Блок 4. Контрольные тестовые задания, направленные на проверку знаний по теме
Проверьте свои знания, выбрав правильный ответ.
1. Автор афоризма «Я мыслю, следовательно, я существую» –
a) Спиноза
b) Декарт
c) Кант
d) Вольтер
2. Создатель учения «монадологии» -
a) Торндайк
b) Бэлл
c) Юм
d) Лейбниц
3. Основные категории психологической концепции Локка –
a) опыт и рефлексия
b) идея и развитие
c) рефлекс и детерминизм
d) поведение и стимул
4. Представителями рационализма 17 века являются –
a) Локк и Гоббс
b) Ламетри и Кондильяк
c) Декарт и Спиноза
d) Бэкон и Лейбниц
5. Создатель учения о четырех «призраках познания» –
a) Спенсер
b) Кондильяк
c) Бэкон
d) Лейбниц
6. Автор интроспективной концепции сознания –
a) Декарт
b) Локк
c) Гольбах
d) Лейбниц
7. Представителями эмпирического направления в науке 17 века являются –
a) Бэкон и Гоббс
b) Кант и Гегель
c) Локк и Лейбниц
d) Декарт и Спиноза
8. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механистической модели, создал
a) Х. Вольф
b) Р. Декарт
c) И. Гербарт
d) Б. Спиноза
9. Психофизическую проблему поставил и решил её в духе психофизического взаимодействия
a) Р. Декарт
b) Дж. Присли
c) И. Гербарт
d) Б. Спиноза
Список рекомендованной литературы:
1. Бэкон Ф. Сочинения: в 4 т. – М., 1982. – Т. 1,3
2. Декарт Р. Страсти души. Ч. 1 // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т.1
3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., 2005
4. Ибн Сина. Канон врачебной науки. – Ташкент, 1954. – Кн. 1
5. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч: В 3 т. М., 1985, Т.1, Кн.2
6. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - 544 с.
7. Рассел Б. История западной философии, Ростов-на-Дону, 1998
8. Руссо Ж.-Ж. Педологический роман // Руссо Ж.-Ж, Избранные сочинения: в 3 т, 1961. – Т.1
9. Спиноза Б. Этика. Отрывки. Любое издание
10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996
РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 18-19 ВЕКАХ
Ассоциативная психология – первое собственно психологическое учение. Специфика этого учения заключается в том, что, в отличие от Аристотеля, Декарта, Локка, рассматривающих ассоциации как форму низшего познания, ассоцианисты утверждали, что ассоциация является универсальным механизмом психической жизни.
В 18 веке, ознаменованным завершением построения динамико-механистической картины мира, возникают естественнонаучное (Д. Гартли, Д. Пристли) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм) направления ассоцианизма. В 18 веке появляется мощное культурное движение – Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства.
ТЕМА 5
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В 18 ВЕКЕ
Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала
Задание 1.
По учебнику Т.Д. Марцинковской «История психологии» самостоятельно познакомьтесь с психологическими взглядами ученых 18 века. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Какие проблемы доминировали во французской психологии?
2. Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?
3. Что нового внёс в теорию Декарта Ж. Ламетри?
4. В чём суть дискуссии между Гельмгольцем и Дидро?
5. Какие основные теории и учения разрабатывались в 18 веке в Англии?
6. Какие положения стали ведущими для немецкой психологии?
Задание 2. Заполните таблицу 8.
Таблица 8.
Психологические взгляды ученых 18 века
№ | Ученый | Даты жизни | Место деятельности | Основные проблемы и понятия психологии |
Ж. Ламетри | ||||
Д. Дидро | ||||
К. Гельвеций | ||||
Ж.Ж. Руссо | ||||
Вульф | ||||
Д. Гартли | ||||
Д. Юм | ||||
Дж. Беркли | ||||
Э. Кондильяк | ||||
Т. Кабаккс | ||||
И. Кант |
Литература:
1. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - С.142-153
Задание 3.
Определите, кому из психологов могли бы принадлежать следующие высказывания:
1. «…Чувственные вещи не могут существовать иначе, как только в уме, или в духе» |
2. «…Вибрации внешнего эфира посредством органов чувств вызывают сначала в нервах… а затем в головном мозгу вибрации… бесконечно малых мозговых частиц» |
Блок 2. Задания, направленные на понимание материала
Задание 1.
Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы познания, взаимосвязи психического и физического, свободы воли человека в концепциях Д. Гартли, Дж. Ст. Милля и Дж. Беркли и Д. Юма.
Задание 2.
Опираясь на методологические позиции философов, прокомментируйте их высказывания:
Д. Юм: «Уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий или впечатлений и идей»
Ж.Ж. Руссо: «Жить не значит дышать, это значит действовать»
Задание 3.
Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых различных периодов.
Ситуация 1.
А. Т. Гоббс: «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного».
Б. Э. Кондильяк: «Человек есть не что иное, как то, что он приобрёл».
Ситуация 2.
А. Г. Лейбниц: «Так как, … проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их».
Б. Г. Гельмгольц раскрыл роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу «бессознательных умозаключений», сущность которой сводится к утверждению, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, выступающее для человека как непосредственно данное, является продуктом опыта.
Ситуация 3.
А. Ф. Бэкон: «Лучше же всего подвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом. Математика – великое приложение к теоретической и практической естественной философии».
Б. И. Кант: «Эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам». «Учение о душе никогда не можем поэтому считать чем-то большим, чем историческое учение…»
Список рекомендованной литературы:
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., 2005
2. Кант И. Сочинения: в 6 Т. – М., 1964. – Т.2
3. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - 544 с.
4. Рассел Б. История западной философии, Ростов-на-Дону, 1998
5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996