Концепции обоснования морали
Управленческая этика включается в процедуру принятия решения в профессиональной сфере на социокультурных, моральных основаниях.
Управляющие должны быть знакомы с положениями наиболее авторитетных концепций теоретической этики: представлениями о должном, способами обоснования моральных идеалов.
В них менеджер сможет найти поддержку собственным нравственным принципам, различные способы аргументации для решения проблем морального характера.
Эвдемонистическая этика.
Основана Аристотелем, который доказывал, что добродетельное поведение – это путь к блаженству - «эвдемонии, счастью.
Добродетель по Аристотелю – это некая середина между крайностями в проявлении чувств (например, мужество – середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость – середина между скупостью и расточительством, мотовством), т.е. это социальноприемлемый выбор разума, разбуженного неким чувством.
Блаженство – достижение всей полноты жизни, реализация предоставленных природой и обществом возможностей.
Эвдемонистическая этика часто применяется
- для обоснования необходимости добродетелей в бизнесе и управлении,
- развития представлений о деловой сфере как области реализации способностей, в том числе и нравственных.
Если человек хочет добиться счастья и развиваться как полноценное существо, то он должен разумно реализовывать свои устремления, а также практиковать значимые нормы прежде всего у себя на работе.
Аристотель подчеркивал общественную природу добродетелей. Корпоративная культура, как и общество в целом, содействует людям в их стремлении развивать свои лучшие качества.
Утилитаризм.
Основателем теории традиционного утилитаризма считается И.Бентам, который считал, что действие является правомерным с этической точки зрения только в том случае, если полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Иначе говоря, какое-либо действие правильно, если оно приносит или имеет тенденцию приносить наибольшее добро (пользу) для наибольшего числа людей.
Подобный "количественный" подход часто встречает возражения: "Принцип "меньшего зла" – это принцип отчаяния. Чаще всего он отодвигает время победы большего зла. Рискнуть поступить правильно и человечно, поверить в силу человечности и истины куда более реалистично, чем то, что предлагает так называемый реализм оппортунизма" (Э. Фромм).
"Голос человечности" часто заглушается стереотипами сознания, ксенофобией, абсолютизацией альтернатив "или – или". Увидеть же новые возможности, варианты поможет масштабное, творческое мышление, стойкость гуманистической ориентации.
Эвдемонистический утилитаризм полагает, что истинную ценность составляют не просто удовольствия или польза, а счастье.
Сторонники этой теории предлагают такое обоснование пути выбора в пользу добра: нужно прививать вкус к благополучию и совершенствовать его, поступая хорошо и правильно.
Но столь легкое и приятное обоснование должно сопровождаться уточнением понятия "вкуса к благополучию" в гуманистическом ключе: как чувства повышенной жизнестойкости, в котором можно черпать силы и самотождественность.
Деонтологический подход (или деонтическая этика)
отвергает утверждение утилитаристов о том, что нравственность действия зависит от его последствий. (Деонтология – учение о долге или должном.)
Долг человека в том, чтобы поступать согласно логике нравственного закона, основанного на универсальности и всеобщности разума, не сообразуясь с расчетом, выгодой.
И.Кант утверждал, что всеобщность следования моральным правилам заложена в самой структуре человеческой рациональности.
Знаменитая формулировка "категорического императива" Канта звучит так: "…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
Кант заставляет думать о моральных правилах с точки зрения влияния индивидуального действия на целое.
В то же время практический разум для него – потенциально общий знаменатель для построения универсальной этики.
С точки зрения управления, полезно помнить и о другой формулировке категорического императива:
"поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда – только как к средству".
Кантовская декларация ценности человеческой автономии стала большим вкладом в развитие демократии и концепции прав человека.
Этика справедливости.
Американский ученый Д.Роулз сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:
1) Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;
2) Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:
а) обеспечивался максимум прибыли для наименее привилегированных лиц,
б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.
Выбор оснований для этической аргументации, как правило, связан с основной целью и функцией конкретной управленческой практики.
В том случае, если организация функционирует как социотехническая система, занятая в сфере общественной интеграции (основные функции: социальное управление, социальный контроль), то есть «работающая на целое»,
менеджеры для определения ее миссии, формулирования социокультурной, психологической, нравственной мотивации сотрудников, управления конфликтами, должны обратиться, прежде всего, к теории справедливости, к положениям и выводам деонтических концепций, к гуманистической этике.
В организациях, функционирующих в сфере социализации, социального обеспечения и социальной поддержки (основные функции: воспитательные, информационные, здравоохранения и т.п.), то есть работающих на «каждого и целое»,
внимание управляющих естественным образом обращено к деонтическим концепциям, этике милосердия, альтруизма, неонатуралистическим аргументам в этике.
При определенных условиях здесь возможно обращение к религиозной этике.
В социотехнических системах, которые нацелены на удовлетворение материальных и духовных потребностей «каждого», на получение прибыли и экономический рост (организации производящие, торговые, обслуживающие),
менеджеры закономерным образом должны ориентироваться на основания и аргументы эвдемонистических, утилитаристских концепций, этику самосовершенствования.
Лидер, заряженный высокой мотивацией достижения, своей значимой интегративной функцией, находит опору в этике самосовершенствования, гуманистическом идеале, современных концепциях «разумного эгоизма», окрашенных в большей степени эвдемонистически.
Моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решать их исходя из одного какого-либо подхода или определенной этической системы трудно.
В целом знакомство (даже поверхностное) с ведущими этическими теориями подтверждает вывод о том, что принимаемое в управлении решение имеет нравственное измерение:
либо поддерживает человеческое достоинство и расширяет диапазон свободы личности,
либо унижает человека, делая его объектом манипуляций.
Управление, таким образом, выполняет цивилизационную функцию и ответственно за моральное состояние общества.