Подвергшихся воздействию радиации
Цель — организация социальной помощи и реабилитации пострадавших на базе существующих социальных учреждений.
Задачи — консультирование и решение социально-экономических, правовых проблем, оказание медикосоциальной и социально-психологической поддержки,оздоровление и реабилитация.
Представляется возможным создание специальных служб, отделений социальной поддержки пострадавших без привлечения дополнительных средств — на базе центров социального обслуживания за счет пересмотра штатного расписания.
Анализ показывает, что, несмотря на общие тенденции, социальная реабилитация населения на радиоактивно загрязненных территориях должна проводиться с учетом внешних и внутренних факторов. Для этого необходимо разделить всех «граждан, подвергшихся воздействию радиации», на несколько групп по степени риска и возрасту— переселенцы, ликвидаторы, дети, молодежь, население трудоспособного возраста, пенсионеры.
В особую группу выделить семьи переселенцев и ликвидаторов последствий радиационных аварий. Целесообразность этого выделения обусловлена тем, что переселенцы и ликвидаторы относятся к группе риска и по закону имеют особый статус. В отдельную группу также следует выделить детей, подвергшихся радиационному воздействию в перинатальном состоянии и дошкольном возрасте. Специалисты считают эту возрастную группу кризисной по критическим медицинским показаниям.
Технологии социальной работы с пострадавшими могут основываться и на работе с семьями. В этом случае объектом наблюдения, помощи и реабилитации должны стать семьи ликвидаторов, переселенцев и проживающего на данной территории населения со времени аварии. Как подтверждают исследования, эти категории населения пережили стресс и находятся в кризисной психологической ситуации длительное время. Следовательно, особо нуждаются в социально-психологической поддержке и реабилитации.
Понимание этого обстоятельства позволяет социальным работникам искать альтернативные пути реабилитации пострадавших. Основой методики социальной работы должны стать как преемственность и интегративность всех видов помощи клиентам, так и инновационнность. Кроме социальной работы по общепринятым направлениям, потребуются консультации и помощь психолога, психотерапевта, юриста, знакомых со спецификой обслуживания населения, подвергшегося воздействию радиации. Специалисты по социальной работе обязаны помочь клиентам реабилитироваться и активизировать уровень самозащиты. Помощь может оказываться непосредственно в центре и выездными профилактическими бригадами на производстве, в учреждениях, школах. Результативным является организация работы телефона доверия, консультаций по письму, внедрение различных форм патронажа кризисных семей. Таким образом, в центре создаются все условия для социальной защиты и осуществления мер по реабилитации пострадавших.
Для создания информационного банка данных, социального паспорта для дальнейших исследований и анализа ситуации, сложившейся в среде пострадавших, потребуется организация работы специальных отделений анализа и прогноза. В их функции будут входить следующие обязанности: регулярное наблюдение за ситуацией; создание банка данных (медицинский, социальный регистры); организация приемов населения по месту проживания профессиональными психологами, юристами, социальными работниками; проведение ликбеза по радиоэкологии; обеспечение постоянно действующей курсовой подготовки для социальных работников; разработка специальных программ по социальной реабилитации населения; прогноз ситуации на базе мониторинговых исследований.
После апробации и внедрения модели социальной защиты и реабилитации пострадавших следует ее трансформировать для оказания адресной семейной помощи населению, проживающему на загрязненных территориях, и ликвидаторам.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы понимаете социоэкологическую безопасность?
2. Какова роль сценариев в прогнозировании экологических процессов?
3. Какие цели преследует моделирование природной среды? Какие принципы могут быть положены в основу данного моделирования?
Литература
Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: Научный и социальный аспекты. — М., 1981.
Кулакова Н.А. Глобальные экопроцессы: возможно ли их моделирование? // Ученые записки МГСУ, 2001. - № 3.
Реймерс Н. Ф. Экология человека: основные проблемы // Проблемы природоохранного просвещения. — Новосибирск, 1980.