Теории поведения человека в организации
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Теории поведения человека в организации
Принимая то или иное управленческое решение, менеджер обычно исходит из своих предположений о способностях и характере работника или работников, которые делаются им на основе ежедневных наблюдений.
Теоретические основы для проектирования моделей поведения человека в организации были заложены в XX столетии. При всех своих различиях они отражают три подхода к личности, которые известны как школы: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.
Основателем школы психоанализаявляется австрийский ученый Зигмунд Фрейд(1859-1939). В противоположность господствовавшему в XIX в взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию' о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.
Основное значение теории психоанализа состоит в том, что она заложила основу современной психологии. Хотя эта теория в целом не содержит конкретных методов решения практических проблем, с которыми сталкивается менеджер, она может помочь ему понять многое в поступках людей.
Безусловную пользу менеджеру могут принести в практической работе и разработанные Фрейдом способы психологической защиты.
Определённый интерес представляет для практики положение Юнга об архетипах. Архетипические образы он сравнивает со спонтанными, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, например, совести.
Заслуживают внимания также типологии личности Юнга, Адлера, Фромма, стратегии межличностного поведения Хорни. При внимательном изучении менеджер может найти в них немало полезного для практической работы.
В отличие от теории психоанализа теории бихевиоризмаимеют большую практическую ценность для управления организационным поведением. Например, концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции, разработанная Скиннером,как уже говорилось, прямо связана с проблемами менеджмента.
Используя такие регуляторы поведения людей на производстве, как денежное вознаграждение, повышение или понижение в должности, престиж, статус, отношение к работнику его коллег и другие, можно оказывать влияние на сотрудников организации, вызывая желаемые поступки или предотвращать нежелательные.
Особая роль в концепции позитивного и негативного воздействия hi водится обратной связи.
О влиянии поведения организации на поведение отдельного работника свидетельствуют также выводы из коллективной рефлексологии Бехтерева. В общении людей друг с другом, по мнению видного русского учёного, совершаются процессы взаимовнушения и взаимоподражания.
Многое для правильного понимания личности дают исследования бивехиористов о чертах характера и их структуре. Например, положение Олпорта и Кеттела о том, что не бывает двух одинаковых людей, требует от менеджера индивидуального подхода к каждому сотруднику.
В целом, представители школы бихевиористов сделали самые существенные открытия в области оценки личности, черт её характера, а также в обосновании влияния окружающей среды на поведение человека.
Теории гуманистической психологиипо существу представляют собой практическое пособие для менеджера, поскольку они затрагивают наиболее важные для человека стороны его жизни и работы в организации.
Один из важнейших выводов в рамках доктрины человеческих отношений состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая наряду с другими включает в себя и «человеческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и пр. Менеджер должен знать многое.
В целом, роль и значение теорий гуманистической психологии определяется выводом учёных о том, что основным мотивом поведения людей является стремление каждого к самореализации - сделать себя более сильным, а свою жизнь - более полной, приносящей душевное удовлетворение.