Управление карьерой персонала
Управления карьерой персонала – это комплекс мероприятий, которые осуществляются кадровой службой предприятия, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста персонала, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий предприятия.
Этапы карьеры разрабатываются в таком порядке:
- изучения сформированного содержания работы на отдельных этапах служебного продвижения;
- определения «входных» и «выходных» параметров на каждом этапе;
- детализация требований для вступления в каждый этап – образовательного уровня, квалификации, возраста;
- оценка делового опыта, необходимого для перехода к высшему этапу.
Планирования карьеры – этоопределение путей, которые ведут к достижению ее цели.
Основой планирования карьеры является карьерограмма.- перечень профессиональных и должностных позиций в предприятии (и вне его), отражающих оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в предприятии.
Этот документ составляется на 5-10 лет, и содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Профессиональное обучение персонала – это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.
Профессиональное обучение персонала предприятия обеспечивает:
1. Первичную профессиональную подготовку работников: получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии или специальности, обеспечивающего соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной трудовой деятельности в предприятии.
2. Переподготовку: профессионально-техническое или высшее обучение, направленное на овладение другой профессией (специальностью) рабочими или специалистами с высшим образованием, которые уже получили первичную профессиональную подготовку в профессионально-технических или высших учебных заведениях.
3. Повышение квалификации: обучение, направленное на развитие и совершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное постоянным изменением содержания работы, совершенствованием техники, технологии, организации производства и должностных перемещений.
Модель организации процесса обучения в предприятии - рис. 10.2.
Рис. 10.2 - Модель организации процесса обучения в предприятии
Профессиональное обучение персонала предприятия может осуществляться как непосредственно на рабочем месте, так и вне рабочего места (табл.10.3).
Таблица 10.3 - Методы профессионального обучение персонала
Предприятия
Обучения непосредственно на рабочем месте | Обучение вне рабочего места |
Адаптация новых работников; анализ работников действий и процедур; Инструктаж на рабочем месте; Наставничество; Расширения круга обязанностей; Передача полномочий (делегирование) Демонстрация приемов работы; Передача опыта; Ротация; Чередование работников операций; Метод усложненных задач; Учебное замещение; Специальный набор задач; Подготовка и развитие рабочей команды; Консультирование. | Лекция; Дискуссии и обсуждения; Дистанционное обучение; Ознакомление с опытом других предприятий; Рассмотрение практических ситуаций (кейсов); Деловые игры; Моделирование ситуаций; Семинары, выставки, симпозиумы; Тренинги; Ролевые игры; Самостоятельное обучение; Участие в выставках и других мероприятиях как представителя; Участие в учебных программах; Участие в проектах. |