ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 17 страница
– Но иногда случается так, что вся группа увлечена обсуждением, а один начинает мешать и моментально все разрушает.
– Тогда сделайте перерыв и поговорите с другими детьми. Когда все вернутся, и он войдет, пусть все отнесутся к нему пренебрежительно: «Смотрите, кто пришел?». Вы ведь знаете, как сильно это действует у детей.
– Это очень трудно. Но не опасно ли такое отношение для ребенка? Не потеряет ли он уверенность в себе? Не обидит ли это его, не сломает?
– Это его сломает – прекрасно! Если пренебрежение исходит не от взрослых, а от группы, то запомнится на всю жизнь. Это не наказание, а ответная реакция группы на то, что он в ней вызывает – как тот пылесос, о котором мы говорили в прошлой программе, который натыкается на стену и поворачивается.
– Но ребенку нужно это показать!
– Если он этого не почувствует, то никогда не изменится. А если его просто выгнать, то он, не зная причину, пойдет гулять и будет доволен. Еще возьмет сигаретку во дворе и вместе с другими «удаленными» пойдет в кино!
– Да, там формируется очень опасная компания.
– Поэтому – не удалять! Небольшого пренебрежения от группы вполне достаточно.
– И все же случается, что ребенок не властвует над своей природой. Такой пример всплыл в разговоре с детьми.
– Я говорю только об одной из возможностей. Но только окружение своим одобрением или порицанием может изменить человека.
– Окружение – это не только взрослые, но и дети.
– Только дети! И ребенок должен чувствовать, что группа отдаляет его: отдаляет не физически, а не хочет мириться с таким поведением.
– Посмотрим следующий сюжет. Мы говорили с детьми о том, что даже если все соглашаются соблюдать правила поведения и не мешать группе, то все равно случается, что кто-то все-таки мешает. В чем причина? Почему так происходит? Вот их мнения:
«Ведущий:У нас есть правила поведения, но мы не всегда их соблюдаем. Возможно, мы не хотим ссориться, но иногда срываемся. Почему?
С:Между нами нет хороших отношений, потому что такова наша природа.
Ведущий:Что ты имеешь в виду?
С: Мы – эгоисты, хотим только для себя, нам безразличны все остальные. Мы готовы кого-нибудь ударить или посмеяться над кем-то. Если бы наша природа была другая, и мы не хотели бы только для себя, то нам не нужны были бы правила и законы, ведь все заботились бы друг о друге и были равны. Никто бы не хотел быть сильнее и больше других.
Ведущий:С кем-нибудь из вас случалось, что эгоизм его вдруг прорывался?
М:Недавно я подрался с товарищем из класса. Я чувствовал, что на меня накатывает злость, но не мог себя остановить. Ты будто разбиваешься на самолете и ничего не можешь сделать: у тебя нет крыльев, тебе не за что ухватиться, ты падаешь вниз, и у тебя ничего нет».
– Какое образное описание! Ребенок говорит: «Я потерял управление, вижу это, чувствую, но не могу остановить!» Как часто взрослые переживают такие состояния!
– Но ребенок это осознает!
– Потрясающе! Он способен наблюдать за собой!
– Да, и это следствие воспитания. С этими детьми занимаются совсем немного, и уже виден результат. Что же можно сделать? Каким образом остановиться? Можно ли вообще остановиться в пылу? Скажем так: даже если он не остановится – не страшно. Он изучит это состояние несколько раз, ведь правильный подход уже есть. И если сейчас он получит от «падения самолета» удар, то это будет уроком, как с помощью правильного подхода не приближаться к такому состоянию, когда теряются «тормоза в полете».
– Вопрос в том, какой это будет удар? Он подрался с товарищем, и теперь в школе начинается разбирательство: кто начал, кто виноват?
– Нет-нет! Мы уже говорили, что их приводят на суд товарищей, а это совсем другой суд.
– Это повод для обсуждения, как Вы говорите?
– Конечно. Каждое событие, выходящее за обычные рамки – и мы ищем такие случаи – тут же выносится на суд.
– В сущности, это скорее выяснение, анализ?
– Безусловно. Сегодня это случилось с одним, а завтра может случиться с другим.
– Понятие «суд» ассоциируется с наказанием, а для нас это последнее, чего бы мы хотели.
– Мы вообще не судим человека! Мы судим явление – природу человека. Мы не спрашиваем детей: «Кто кого ударил?». У нас нет двух конкретных детей, а есть человек, который ударил другого, потому что родился в эгоистической природе. Что же мы делаем, чтобы с ней совладать? Сегодня он подрался с товарищем, а завтра может ударить учителя, ведь не зря сказано: «Не верь в себя до дня своей смерти». Мы должны говорить с ними совершенно откровенно, тем более что пока ссору можно увидеть в любом месте – дома, на улице. Поэтому мы обсуждаем такие ситуации, не пропуская ни одной.
– Судим природу человека?
– Да. А также способы ее обуздания.
– Ее можно обуздать?
– Можно, но не силой, не оковами и не тюрьмой. Можно ограничить себя с помощью окружения, но это ограничение не закупорит меня внутри, как риталин, а даст новое развития. Ты приходишь в группу не идеальным – у тебя наверняка есть шипы, как у дикобраза. Отсекать их очень больно: ты должен держать себя в руках, не кричать, не драться. Но можно действовать иначе: с помощью воспитания получить возможность выйти из своей эгоистической природы более свободно – не ограничивая ее, а обращая в отдачу другим. Тогда ты чувствуешь себя свободным.
– Но как это сделать?
– О, в этом все дело. Если мы начнем нажимать на детей, то они превратятся в больных людей, которые должны постоянно за собой следить.
– Сдерживание в одном месте обязательно прорвется в другом.
– В конце концов, они будут глубоко травмированы, постоянно закрывая себя и угнетая. Это приведет к плачевным результатам: болезням, скрытым взрывам, неадекватному поведению, сексуальным аномалиям, жестокости.
– Понятно, что угнетение является злом.
– Природа всегда вырвется наружу, причем в ужасных формах. Поэтому мы ни в коем случае не угнетаем ребенка. Мы приводим его к такой связи с группой, которая – при правильном взаимодействии – позволяет использовать свои плохие свойства ради добра. И тогда он выставляет свои шипы, как зубчики шестеренок, чтобы установить связь с другими детьми.
– То же самое происходит с дикобразами: когда холодно, они, несмотря на колючки, прижимаются друг к другу, чтобы сохранить тепло.
– Но если бы я была ребенком, то мне все еще было бы непонятно, зачем нужно связываться с другими?
– Ребенок не должен это понимать. Он просто получает это в результате упражнений. В течение нескольких лет мы проводим его через серию упражнений, в результате чего в нем образуется вторая натура. Разумеется, мы не даем ему теоретических объяснений и моральных запретов.
– Современное воспитание как раз ищет способы перевода ограничений, налагаемых извне, вовнутрь. Но невозможно постоянно воздействовать только снаружи. Ребенок, как Вы говорите, сам должен пройти эти состояния и переживания.
– Человек ничего не должен удерживать в себе. Он должен все проявлять наружу и этим связываться с другими.
– Именно в этом состоит цель обсуждений, о которых мы говорили: постоянно делиться своими переживаниями, стараться их выразить, а не спрятать, потому что это ведет к взрыву.
– Здесь соединяются несколько принципов: дети должны себя выражать, причем не только словами, действовать и постоянно обсуждать свое поведение – нынешнее и желательное.
– Иначе говоря, это не сиюминутное действие, а процесс, требующий времени.
– Но у детей он проходит достаточно быстро. Удивительно, как быстро они все усваивают и меняются.
– А почему они должны прятать шипы?
– Шипы не прячут, а превращают в противоположность – связь с другими.
– Но когда я вспыхиваю и хочу растерзать обидчика, то не чувствую, что хочу с ним связаться. Я хочу убрать его от себя!
– Что ж, взорвись перед всеми, но с осознанием, что делаешь это под влиянием своей природы. Как сказал С., что теряет над собой управление и знает, что сейчас начнет все крушить. Вместе с этим кричи: «Спасите!» И тогда взрывайся.
– А как спасти в этом случае? Есть возможность сделать это в разгар происшествия?
– Если понимают друг друга, то замечательно: каждый учится на примере другого.
– Скажем, я чувствую, что взрываюсь, но не могу себя остановить…
– Это чувство мгновенно погаснет – только начни кричать и увидишь!
– А как это связано с отдачей? Как обратить зло в нечто противоположное?
– Отдача помогает нам самым лучшим образом выявить зло – это помощь против себя. Было «против» и вдруг стало помощью. Ведь у нас нет хороших желаний/свойств, а только эгоистические. Их мы можем превратить в добро, и от этого у нас есть желания отдачи. Хорошей природы у нас нет, как нет хорошего поведения. Добро не исходит от нас, а полностью построено на том, что мы создаем его из противоположности.
– Как сказал М.: «Наша природа эгоистическая». Все очень просто.
– В продолжение беседы он несколько раз подчеркивал: такова моя природа, ее нельзя изменить, а потому я ничего не могу с ней сделать.
– По крайней мере, он пришел к осознанию зла – большое достижение.
– В следующем фрагменте видно, насколько понятие наказания укоренилось в нас. С. уже способен наблюдать за собой, а М. чувствует только свою природу. Поэтому кроме наказания он не видит иного выхода.
«Ведущий:Какое Вам известно самое сильное и мощное средство, с помощью которого мы можем обуздать взрыв нашего эго?
С: Прежде всего, мысль о том, что происходит с другом. Если я делаю что-то плохое товарищу, то ставлю себя на его место, а если он делает мне плохо, то я чувствую, что с ним происходит, вхожу в его положение.
Ведущий:То есть я представляю себя в состоянии товарища. А как победить эго?
М: По-моему, как мы уже говорили, единственный выход – наказание. Другого решения нет. Если мне говорят: «В следующий раз так не делай», – для меня это наказание. Ведь любое ограничение является наказанием.
Ведущий: С другой стороны, мы видим, что наказания еще больше пробуждают эго.
С: Я думаю, нужно давать наказания в зависимости от случая: чтобы не повредить человеку, не заставить страдать, а чтобы запомнил до следующего раза».
– Действительно, трудный вопрос: что с этим делать? Их наделили эгоистической природой и учат наблюдению за своими действиями. И что же они видят? – Что все постоянно хотят только для себя, и никто не думает о других.
– Но что бы Вы сказали, если бы все дети в мире достигли понимания такого уровня?
– О, мы бы значительно продвинулись!
– Ведь от мгновения, когда ребенок говорит, что ему нечего делать со своей природой, а потому ему нужны наказания (!), и до умения правильно и осознанно ограничивать себя относительно окружения совсем недалеко. Он начинает сам себя воспитывать, анализируя на очень высоком уровне.
– Интересно, что в процессе обсуждения все дети согласились с тем, что эгоизм создает им проблему, которую нужно решить. Но каждый хочет справиться с этим сам: подать личный пример или найти какой-то другой способ.
– Ведь ребенок хочет почувствовать, что справляется сам!
– Верно. Вы хотите решение?
– Разумеется.
– Необходимо научить их тому, как воспитывать себя с помощью окружения. Каждый должен обратиться к товарищам с просьбой: «Друзья! Вы должны остановить меня, среагировать и оказать нажим, если я, допустим, затею драку».
– Буквально попросить?
– Да. И тогда в следующий раз, когда я замахнусь, меня тут же схватят за руку, остановят и напомнят, ведь сам я об этом забываю.
– К этому выводу ребенок должен прийти сам?
– Конечно, сам! И попросить группу напомнить!
– Но сначала он должен в себе разочароваться?
– Разумеется. Но он уже сейчас говорит, что ему нужны наказания, иначе он собой не управляет! Иначе он просто разбивается, как пикирующий самолет. То есть у нас уже есть дети, понимающие свое состояние. Теперь должен быть следующий этап – свобода выбора: я выбираю окружение, которое представит мне вознаграждение и наказание своим отношением ко мне.
– Не обвиняя и не сердясь на меня?
– Конечно, ведь все такие – они же это говорят о себе! И каждому из них ясно, что их природа эгоистическая, плохая.
– И не имеет значения, у кого природа хуже?
– Нет.
– То есть главный посыл состоит в том, что зло есть у всех?
– Да, а потому мы, плохие, должны организовать окружение, которое будет за нами следить. Мы как бы строим более высокий уровень, который будет нас охранять – все охраняют каждого. Тогда мы будем продвигаться добрым путем.
– Вместо того чтобы бороться с внешними ограничениями, ребенок начнет понимать, что они ему нужны, и будет сам их устанавливать?
– Каждый захочет, чтобы окружение на него воздействовало и воспитывало.
– Звучит очень заманчиво!
– А воспитателю не остается другой работы, как воздействовать через окружение, помогая понять, какой должна быть группа, какие законы в ней действуют. Эти законы мы берем из природы – их не придумывает ни воспитатель, ни министерство образования.
– На теме создания правильного окружения для детей, которое будет их воспитывать, мы остановимся. Надеюсь, все получили богатый материал для размышления.
–В |
предыдущих беседах мы много говорили о потребности подростков сформировать собственную индивидуальность. Одна из задач, стоящих перед подростком – понять, кто он, попробовать себя и самоопределиться. Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем в подростковой среде такую тенденцию к безразличию, которая перерастает в настоящий нарциссизм: Я, Я и еще раз Я. В Интернете было опубликовано очень интересное исследование, в котором участвовали четырнадцать тысяч студентов американского колледжа. Исследование показало, что способность к сопереживанию в течение последних тридцати лет неуклонно снижается. Человек все больше и больше поглощен собой. Вопрос в том, как найти подход к сегодняшним подросткам? Каковы их потребности? В каком образовании они нуждаются?
– Мы находимся в промежуточном состоянии, между историческими ступенями. В течение миллионов лет природа развивалась от неживой материи через растительное и животное до ступени «человек». Развитие человека на Земном шаре, длящееся сотни тысяч лет, является эгоистическим и однонаправленным: эгоизм растет и постоянно толкает нас вперед. Если я чувствую, что мне стоит быть связанным с окружением, действовать как компонент человеческого общества, то я это делаю. Согласно этой потребности, люди строят человеческое общежитие: различные организации, обеспечивающие пенсией, страховкой, здравоохранением, всевозможные предприятия, объединения, клубы. Но, в конечном счете, наш эгоизм до того возрос, что мы уже не способны взаимодействовать в рамках подобных организаций. Если я могу извлечь из них для себя выгоду, я в них участвую, а если нет, то они мне не нужны.
– Побочным явлением этого процесса является мое безразличие к другому человеку?
– Да, он меня не волнует. Но надо понять, что в природе ничего не происходит случайно, без необходимости. Поэтому сегодня, чувствуя безразличие к другому человеку, мы задумываемся: а как это отражается на мне, куда ведет? Так я прихожу к осознанию зла: если меня не волнует другой человек, то общество рушится. Люди отдаляются друг от друга, построенные прежде организации и связи больше не работают. Мы не хотим быть одним обществом, одной страной, принадлежать какому-то конкретному народу, государству. Человек скитается по миру и выбирает себе место, где ему удобнее. Посмотрите, каков уровень миграции в мире! Люди не чувствуют своей принадлежности к чему бы то ни было. В любой точке мира примерно один язык, одна и та же еда, приблизительно одинаковое устройство быта, образование, культура. Все это одинаково доступно, и когда мне случается ездить по миру, я не чувствую себя оторванным.
– Люди, побывавшие за границей, привозят с собой новые вещи или новый сленг, и получают от этого громадное удовольствие. Чужое им ближе, чем свое родное. Живя за границей, они переписываются с одноклассниками…
– Где бы я ни был – за границей или дома, – я чувствую себя одинаково связанным с моими друзьями и семьей. Выходит, что возникающее в нас чувство оторванности друг от друга и низкая потребность в физическом контакте являются следствием технологического прогресса, охватившего весь мир. Но это явление приходит вместе со своеобразным кризисом. Мы начинаем понимать, что возможность уединиться в своей «скорлупе» и взаимодействовать с миром через Интернет очень привлекательна: мне никто не нужен рядом, переписываясь с кем-то, мне не важно, близко он от меня или далеко. Но это лишь одна сторона медали. Если бы обособление, которого мы так ищем, делало нас счастливее, мы бы продолжали идти в этом направлении. Но природа наносит удар с другой стороны, говоря: ваше состояние без связи друг с другом будет очень опасным. Человеческое общество не сможет обеспечить себя самым необходимым. Ненависть, разобщенность, глобальный кризис, включая экологию и климат, достигнут такого уровня, что вы не сможете продолжать своего существования. Получается, что, с одной стороны, наш эгоизм и развитие технологий позволяют каждому из нас существовать автономно, чувствуя себя комфортно вне связи с другими людьми. С другой стороны, природа с этим не согласна. Поэтому мы находимся в переходном состоянии между двумя ступенями: завершаем развитие на предыдущем этапе и должны подняться на следующий уровень.
– Под словом «мы» Вы подразумеваете все человечество?
– Конечно.
– Иными словами, переход, о котором Вы говорите, это некое взросление человечества?
– Да. И именно сегодняшние подростки совершат этот подъем.
– Несмотря на то, что сегодня они выражают свое полное пренебрежение ко всем общественным институтам и не хотят в них участвовать?
– Страдания и удары обяжут их искать связь.
– Какие страдания – внутренние или внешние?
– И те, и другие.
– Вы говорили о социальных сетях и о том, как они стимулируют людей к участию в них. Сегодня выходит множество исследований в этой сфере. К примеру, говорится о том, что чем чаще человек обновляет свой профиль в социальной сети, тем он более склонен к самолюбованию: установлена четкая связь между степенью вовлеченности в сеть и степенью эгоизма человека. Получается, что с одной стороны социальная сеть является средством объединения между людьми…
– «Как бы» объединения.
– А с другой стороны направляет человека на самого себя, стимулирует нарциссизм. Давайте посмотрим фрагмент, в котором подростки говорят о Facebook.
«Ведущий: Вы говорите о Facebook, как о чем-то поверхностном: я знакомлюсь с девушкой потому, что у нее красивая фотография, или обновляю свой статус: «я вышел из дома». Это и есть Facebook, или есть другие способы использовать его возможности?
Н.: Facebook – это очень доступно. Я всегда могу знать, что происходит. Допустим, друзья собрались пойти в парк, и я узнаю через Facebook все подробности – время мероприятия, место…
Л.: Дошло до того, что друзья возвращаются с вечеринки, у всех страшное похмелье, и они пишут о том, как у кого болит голова. Они живут в Facebook и не могут без него. Люди выставляют в нем свою жизнь напоказ: я хочу кушать, я хочу пить, я пошел, я пришел, я иду спать…
Ведущий: Мы видим, что на Facebook есть некая тенденция делать достоянием публики свои фотографии, свою жизнь, семью, демонстрировать, кто и чем занят в текущий момент. Любой может зайти и увидеть мою жизнь, как на ладони. Почему нам так важно превращать других людей в свидетелей любого происшествия нашей жизни? В этом есть что-то от подглядывания в замочную скважину…
М.: Моя подруга удалила свою страницу на Facebook, так как поймала себя на том, что целыми днями обновляет свой статус и ожидает реакции «Мне нравится». Если никто не делал «Нравится», то она чувствовала неудовлетворенность собой, а если отзывов было много, ей становилось хорошо. Думаю, в этом причина того, что мы выкладываем фотографии и выставляем свою жизнь напоказ: мы хотим реакции людей. Посредством нее мы определяем, стоим ли мы чего-то в глазах окружающих.
Ведущий:Иными словами, Facebook дает мне ощущение собственного бытия.
Н.: Я думаю, что через Facebook можно понять, что нам диктует общество. Ты никогда не выложишь на Facebook фотографии, на которых выглядишь плохо, никогда не напишешь про себя ничего плохое. В результате этих стараний, ты на Facebook совсем не настоящий. И все потому, что нам сказали, что на Facebook все должно выглядеть наилучшим образом».
– Это был отрывок из беседы, которую я провел с подростками. Было очень интересно, потому что эти ребята особенные: они способны посмотреть на себя и на свои поступки со стороны. В то же время все они, за редким исключением, зарегистрированы на Facebook, живут по его правилам и ощущают в нем потребность.
– Это некий общий ежедневник?
– Да. Человек хочет, чтобы все знали, что с ним происходит. В основном, это происходит через фотографии и переписку. Но этот «дневник» ни к чему не обязывает: можно писать все, что угодно.
– Каждый может сказать, что хочет, и это доступно всем? По сути, люди используют Facebook, чтобы поднять самооценку: если меня поддерживают, ко мне подсоединяются, значит, я в порядке.
– Но эта тенденция ведет к крайностям. Был случай, когда подростки покончили жизнь самоубийством, потому что на их статус в Facebook никто не поставил «Нравится».
– Они живут согласно своей важности на Facebook?
– Буквально так. Вопрос в том, как приблизиться к современным подросткам, которые таким образом живут, и что-то в них изменить, привить ценности, которые мы хотим им дать? С чего начать?
– Прежде всего, невозможно начать с полпути: вдруг подойти к 13-14 летним подросткам и начать с ними говорить. С какого возраста ребенок считается подростком?
– С 12-13 лет.
– Если Вы хотите знать мое мнение, то в 12-13 лет человек уже взрослый, а не подросток.
– Уже поздно?
– Подростком он является гораздо раньше: с 9 до 12-13 лет.
– Что Вы имеете в виду?
– Я имею в виду, что до 12-13 лет в ребенке еще можно что-то изменить, а потом это практически невозможно. Кроме того, что мы даем взамен? Мы должны создать систему, которая отвечала бы потребностям подростков, но основывалась на других ценностях.
– Система должна быть новая или можно использовать ту, что существует сейчас?
– Можно использовать ту, что есть, я не знаком с ней.
– Подростки включены в нее.
– Хорошо. Наверное, можно вклиниться в нее и начать хитростью и с умом изменять ее так, чтобы подростки этого не распознали и не отдалились от нас. Следует действовать постепенно, через людей, пользующихся популярностью у молодежи, различных знаменитостей. Их роль в процессе должна быть воспитательная, буквально ради «спасения душ». Пусть они общаются с детьми, переписываются, объясняют, участвуют в форумах. И тогда будет ясно, что у них есть более высокие ценности, чем у этих подростков. Так можно будет «приподнять» этих детей, занять чем-то другим, организовать кружки по интересам. На Facebook есть такое деление или все вперемешку?
– Все вперемешку.
– То есть, без всякого смысла?
– У каждого есть личный профиль. Если кто-то просится ко мне в друзья, я добавляю его, и мы можем переписываться, смотреть фотографии друг друга.
– Это приводит к физическому общению тоже?
– Как правило, нет.
– Чаще всего это заменяет непосредственное общение. Вплоть до того, что парень и девушка могут расстаться, просто написав сообщение. В нашей беседе один подросток сказал: вместо того, чтобы звонить и тратить час на телефонный разговор, можно просто написать, что ты мне надоел, и все.
– И чувствовать себя при этом защищенным?
– Да. Однако эта процедура болезненная. Многие родители недоумевают, куда пропали тепло, сердечность, внутренняя связь у детей? Результат как раз противоположный.
– Я не думаю, что на Facebook кто-то ищет тепло и сердечность. Это общение выглядит поверхностным и вешним, хотя подростки со мной не согласятся.
– Им этого достаточно.
– В том-то и дело: все только внешнее. Если фотография, то только красивая, если слова, то приятные. А если я хочу сказать что-то неприятное, Facebook значительно облегчает мне задачу. Все якобы происходит снаружи. С другой стороны, в ход совершенно свободно идут самые теплые слова.
– Исходя из того, что подобное общение является реальностью сегодняшних подростков, какой дополнительный элемент можно добавить в такие встречи, как были, скажем, у меня с молодежью, чтобы сказать: «Друзья! Давайте сделаем нечто иное»?
– Мы имеем дело с положительным явлением – я бы даже сказал, редкостным. Приятно слышать, что Facebook становится все более и более популярным.
– По численности Facebook занимает второе место в мире после Китая.
– Мир в мире.
– Это значит, что между людьми существует связь – искусственная, плохая, ниже всякой критики, но связь. И сообразно своей природе – эгоизму, который в них развивается, – эти молодые люди ощущают, что такова правильная форма объединения людей в наше время. Они не хотят знакомиться лично: у меня есть своя «ячейка» дома, на работе, и я так живу. Я покупаю продукты в супермаркете и возвращаюсь домой. У меня есть холодильник, кондиционер, стиральная машина – все что нужно. Еда из супермаркета почти готова к употреблению – я в полном порядке. А если моя природа требует от меня общаться с другими людьми, то я это делаю через Facebook.
– «Связь быстрого приготовления»?
– Не важно. Это вы так думаете, а для них это нормальная связь, больше которой не требуется. До такой степени, что парень и девушка большей частью знакомятся через переписку, а потом иногда встречаются. Видите, насколько требования эгоистического желания человека, обретают в новом поколении иное направление?! Требование тепла и объятий принимает иную форму: люди в большинстве случаев могут удовлетворить потребности друг друга через общение в Интернете. Это их успокаивает и наполняет. Ничего с этим не поделаешь. Я вижу это даже по себе: когда я звоню своей маме, которая живет в Канаде, мне достаточно короткого разговора. Нет той тяги, которая была раньше, к тому, чтобы находиться рядом. Сегодня мы, по всей видимости, переходим к иному виду близости: электронная связь сокращает и отменяет расстояние.
– В ней есть дыхание жизни.
– Верно. Хотя я не могу смотреть на Facebook глазами молодежи, но должен согласиться с этим фактом. Поэтому нам нужно думать о том, как вместе с этой новой сетью двигаться по направлению к цели природы. Правильное использование Facebook, несомненно, приведет нас к большому успеху. Я вижу в его развитии мощное средство распространения.
– В ходе беседы с подростками выяснилось, что даже будучи связанными через Facebook, они остро ощущают пустоту. Они сами говорят, что эта связь не настоящая, поверхностная, что в ней чего-то не хватает.
– Вот тут как раз есть возможность вмешаться и заполнить это ощущение пустоты. Выбора нет – данная сеть существует, и подростки хотят быть связанными именно так. Вместе с тем, они чувствуют, что ее необходимо наполнить чем-то более эмоциональным, горящим, животрепещущим.
– В этом и заключается мой вопрос. Что мы можем добавить, чтобы подростки почувствовали эту связь истинной, именно такой, которую они хотят?
– Я бы подбрасывал подросткам – как бросают спичку в стог сена – самые «горячие» темы для обсуждения, чтобы их «завести». Взял бы десять-пятнадцать человек из разных областей, с разными взглядами и подходом, обладающих разными характерами, чтобы они были «подстрекателями» и «провокаторами» в сети, пробуждали пусть даже в грубоватой и резкой форме различные вопросы. Это не обязательно должны быть высокие темы, можно говорить о самых обыденных вещах. Таким способом я бы пробуждал подростков и втягивал в дискуссии на темы, касающиеся возможности договориться друг с другом и объединиться. Пусть спорят и общаются, как они привыкли, но на темы, близкие к желаемому содержанию. Так мы сможем их воспитывать, чтобы привести к доброму, более высокому состоянию.
– Какие именно темы?
– Темы о смысле жизни, о причинах происходящего в мире. Почему все так происходит? Почему ты кого-то любишь, а кого-то нет? Почему к тебе относятся не так, как ты хочешь? Здесь и психология, и экология, и другие вещи. Можно даже повернуть подростков против взрослых.
– Для этого больших усилий не потребуется!
– Но необходимо, чтобы критика была конструктивной.
– Критика взрослых очень сильно выражена в подростковой среде, чего нельзя сказать о способности искать причину. Именно это нужно в них пробудить – осознание того, что явления имеют массу причин на самых разных уровнях. Часто подростки придают значение только тому, что видят, критикуя и отвергая все подряд. Они могут объяснить, почему не хотят того или другого, но сказать, чего им хочется, как этого достичь иначе, указать на причины, они не готовы.
– Тут есть над чем работать. Я, конечно, не подхожу для этой задачи, но чувствую, насколько важно изучать сеть Facebook и ощущать ее в той или иной мере через людей, для которых она является частью жизни.