Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Не предусмотрено.

Приложение 1

Методика «Закономерности числового ряда»

1. 24 21 19 18 15 13 — — 7
2. 1 4 9 16 — — 49 64 81 100
3. 16 17 15 18 14 19 — —
4. 1 3 6 8 16 18 — — 76 78
5. 7 16 9 5 21 16 9 — 4
6. 2 4 8 10 20 22 — — 92 94
7. 24 22 19 15 — —

Ключ.

1. 2. 3. 12 9 25 36 13 20 4. 5. 6. 36 38 44 46 7.     10 4    

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

Приложение 2

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Содержание методики.

1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).

2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).

7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0(4 сек).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересече­ния друг с другом и обозначьте точки пересечения последней бук­вой названия Вашего города (4 сек).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1(3 сек).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, по­ставьте галочку на линии между ними (2 сек).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А(4 сек).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом чет­вертой (3 сек).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).

20. (квадрат 26) Под буквойА поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек).

21. (квадрат 27) Если слова дом и дубначинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).

24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).

25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождьзачеркните гласные (4 сек).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, что­бы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).

29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, на­правленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 сек).

30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек).

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные циф­ры от четных (5 сек).

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек).

35. (квадрат 42) Заключите букву Мв квадрат, Кв круг, О в треу­гольник (4 сек).

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 сек).

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3 и подчеркните остальные (5 сек).

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 сек).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0 - 4 ошибки — высокая ла­бильность, хорошая способность к обучению; 5 - 9 ошибки — средняя лабильность; 10 - 14 ошибки — низкая лабильность, трудности в пере­обучении; 15 и более ошибок — мало успешен к любой деятельности.

Занятие № 30

Тема: «Классификация видов мышления»

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы.Формирование представлений о психическом процессе мышления, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов мышления.

4. Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

- учебная:знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Не предусмотрен.

Основные понятия и положения темы.

Методика «Выделение существенных признаков»

В каждой строчке одно слово, стоящее пе­ред скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Необходимо выбрать только два и подчеркнуть их.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, округлость, печать)

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Резуль­таты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуе­мый в своих неправильных ответах, и чем он объясняет свой выбор.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Прохождение методики «Выделение существенных признаков» (приложение 1).

2. Прохождение методики «Закономерности числового ряда» (приложение 2).

5.4. Итоговый контроль знаний:

Не предусмотрено.

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

Не предусмотрено.

Наши рекомендации