консультант не успевает полностью осознать значение всего материала. Было проделано так много шагов, клиент уже достиг такой уверенности в собственных силах, что консультант с нетерпением ждет дальнейших бесед, предвкушая решение всех проблем, с которыми столкнулся клиент, позабыв, что эти шаги и эта уверенность уже сами по себе показатель того, что конец близок и что дальнейшая помощь уже не нужна.
Консультирование глазами клиента
Случается, что в последней беседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Это спонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многом совпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги. Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исходя из собственного переживания, дать понять, насколько они значимы для него. Иногда эти утверждения бывают очень краткими. Один молодой человек, чья предыдущая жизнь была, без преувеличения, фактически искалечена его чувством неадекватности, говорит: “Я знаю теперь, чего я хочу, и я чувствую некоторую уверенность в правоте своих мыслей. Моя жена замечает большие перемены во мне”. Женщина, которая боролась с семейными проблемами и испытывала трудность при обращении со своим трудновоспитуемым сыном, прокомментировала произошедшее с ней так: “Это совсем не похоже на визит к моему врачу. Я пыталась поговорить с ним об этом, но ничего не получилось. Здесь я чувствую, что никто не давит на меня, нет никаких наставлений или указаний”. Данное утверждение имеет особенное значение, поскольку ранее во время терапевтических сеансов эта же женщина настаивала на том, что консультант должен говорить ей, что делать, и давать ответы на все ее вопросы.
Девушка-подросток высказывает мнение по поводу того, что значил для нее консультант, а также выражает свое представление о процессе консультирования следующим образом:
“Я думала о том, что вы для меня значите. Вы как будто бы были мной — частью меня. Вы были не человеком, а уравновешивающим механизмом. Будто я говорю с собой, но есть кто-то еще, кто слушает и старается думать вместе со мной. Я просто избавилась от груза накопившихся чувств. Я не иду за советом. Нет, иногда иду и за этим тоже. Но тогда я сознаю, что хочу совета. Я действительно чувствую себя не в своей тарелке, когда вы становитесь обычным человеком. То, что вы действительно делаете, — так это даете человеку возможность говорить и комментируете то, чем это вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу. Вот почему я говорю, что вы — уравновешивающий механизм. Сейчас все иначе, а когда я в первый раз встретилась с вами, вы были обычным человеком. Вы мне не понравились, потому что затрагивали болезненные вопросы. Теперь я знаю, вы будете обычным человеком, когда мне это понадобится. А в остальное время вы тот, с кем можно выпустить пар, с кем можно выговориться, чтобы принять решение” (Из статьи “Intensive Treatment with Adolescent Girls” Вирджинии Льюис в журнале “Психологическое консультирование”, IV, 1940.).
Ее сжатое изложение сути консультирования как процесса: “Вы... даете человеку возможность говорить и комментируете то, чем это вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу” — бесценное утверждение, которое она связывает с так называемым фактором облегчения в ходе выражения эмоций, а также с определяющей функцией консультанта в этом процессе. И когда она заключает, что консультант — “это тот, с кем можно выговориться, чтобы принять решение”, она выделяет еще один существенный элемент консультирования — создание ситуации, в которой может быть сделан четкий выбор.
Возможно, самое красноречивое высказывание о процессе осмысления клиентом сути консультирования зафиксировано в одной из фонограмм, сделанной на одной из последних успешных бесед с одним студентом. В своей манере говорить дрожащим, запинающимся голосом, с трудом подбирая слова, чтобы описать новый опыт, полученный им в ходе лечения, он смог сформулировать большинство существенных элементов, составляющих суть успешной терапии.
С. Ну, об этом все, я думаю, пока — вот что у меня на уме сейчас.
К. Хорошо, вы помните наш договор — во всех случаях, когда мы уже все обговорили по какому-то вопросу и нам нечего сказать, мы прерываем...
С. До следующего раза.
К. ...Встречу до следующего раза, и если в какой-то из моментов беседы вы почувствовали, что не можете сказать ничего особенного, то мы прерываем сеанс, если понадобится, сразу после его начала.
С. Хорошо. Хорошо, я — э-э — тут есть кое-что, о чем я хотел бы поговорить. Я просто не знаю, как это сформулировать, но мне нравится все это. Я имею в виду — э-э — если, если ты разговариваешь с кем-то в подобной манере, то всплывает нечто, что ты прятал, хранил, — то, чего пытался избегать, — и ты избегал, просто не допускал этого в сознание. Но ты входишь в эту дверь, и у тебя появляется достаточно сообразительности, чтобы — когда вы здесь — рассказать вам, но не просто рассказать — это может не дать никакого эффекта, но, когда ты говоришь вслух и слышишь сказанное, — это заставляет тебя задуматься над произнесенными словами и даже заставляет тебя иногда что-то предпринять.
К. То есть в данном случае вы чувствуете, что, вероятно, все это не было бесполезным.
С. Да, я уверен в этом.
Заметьте, как правильно это путанное в грамматическом смысле высказывание объясняет, что терапия значит для клиента: освобождение от ранее подавляемых установок, которые клиент “пытался избегать”, ясное восприятие себя и ситуации: “...Когда ты говоришь вслух и слышишь сказанное, — это заставляет тебя задуматься над произнесенными словами” и, наконец, мужество предпринять позитивное действие: “Это даже заставляет тебя иногда что-то предпринять”. Такие утверждения показывают, что структурирование ситуации консультантом и усилия, которые он предпринимает, чтобы удержаться от директивных шагов в процессе консультирования, постепенно осознаются клиентом как факторы, в высшей степени содействующие поиску новых примеров. Эти высказывания, видимо, достаточно определенно отражают то, что процесс, который мы обсуждаем, — естественное следствие прогресса, который переживается клиентом и к тому же подкрепляется консультантом.
Другие проблемы