Общий терминологический словарь 5 страница
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к восприятию.
ПЕЧАЛЬ (ГОРЕ, СТРАДАНИЕ) - эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Печаль сигнализирует о желании восстановить связь с миром, людьми и в этом смысле способствует личностному росту. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез может не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.
ПОНИМАНИЕ - (в общепринятом смысле) своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. По-
нятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - ощущения не исчезают сразу после прекращения действия раздражителя. От раздражителя остается след - последовательный образ.
ПОСТУПОК - действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности
ПОТРЕБНОСТЬ - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (А. Маслоу) - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.
ПРЕДСОЗНАНИЕ - психоаналитический термин, относящийся к знаниям, эмоциям, образам и т.д., которые не представлены в сознании в данный момент, но которые легко доступны.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - наглядный образ предмета представления, возникший на основе припоминания или же продуктивного воображения на основе имевших место ощущений и восприятия. Различают представления памяти и воображения.
ПРЕЗРЕНИЕ - отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека, в эволюции - вытеснение с территории. Выражается в иронии, насмешках, отталкивающих жестах.
ПРЕСЫЩЕНИЕ - переживание человеком отвращения к выполняемой работе, которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состояние не связано с утомлением.
ПРИВЫЧКА - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ) - забывание новой информации под влиянием старой (ранее заученной). Если вам меняют номер телефона, то старый номер мешает вам запомнить новый.
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест (ТАТ), в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках; в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека, несуществующего животного и др.).
ПРОПРИУМ (лат. proprium - собственно, «я сам»). Сходно с понятием «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека.
ПСИХИКА - 1) свойство высоко организованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности живого организма; 2) (по М.Г. Ярошевскому) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3)(по А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата деятельности или адаптационного процесса.
ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ - синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональной деятельности
ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр 3. Фрейд.
ПСИХОГЕНЕТИКА - область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА - научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos- учение) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека и животных
ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Ее объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.
ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно (Ж. Пиаже).
ПСИХОГЕНЕТИКА - область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа.
ПСИХОДИАГНОСТИКА (греч. psyche - душа, diagnostikos - способный распознавать) - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика связана с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них. Это одна, традиционная, точка зрения на предмет психодиагностики. Другая, развиваемая А.Ф. Ануфриевым, состоит в том, что практическая психодиаг-ностика - это наука о постановке психологического диагноза, включающая ряд компонентов (см. Ануфриев А.Ф.). Как вид деятельности практического психолога психодиагностика включает диагноз, прогноз, коррекцию и профилактику.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента. Консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ - прикладная отрасль психологии, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую, боевую).
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.
ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ - изучает индивидуально-психологические различия между людьми.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - отрасль психологии, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (включает сценическое искусство и др.).
ПСИХОПОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ (греч. klinike- врачевание, уход за лежачим больным) - область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клиническая психология включает: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психологию здоровья, психотерапию.
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение.
ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ - отрасль психологии, изучающая деятельность психолога-консультанта.
ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. kosmos - строй, порядок, Вселенная) - отрасль психологии, изучающая психологические особен-
ности труда космонавта и зависимость этой деятельности от разных факторов.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями человекознания.
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ - изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей и в то же время обогащает и направляет их общей теорией. В основе ее лежит психология человека.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - область психологии, решающая на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов.
ПСИХОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ - общий термин для обозначения всех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях (образование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.).
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - отрасль психологии, изучающая изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности происхождения и развития психики животных и становление человеческого сознания.
30)
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические закономерности формирования трудовой деятельности и отношения человека к труду. Психология труда решает задачи совершенствования производственных отношений, повышения качества труда, улучшение условий жизни, устранение аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.
ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТ - 1) психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью; 4) структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром.
ПСИХОТЕРАПИЯ - процесс лечебного воздействия врача (психолога) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотерапии заключается в изменении личности больного на основе осознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления человеком различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ- область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной).
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, предметом которой является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта (один человек, семья, организация, государство или нация). Проблемы экономической психологии касаются, прежде всего, рынка, бизнеса, отношений «общество-гражданин».
ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.
ПСИХОПАТИЯ - аномалия характера, которая определяет психический облик, откладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде
ПСИХОСЕМИОТИКА - наука, изучающая процесс создания и использования знаков человеком.
ПСИХОТИЗМ - свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов
ПСИХОТИЧЕСКИЙ - имеющий отношение к психотическому расстройству. Часто употребляется в составных терминах для того, чтобы охарактеризовать расстройство, симптомы которого характерны или очень сходны с психозом, например психотическая депрессия.
ПСИХОФИЗИКА - область исследования, рассматривающая вопросы, касающиеся связи психических и физических процессов и явлений.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - область междисциплинарных исследований на стыке нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.
ПЫТЛИВОСТЬ (любознательность) мысли - потребность всегда искать наилучшее решение.
Р
РАДОСТЬ - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмоций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий. Радость выражается улыбкой и смехом.
РАЗВИТИЕ - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В психологии развитие - это необратимые изменения в психике человека (качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные). Современная наука исследует сложноорганизованные саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально научные теории развития.
РАЗДРАЖИМОСТЬ - 1) в широком смысле - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под
влиянием факторов внешних раздражителей; 2) способность организмов реагировать на биологически значимые раздражители.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий (слушать, писать, думать, наблюдать и т.п.). Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих видов современного труда. Возможность распределения внимания зависит от сложности совмещаемых деятельностей, их видов (например, моторной и умственной). Основным условием успешности распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ - психическое состояние, которое характеризуется отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Нарушение способности сосредотачивать внимание на избранном объекте на длительное время, при этом страдает концентрация внимания, его устойчивость, перераспределение. Характерна для невротических состояний и утомления. Под рассеянностью понимают разные слабости внимания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с
РАССЕЯННОСТЬ МНИМАЯ - результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя.
РАССЕЯННОСТЬ ПОДЛИННАЯ - человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь.
РАССУЖДЕНИЕ - ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.
РАССУЖДЕНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ - распространение общего положения на частные случаи.
РАССУЖДЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ - такое рассуждение, при котором, на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).
РАТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ - скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга и представляющее собой как бы след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Благодаря ратикулярной формации человек способен настораживаться, реагировать на незначительные измене-
ния в окружающей среде. Она же обеспечивает возникновение ориентировочного рефлекса.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ - имеющий отношение к разумности, обоснованности процесса рассуждения, не нарушающий правил логики.
РЕДУКЦИЯ - переход, сведение сложного к простому; уменьшение, ослабление чего-либо.
РЕЗЮМЕ - краткий итог доклада, сообщения.
РЕЛАКСАЦИЯ - состояние успокоения, расслабления, восстановления. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может, и произвольно вызванной с помощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
РЕТРО - составная часть слова, обозначающая «позади во времени или в пространстве».
РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ) - забывание старой информации из-за поступающей новой. Например, запоминание учителем фамилий новых учеников мешает вспомнить фамилии старых.
РЕФЛЕКС - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы.
РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ - врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.
РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
РЕФЛЕКС (лат. reflexus- отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.
РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio- отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
РЕЦЕПТОРЫ (от лат. recipere- получать, принимать) - специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстероцепторы), внутренние (интеро-цепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприоцепторы).
РЕЧЬ - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка, часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.
РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ - речь, связанная с процессом общения, обмена информацией. Это устная и письменная речь.
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления. Внутренняя речь - процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения
РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ - речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточно организована грамматически и синтаксически, поскольку осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.
РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи.
Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание и свое отношение к нему нужно выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. Отсюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.
РЕЧЬ СЕНСОРНАЯ - понимание смысла речи на основе сенсорной информации.
РЕЧЬ УСТНАЯ - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух.
РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ - эмоционально окрашенная речь.
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ - речевая деятельность, сопровождаю щая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Примером противоположного качества - нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапак сена, так и умер с голоду.
РОЛЬ (от фр. role) - совокупность прав и обязанностей, соответствующих позиции человека в обществе, в системе межличностных отношений.
С
САДИЗМ - получение удовольствия от причинения боли и страдания другим. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного романиста и революционера Альфреда Франсиса, маркиза де Сада.
САНКЦИИ - меры против нарушения, наказание.
САМОКОНТРОЛЬ - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.
САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.
САНГВИНИК - тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, высокой пластичностью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновешены.
СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ - превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.
СЕЛЕКЦИЯ - отбор улучшенных видов, сортов и т.д.
СЕМАНТИКА - значение единиц языка (слова, предложения, текста).
СЕМИОТИКА - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета) и т. д.
СЕРИАЦИЯ - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.
СИМПАТИЯ (греч. sympatheia- влечение, внутреннее расположение) - устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому-нибудь или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброже-
лательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.
СИМПТОМ (греч. symptoma - совпадение, признак) - клинические проявления болезни, индикатор заболевания, признак болезни.
СИНДРОМ (греч. syndrome - стечение) - система взаимосвязанных симптомов болезни. Это ряд характеристик, черт, событий или моделей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом.
СИНЕКТИКА- технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синекти-ка - это метод диалога (сократовская маевка).
Здесь используются определенные принципы:
1) свободный обмен мнениями (все равноправны);
2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;
3) шутка как способ активизации мышления.
Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:
1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;
2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;
3) дайте в двух словах определение сути задачи;
4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.
СИНЕСТЕЗИЯ (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощущение, (соопгущение) - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качества ощущений одного вида переносится на другой. Встречаются в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкантов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет воспринимается как холодный, в то время как красный - как теплый. В психической патологии, например, синестезические функциональные и рефлекторные галлюцинации.
СИНТЕЗ - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.
СИНТОНИЯ (греч. syntonia - согласованность) - хорошая приспособляемость к окружающей среде, гармония с ней.