РАЗДЕЛ 2 психические процессы 6 страница
Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе воображения, которые были им осмыслены в результате изучения воображения в детском возрасте. Главная мысль Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что: 1) между мышлением и воображением нет антагонистической противоположности. В творчестве воображение является совершенно необходимым моментом реалистического мышления; 2) мышление нетождественно воображению. Между ними существует противоположность. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышления А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым.
Рис. 30. Виды воображения
Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.
Воображение воссоздающее- вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.
Воображение продуктивное- вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы.
Мечта- самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее.
Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
Воображение конкретное- создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.
Воображение абстрактное'- создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др.
СВОЙСТВА
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. К приемам творческого воображения относят: Комбинирование (агглютинация) (рис.31 а), Акцентирование (рис. 31 в, г), Гиперболу (рис. 31 а - Трехглавый змей), Типизацию (рис. 31 д), Литолу (рис. 31 б), Схематизацию (рис. 30 на с. 126)
Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возникающих образов.
Воображения: широта - определяется количеством образов, которые способен создать человек.
Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.
Воображение: комбинирование- простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ.
Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.
Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.
Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).
Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).
Воображение: схематизация - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают.
Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психологии известны различные типологии: темпераментов, характеров и др.
РАЗВИТИЕ
Воображение формируется в детстве под воздействием развития мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспериментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в
своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мышления.
На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) - воображение развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, на рис. 32 - это линия НВ. Мышление же начинает развиваться позлее, и процесс идет медленно (линия РМ). В точке «В» обе линии почти совпадают. Критическая фаза ВМ. Это не значит, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как далеко отходит от рассудка. Воображение ребенка совпадает с воображением взрослого лишь в реальности элементов, из которых оно строится, и в эмоциональном компоненте. В критической фазе происходит глубокое преобразование воображения, превращение его из детского субъективного во взрослое объективное.
На 2-м этапе - с момента встречи двух линий воображения и мышления (в точке «О») дальнейшее развитие воображения идет по линии ВК 11 МО. Теперь воображение и мышление идут в ногу. Так бывает не у всех. У некоторых воображение опускается по линии ВП (свертывание воображения), но не уходит совсем, а делается случайным.
Сензитивный период развития воображения - дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых (Л.С. Выготский).
Для развития воображения, однако, необходимы определенные условия: наличие неопределенных ситуаций, развитие мышления (например, способность видеть целое раньше части; способность к
переносу функций предметов на другие предметы и т.п.), определенные виды деятельности (игра, рисование, лепка и т.д.), противоречия в жизни и опыт выхода из них, бесстрашие здесь и теперь.
НАРУШЕНИЯ
К нарушениям воображения относятся так называемые галлюцинации воображения. К ним относятся феномен «оживления» неодушевленных предметов и др., которые возникают при различных заболеваниях.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди отличаются между собой:
- по яркости образов воображения. Сила воображения может быть разной. Так, А.Н. Толстой «разговаривал» с героями своего романа «Хождение по мукам» как с реальными людьми;
- по правдивости (реальности, критичности). Образы могут быть нереальными, фантастическими или образами реального мира;
- по широте. Широта воображения - это способность использовать образы разной природы (настоящего, прошедшего, будущего, технические, образы искусства и пр.);
- по произвольности. Произвольность воображения - это умение подчинить воображение задаче, организовать его;
- по устойчивости. Устойчивость воображения - это способность сохранять «полет» воображения (вдохновение);
- по типу преобладающих образов. Преобладающие образы воображения могут быть: зрительные, двигательные, тактильные и др.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Экспериментальные
Экспериментальные исследования в области воображения в основном базируются на лонгитюдных наблюдениях и анализе результатов деятельности воображения в различных видах деятельности, чаще всего - творческой. Известный исследователь воображения Т. Рибо строит свои теоретические выводы на изучении результатов творчества выдающихся мыслителей, музыкантов, художников и т.п.
Диагностические
Для диагностики развития воображения используют:
- метод изучения продуктов деятельности (рисунков, картин, поделок и др.);
- методику трех слов (Штерна):
а) написать сочинение на три заданные слова;
б) составить как можно больше предложений на три заданных слова.
- показатели: случайность, банальность, оригинальность.
- методики на воссоздание или достраивание образов, например, воссоздать образ или достроить фигуру.
- также тесты: Роршаха, Торренса и др.