Общий терминологический словарь 5 страница

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к восприятию.

ПЕЧАЛЬ (ГОРЕ, СТРАДАНИЕ) - эмоциональный сигнал невозмож­ности удовлетворить жизненно важные потребности. Печаль сигна­лизирует о желании восстановить связь с миром, людьми и в этом смысле способствует личностному росту. Проявляется в прикован­ности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез мо­жет не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает воз­можность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.

ПОНИМАНИЕ - (в общепринятом смысле) своеобразный резуль­тат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражает­ся в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахожде­нии следствий, к которым оно ведет.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, в которой отражаются общие и су­щественные свойства ряда однородных предметов или явлений. По-

нятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житей­ские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обуче­ния и воспитания. Например: ложка, психика и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - ощущения не исчезают сразу пос­ле прекращения действия раздражителя. От раздражителя остается след - последовательный образ.

ПОСТУПОК - действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности

ПОТРЕБНОСТЬ - основной источник активности человека и жи­вотных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (А. Маслоу) - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

ПРЕДСОЗНАНИЕ - психоаналитический термин, относящийся к знаниям, эмоциям, образам и т.д., которые не представлены в созна­нии в данный момент, но которые легко доступны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - наглядный образ предмета представления, воз­никший на основе припоминания или же продуктивного воображе­ния на основе имевших место ощущений и восприятия. Различают представления памяти и воображения.

ПРЕЗРЕНИЕ - отрицательная эмоция, возникающая в межличност­ных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных по­зиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека, в эволюции - вытеснение с территории. Выража­ется в иронии, насмешках, отталкивающих жестах.

ПРЕСЫЩЕНИЕ - переживание человеком отвращения к выполня­емой работе, которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека на­ступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аф­фекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состояние не связано с утомлением.

ПРИВЫЧКА - действие или элемент поведения, выполнение кото­рых стало потребностью.

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ) - забывание новой информации под влиянием старой (ранее заученной). Если вам ме­няют номер телефона, то старый номер мешает вам запомнить но­вый.

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуе­мого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Ме­тод обеспечивается совокупностью проективных методик (проек­тивных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (на­пример, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест (ТАТ), в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках; в) экспрессивные (психодрама, рису­нок человека, несуществующего животного и др.).

ПРОПРИУМ (лат. proprium - собственно, «я сам»). Сходно с поня­тием «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает выс­шие цели, смыслы, моральные установки человека.

ПСИХИКА - 1) свойство высоко организованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания сущес­твующую действительность, обеспечивающее целесообразность по­ведения и деятельности живого организма; 2) (по М.Г. Ярошевскому) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, вы­раженная в их способности реализовывать свои побуждения и дейс­твовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биоло­гическая природа преобразуется социокультурными факторами, бла­годаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - со­знание, а индивид становится личностью; 3)(по А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - целостная реакция личности на вне­шние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезно­го результата деятельности или адаптационного процесса.

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ - синдром, включающий в себя эмо­циональное истощение, деперсонализацию и редукцию професси­ональной деятельности

ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека при­надлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценива­ется ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психи­атр 3. Фрейд.

ПСИХОГЕНЕТИКА - область исследований, изучающая наслед­ственный характер некоторых психических и поведенческих явле­ний, их зависимость от генотипа.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - восстановление психических функций, а так­же устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА - научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos- учение) - наука о зако­номерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека и животных

ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиаци­онных специалистов. Предмет авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Ее объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, усло­вия, организация. Субъект авиационной психологии - летный и ин­женерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Воз­растная психология включает: психологию детского, подростково­го, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронто­логию.

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - психологическое направление, изу­чающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно (Ж. Пиаже).

ПСИХОГЕНЕТИКА - область исследований, изучающая наследс­твенный характер некоторых психических и поведенческих явле­ний, их зависимость от генотипа.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (греч. psyche - душа, diagnostikos - способ­ный распознавать) - область психологии, разрабатывающая мето­ды выявления и измерения индивидуально-психологических осо­бенностей личности. Психодиагностика связана с количествен­ной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных ме­тодов, дающих достоверную информацию о них. Это одна, традици­онная, точка зрения на предмет психодиагностики. Другая, развива­емая А.Ф. Ануфриевым, состоит в том, что практическая психодиаг-ностика - это наука о постановке психологического диагноза, вклю­чающая ряд компонентов (см. Ануфриев А.Ф.). Как вид деятельнос­ти практического психолога психодиагностика включает диагноз, прогноз, коррекцию и профилактику.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента. Консультиро­вание изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки.

ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ - прикладная отрасль психологии, кото­рая изучает закономерности и механизмы функционирования пси­хики человека, обусловленные его включенностью в воинскую де­ятельность (учебно-боевую, боевую).

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - отрасль психологии, изучающая пси­хологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юно­шеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.

ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ - изучает индивидуально-пси­хологические различия между людьми.

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - отрасль психологии, предметом ко­торой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценнос­тей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отде­льной личности и общества в целом (включает сценическое искус­ство и др.).

ПСИХОПОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ - отрасль психологии, изучающая пси­хологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатыва­ет требования к конструкции машин и приборов с учетом человечес­кого фактора.

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ (греч. klinike- врачевание, уход за лежачим больным) - область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клини­ческая психология включает: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психологию здоровья, психотерапию.

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - отрасль психологии, изуча­ющая порождение, функционирование и структуру психики в про­цессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и ис­пользованием компьютеров, включая их математическое и програм­мное обеспечение.

ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ - отрасль психологии, изучаю­щая деятельность психолога-консультанта.

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. kosmos - строй, порядок, Все­ленная) - отрасль психологии, изучающая психологические особен-

ности труда космонавта и зависимость этой деятельности от разных факторов.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - целостная система знаний, охватыва­ющая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями человекознания.

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические фак­торы научной деятельности с целью повышения ее эффективности.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ - изучает сущность и общие закономернос­ти возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей и в то же время обогащает и направляет их общей теорией. В основе ее ле­жит психология человека.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом созна­нии наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - область психологии, решающая на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятель­ности людей и коллективов.

ПСИХОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ - общий термин для обозначения всех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, от­крытия и теории психологии на практике в смежных областях (об­разование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.).

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - отрасль психологии, изучающая изме­нения, происходящие со временем в строении тела, психике и пове­дении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их вклю­чения в социальные группы, а также психологические характерис­тики самих этих групп.

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - изучает закономерности психической де­ятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности происхождения и развития психики животных и становление человеческого сознания.

30)

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические законо­мерности формирования трудовой деятельности и отношения чело­века к труду. Психология труда решает задачи совершенствования производственных отношений, повышения качества труда, улучше­ние условий жизни, устранение аварийных ситуаций, демократиза­ции и формирования психологического типа работника, соответ­ствующего культуре труда.

ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТ - 1) психика - свойство высокоорганизо­ванной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесооб­разно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) зако­номерности, тенденции, особенности развития и функционирова­ния психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы пси­хики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью; 4) структура субъекта и про­цессы его взаимоотношений с миром.

ПСИХОТЕРАПИЯ - процесс лечебного воздействия врача (психо­лога) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотера­пии заключается в изменении личности больного на основе осозна­ния причин и характера развития болезни и перестройки отноше­ния больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, в которой изу­чаются психологические аспекты управления человеком различны­ми объектами: организациями, людьми, экономическими и техни­ческими системами.

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ- область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространствен­но-географической, социальной, культурной).

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, предме­том которой является отражение хозяйственных отношений в со­знании и поведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта (один человек, семья, организация, государство или на­ция). Проблемы экономической психологии касаются, прежде все­го, рынка, бизнеса, отношений «общество-гражданин».

ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

ПСИХОПАТИЯ - аномалия характера, которая определяет психи­ческий облик, откладывая отпечаток на весь душевный склад, в те­чение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде

ПСИХОСЕМИОТИКА - наука, изучающая процесс создания и ис­пользования знаков человеком.

ПСИХОТИЗМ - свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов

ПСИХОТИЧЕСКИЙ - имеющий отношение к психотическому рас­стройству. Часто употребляется в составных терминах для того, чтобы охарактеризовать расстройство, симптомы которого харак­терны или очень сходны с психозом, например психотическая де­прессия.

ПСИХОФИЗИКА - область исследования, рассматривающая воп­росы, касающиеся связи психических и физических процессов и яв­лений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - область междисциплинарных исследова­ний на стыке нейрофизиологии, направленных на изучение психи­ки в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.

ПЫТЛИВОСТЬ (любознательность) мысли - потребность всегда ис­кать наилучшее решение.

Р

РАДОСТЬ - положительное эмоциональное переживание, связан­ное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмоций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти по­лезных мыслей и действий. Радость выражается улыбкой и смехом.

РАЗВИТИЕ - закономерное, направленное качественное измене­ние материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В психологии развитие - это необратимые изменения в психике человека (качест­венные и количественные, прогрессивные и регрессивные). Совре­менная наука исследует сложноорганизованные саморазвивающие­ся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются спе­циально научные теории развития.

РАЗДРАЖИМОСТЬ - 1) в широком смысле - свойственная всей жи­вой материи способность изменять физиологическое состояние под

влиянием факторов внешних раздражителей; 2) способность орга­низмов реагировать на биологически значимые раздражители.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ - способность рассредоточить вни­мание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий (слушать, писать, думать, наблюдать и т.п.). Высокий уровень распределения внимания - одно из обяза­тельных условий успешности многих видов современного труда. Воз­можность распределения внимания зависит от сложности совмеща­емых деятельностей, их видов (например, моторной и умственной). Основным условием успешности распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осущест­вляемых видов деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ - психическое состояние, которое характеризу­ется отклонением внимания и тем самым нарушениями в умствен­ной ориентировке. Нарушение способности сосредотачивать вни­мание на избранном объекте на длительное время, при этом страда­ет концентрация внимания, его устойчивость, перераспределение. Характерна для невротических состояний и утомления. Под рассе­янностью понимают разные слабости внимания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточить­ся; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредо­точенность на чем-то, которая сочетается с

РАССЕЯННОСТЬ МНИМАЯ - результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя.

РАССЕЯННОСТЬ ПОДЛИННАЯ - человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь.

РАССУЖДЕНИЕ - ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассужде­ния могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.

РАССУЖДЕНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ - распространение общего положе­ния на частные случаи.

РАССУЖДЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ - такое рассуждение, при котором, на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).

РАТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ - скопление нервных клеток, распо­ложенное в стволовой части мозга и представляющее собой как бы след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Благодаря ратикулярной формации человек способен настораживаться, реагировать на незначительные измене-

ния в окружающей среде. Она же обеспечивает возникновение ори­ентировочного рефлекса.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ - имеющий отношение к разумности, обосно­ванности процесса рассуждения, не нарушающий правил логики.

РЕДУКЦИЯ - переход, сведение сложного к простому; уменьшение, ослабление чего-либо.

РЕЗЮМЕ - краткий итог доклада, сообщения.

РЕЛАКСАЦИЯ - состояние успокоения, расслабления, восстановле­ния. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может, и произвольно вызванной с по­мощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - отсроченное воспроизведение ранее воспри­нятого, казавшегося забытым.

РЕТРО - составная часть слова, обозначающая «позади во времени или в пространстве».

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ) - забывание ста­рой информации из-за поступающей новой. Например, запомина­ние учителем фамилий новых учеников мешает вспомнить фамилии старых.

РЕФЛЕКС - ответный акт организма, детерминированный воз­действием факторов внешней и внутренней среды на соответству­ющие рецепторы.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ - врожденное, инстинктивное реагиро­вание на стимул.

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

РЕФЛЕКС (лат. reflexus- отражение) - специальные чувствитель­ные нервные образования, воспринимающие раздражения из вне­шней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сиг­налы.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio- отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические ка­чества и состояния.

РЕЦЕПТОРЫ (от лат. recipere- получать, принимать) - специаль­ные чувственные образования, воспринимающие и преобразую­щие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Ре­цепторы делят на внешние (экстероцепторы), внутренние (интеро-цепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в про­странстве, напряжение связок, мышц (проприоцепторы).

РЕЧЬ - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с по­мощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла воз­можность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также полу­чать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) специфически чело­веческий способ формирования и формулирования мыслей с помо­щью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством язы­ка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письмен­ных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) совокупность произносимых или воспри­нимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и со­ответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка, часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ - речь, связанная с процессом общения, обмена ин­формацией. Это устная и письменная речь.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - особый вид человеческой речевой деятельнос­ти, непосредственно связанный с бессознательными, автоматичес­ки протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышле­ния. Внутренняя речь - процесс преобразования мыслей до оформ­ления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения

РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ - речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть переменно бывают относитель­но активными или пассивными собеседниками. Эта речь недоста­точно организована грамматически и синтаксически, поскольку осу­ществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.

РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собра­нии и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно за­ранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая инфор­мация, которая возникает в разговорной ситуации.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помо­щи письменных текстов. Это разновидность монологической речи.

Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание и свое отношение к нему нуж­но выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. От­сюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.

РЕЧЬ СЕНСОРНАЯ - понимание смысла речи на основе сенсорной информации.

РЕЧЬ УСТНАЯ - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух.

РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ - эмоционально окрашенная речь.

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ - речевая деятельность, сопровождаю щая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Пред­ставляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии реше­ний. Примером противоположного качества - нерешительности яв­ляется ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть од­ну из равных охапак сена, так и умер с голоду.

РОЛЬ (от фр. role) - совокупность прав и обязанностей, соответс­твующих позиции человека в обществе, в системе межличностных отношений.

С

САДИЗМ - получение удовольствия от причинения боли и стра­дания другим. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного романиста и революционера Альфреда Франсиса, маркиза де Сада.

САНКЦИИ - меры против нарушения, наказание.

САМОКОНТРОЛЬ - совокупность свойств саморегуляции, связан­ная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и по­ступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможнос­тей, качеств и места среди других людей.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - способность осознанно принимать реше­ния и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятс­твующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на ос­нове своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

САНГВИНИК - тип темперамента, характеризующийся высо­кой психической активностью, энергичностью, высокой пластич­ностью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновеше­ны.

СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ - превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную де­ятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении инте­реса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

СЕЛЕКЦИЯ - отбор улучшенных видов, сортов и т.д.

СЕМАНТИКА - значение единиц языка (слова, предложения, тек­ста).

СЕМИОТИКА - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (лат. sensus - чувство, ощуще­ние) - периоды онтогенетического развития, в которые развиваю­щийся организм бывает особенно чувствителен к определенного ро­да влияниям окружающей действительности. Сензитивные перио­ды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сто­рон психики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смеши­вать с критическими (переломными) периодами развития.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увели­чение остроты зрения под влиянием слабых или обонятельных раз­дражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувс­твительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета) и т. д.

СЕРИАЦИЯ - объединение объектов в ряд в последовательном по­рядке.

СИМПАТИЯ (греч. sympatheia- влечение, внутреннее расположе­ние) - устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отно­шение к кому-нибудь или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброже-

лательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вни­мания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.

СИМПТОМ (греч. symptoma - совпадение, признак) - клиничес­кие проявления болезни, индикатор заболевания, признак болез­ни.

СИНДРОМ (греч. syndrome - стечение) - система взаимосвязан­ных симптомов болезни. Это ряд характеристик, черт, событий или моделей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоордини­рованными или взаимосвязанными некоторым образом.

СИНЕКТИКА- технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синекти-ка - это метод диалога (сократовская маевка).

Здесь используются определенные принципы:

1) свободный обмен мнениями (все равноправны);

2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;

3) шутка как способ активизации мышления.

Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:

1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;

2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;

3) дайте в двух словах определение сути задачи;

4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.

СИНЕСТЕЗИЯ (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощуще­ние, (соопгущение) - возникновение под влиянием раздражения од­ного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качества ощущений одного вида переносится на другой. Встречают­ся в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкан­тов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет восприни­мается как холодный, в то время как красный - как теплый. В психи­ческой патологии, например, синестезические функциональные и рефлекторные галлюцинации.

СИНТЕЗ - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яб­локо», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

СИНТОНИЯ (греч. syntonia - согласованность) - хорошая приспо­собляемость к окружающей среде, гармония с ней.

Наши рекомендации