Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Приложение 1
Методика «Выделение существенных признаков»
1) Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3) Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
4) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
5) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7) Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, округлость, печать)
8) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
9) Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)
10) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
11) Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Ключ.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | растения, земля берег, вода здание, улица крыша, стены углы, сторона делимое, делитель диаметр, округлость глаза, печать бумага, редактор игроки, правила сражения, солдаты |
Приложение 2
Методика «Закономерности числового ряда»
1. | 24 21 19 18 15 13 — — 7 |
2. | 1 4 9 16 — — 49 64 81 100 |
3. | 16 17 15 18 14 19 — — |
4. | 1 3 6 8 16 18 — — 76 78 |
5. | 7 16 9 5 21 16 9 — 4 |
6. | 2 4 8 10 20 22 — — 92 94 |
7. | 24 22 19 15 — — |
Ключ.
1. 2. 3. | 12 9 25 36 13 20 | 4. 5. 6. | 36 38 44 46 | 7. | 10 4 |
Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.
Занятие № 31
Тема: «Подходы к проблеме развития мышления»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений о основных подходах к проблеме развития мышления.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная:знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Какое мыслительное действие, какие его виды лежат в основе следующих научных решений?
1) Соотнесение различных геометрических фигур по доступным в наблюдениях признакам давно привело к формально-логическому результату, фиксируемому в понятии «многоугольник».
2) Философская мысль пришла к выводу, что подлинным всеобщим по отношению к различным многоугольникам является не формальнологическое понятие «многоугольник», а треугольник, ибо он — та простейшая фигура, к которой можно свести и из которой можно вывести другие фигуры.
3) Известно, что в основу классификации растений К.Линней положил принцип строения цветка. Все известные ему цветковые растения он распределил по внешним особенностям (числу, форме и расположению тычинок) на 24 класса. В один класс вошли такие далекие друг от друга растения, как лен, лебеда, смородина, морковь, незабудка, колокольчик. Зато такие родственные растения, как брусника и черника, попали в разные классы, так как имеют разное количество тычинок.
4) Ч.Дарвин считал необходимым выявить реальное родство, внутреннюю общность разных видов животных. Так, на островах Южной Америки и на самом континенте было обнаружено несколько видов волкообразных лисиц. Не ограничившись описанием внешнего сходства и различий животных, он показал, что все они произошли от одного прародителя.
2. Кому принадлежит высказывание «Упорядоченное мышление – это, можно сказать, нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями». Какой теории в изучении мышления придерживался этот психолог?
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Методика "Исключение слов" (приложение 1)
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.