Глава 6. роль инициации. наказание и поощрение

Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Инициация (посвящение) является актом, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, какимбыл вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.

Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации прохождение ребенком определенных «испытаний»,экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей.

Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!».

Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню,сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться.

Каждый пройденный этап, как и достижения каждого ребенка, должен быть обязательно отмечен психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли (ведущий, помощник и т.д.).

В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас «Знайками».

Наказание и поощрение

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система? наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.

Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, скамья запасных и т.д.). Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).

В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех.

В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает в свое пользование полюбившуюся игру. Например, он в конце занятия из набора имеющихся музыкальных фрагментов выбирает свой любимый. Все дети спонтанно двигаются под музыку и подпевают. Или дети заранее приносят из дома свои любимые игры. В конце занятия победитель предлагает всем детям поиграть в его игру.

Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.


глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

Фигура Тейлора

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

Фигура Рея-Остеррица

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

глава 6. роль инициации. наказание и поощрение - student2.ru

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

[1] Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в разделе 2 «Пространственные представления при отклоняющемся развитии».

[2] Подробно синдромология отклоняющегося развития рассматривается в гл. 3 учебного пособия «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста» под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

Наши рекомендации