ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 15 страница

– Именно это и нужно сделать! Давайте создадим фильм, чтобы каждый не оправдывался за свои действия, будто дает показания в суде. И тогда каждый отстранится от себя и станет в какой-то мере объективным.

– Он естественно должен быть объективным и объяснить свои действия. Тогда он также сможет сделать выводы и увидеть ситуацию со стороны. Выходит, другие дети играют происшествие?

– Да, иначе ребенку трудно что-либо услышать, ведь он погружен в ситуацию.

– Как правило, он занят своими чувствами. Но не отнесется ли он к ситуации, увиденной на сцене, просто как к театру, игре? Или у него есть роль, и он должен в точности объяснить актеру свои действия. Поэтому ему придется вспомнить, что было сначала и что потом, ведь он переносит это на сцену…

– Не беспокойтесь за детей. Они умеют входить в любое состояние и выходить из него, поскольку намного гибче нас. Если дети выдерживают постоянное давление нашего «воспитания», то честь и хвала им и их силе выживания. Поэтому я давал бы им играть все роли: и себя, и своего обидчика, и судью, и защитника. Он может также быть сторонним наблюдателем. То есть он должен видеть ситуацию со всех сторон. Нечто подобное вы сделали и увидели изменение: как у детей вдруг возникает понимание, что существует совершенно иной угол зрения на данное событие. Сначала им кажется, что существует только их взгляд. И вдруг они начинают слышать, что есть иные факты, что кто-то думает иначе. Почему он думает иначе? Дело не в том, прав я или нет, а в том, что есть правда, которая не совпадает с моей. Но это тоже правда.

– И тут они сталкиваются с проблемой толкования: что другой почувствовал и как это истолковал. В эпизоде, который мы сейчас увидим, ребенок изучает себя. Он применяет к себе рефлексию: вдруг я понимаю, что во мне что-то есть, но не знаю, как с этим справиться.

– Ребенок видит со стороны свой пример и начинает понимать, что это он. Образ ему не нравится, и тогда от безвыходности он начинает себя судить.

– Судить, но не обвинять, правильно?

– Конечно, нет. Он проиграл все образы и понял, что у каждого есть место в жизни. Теперь мы лишь учим, что с этим делать.

– Следовательно, наша роль – объяснить эти этапы? Нам еще многому нужно научиться.

Давайте посмотрим следующий фрагмент. В первом клипе шел разговор с одной группой, в то время как другая группа сидела в стороне и наблюдала. Затем наступила их очередь, и сейчас мы увидим объяснение одной из девочек со стороны якобы «обвиняемых».

«Девочка:Нам не разрешили войти в комнату, но разве это их комната? Меня это очень обидело. Я не хотела ссориться, но если я нервничаю, то не могу себя остановить.

Ведущий:Твоя мысль понятна: ты не хотела, но если нервы взвинчены, то ты не управляешь собой.

Девочка: Когда вулкан взрывается, его ничем не остановить. То же самое со мной. Если я вспыхиваю, то не могу себя погасить, мне необходимо время, чтобы успокоиться. А они продолжали меня раздражать несколько дней. Я пыталась взять себя в руки, но они продолжали меня обижать. Моя подруга стала меня защищать, а они сказали, что так мне и надо.

Ведущий:А почему их слова тебя обидели?

Девочка: Потому что я хочу быть равной им, а не ниже. Не имеет значения, что я младше их – я должна быть равной им в той же мере, а они не дают мне такой возможности. Я пыталась их убедить, а они только подзадоривали меня. Мне трудно!

Ведущий: Ты хочешь сказать, что тебе плохо, поскольку они дают тебе почувствовать, что ты им не равна?

Девочка:Да».

– В начале разговора, который не вошел в клип, она сказала, что когда спросили девочек из первой группы, что можно посоветовать самим себе, если отстраниться и посмотреть на происшествие со стороны, то она уже об этом подумала. И тогда она поняла, что в ней что-то есть, и это описала. Затем это продолжилось в общем обсуждении. Замечательное описание, не правда ли?

– Да. Это уже начало осознания зла. Она замечательно рассказала о том, как в ней вспыхивает гнев, и она не может себя остановить.

– Здесь есть также понимание процесса: она его знает и иногда успокаивается сама, но порой, как она говорит, это продолжается и продолжается! Я думаю, ей удалось этими словами объяснить то, что происходит со многими детьми, особенно мальчиками. Как хорошо, что у человека есть способность видеть себя со стороны, определить, что у меня есть проблема, с которой я не могу справиться! Это позволяет затем провести групповое обсуждение о том, каким образом мы все вместе можем ей помочь. «Взгляд со стороны» – вещь очень важная.

– Если мы запишем на видео много таких «взглядов со стороны», то их полезно смотреть и без последующих выводов: как дети говорят, как себя ведут, как настаивают на своем мнении просто от упрямства, раздраженности или желания добиться справедливости. Потом они увидят, что не всегда стоит быть справедливым. Видеть себя со стороны очень тяжело, но поучительно. Поэтому стоит это делать, и я думаю, что съемки и репетиции являются важной частью учебы.

– Стоит снять такую программу еще раз?

– Конечно. Ты снимаешь целую программу и даешь им домой – пусть посмотрят. А на следующий день – после того как они на себя насмотрелись – ты их снимаешь еще раз. И тогда, сравнивая два варианта поведения, можно увидеть, чего мы достигли только с помощью просмотра. Затем можно устроить обсуждение: показать оба примера и спросить, что они думают о происшествии, почему так произошло, как человек реагирует, что они почувствовали дома при первом просмотре и так далее. Будут такие, которые скажут, что ничего не почувствовали! Но они сами увидят, что ведут себя иначе.

– Такое обсуждение займет целый учебный день!

– Но кроме этого ничего не надо изучать из жизни. Воспитание – это все.

– В принципе, это социальное воспитание.

– Верно. И если помимо этого мы посвятим час-два изучению природы, то этого достаточно. После 10-12 лет учебы в школе человек выходит ни с чем, а так он хотя бы будет воспитан и снабжен основами знаний в разных областях. Поверьте мне, эти дети в возрасте 13-14 лет смогут поступать в ВУЗ. Их умственный коэффициент будет выше всех. Восприятие, аналитический подход, способность соединить вещи, увидеть себя со стороны даст им такое внутреннее развитие, что они поступят на любой факультет и приобретут любую специальность.

– Иными словами, обсуждение требует от ребенка много умений.

– Это развитие высшей ступени в человеке – «Человека в человеке».

– Способность описать проблему, задуматься, проанализировать – дети учатся многим вещам. К счастью, они могут также изучать, как себя вести, и тем самым развиваться.

– Параллельно этой форме я бы иногда создавал ситуации, в которых дети действуют вместе со взрослыми. Увидев, что взрослые и подростки тоже сталкиваются с различными проблемами и трудностями, они поймут, что их занятия серьезные, помогающие стать большими. Это придаст ценность и уважение тому, что мы сейчас им передаем. Они увидят, что этим очищают свою жизнь от ненужной шелухи. Им останется только расти над человеческим уровнем. Когда после нескольких лет, проведенных в нашей школе, они войдут в жизнь, то будут уже сформированы. Специальностью они овладеют с легкостью, потому что знают, как подойти к любому явлению. Остается лишь быть Человеком в высшем понимании. Видите, как от небольшого действия, длящегося час-полтора, дети уже начинают входить в этот процесс.

– Я только хотела бы понять, чем это обсуждение отличается от процессов установления связи, принятых в обычной школе. Там тоже поняли, что дети не умеют говорить друг с другом, и назвали эту проблему «налаживанием связи». Детям предлагают поговорить друг с другом и затем показать, к какому согласию они пришли. Им очень трудно это сделать.

– Конечно, ведь их этому не учат. Дети там обязаны сидеть вместе с взрослыми, и взрослые должны показывать им их слабости. А нужно находиться на одном уровне с детьми: подростки должны быть вместе с малышами, молодежь – с подростками, а взрослые – с молодежью. Но самым главным является вопрос «зачем мы это делаем?» Здесь есть дополнительная ценность, которую они должны получить от нас: нам, взрослым, это очень важно. Если мы говорим о детях 8-10 лет, то приведите в их группу несколько подростков 13-14 лет, пусть с ними занимаются. Увидите, что младшие слушают их с открытым ртом.

– Они впечатляют их больше, чем мы.

– Разумеется, ведь мы для них просто «мебель».

– Поэтому они согласятся и подумать тоже.

– Верно. Со своей стороны мы должны обеспечить их различными средствами и стимулами, чтобы максимально подействовать на детей. Не знаю, практикуют ли в обычной школе смену ролей и съемку, но мы, кроме этого, говорим также о глобальном воспитании. Мы хотим показать детям во всех случаях – особенно, если это передается детьми постарше, – что мир круглый, связанный, не такой, каким мы его видим. Все находятся вместе, зависят друг от друга, а потому нам стоит так относиться к себе и миру. Если это придет от старших детей, то младшие хотя бы услышат и постепенно, капля за каплей, впитают. Этот подход, по сути, выше их. Он также выше нас, но это называется воздействием окружения: окружение укореняет в человеке некий факт.

– Потому что все время его повторяет?

– И потому, что повторяет, и потому, что ценит. Человек принимает явление, уважаемое окружением, как факт.

– Мы знаем, что так происходит и с взрослыми. Они принимают повторяющиеся идеи, даже если они ошибочны.

– Верно. Поэтому в такой форме мы должны приучить детей к мысли, что мир глобален.

– Вы думаете, что дети 10-12 лет могут почувствовать связь со своими сверстниками, живущими в других странах и говорящими на разных языках, только потому, что видят их на экране монитора?

– Конечно! Я видел, как мои дочери воспринимали истории, показанные по телевидению или в театре. Если вы покажете эти примеры детям через Интернет или телевидение, то они будут полностью солидарны с происходящим на экране.

– Приятно видеть, что везде происходит то же самое – независимо от языка и внешних обстоятельств.

– Можно провести вокруг этого мировое обсуждение: кто солидарен с одной группой, кто с другой. И судить согласно общему голосованию. Тысячи пошлют свои отзывы.

– Отзывы – это буквально опрос! Можно даже устроить соревнование! И чтобы весь мир присылал предложения для решения. Давайте посмотрим еще один клип.

«Ведущий: Сейчас каждый попытается выйти из своей роли и попробует посмотреть на всю ситуацию со стороны. Будто это случилось не с нами, нет судей, и мы никого не судим. Мы просто хотим понять, что можно вынести из этого обсуждения. Мне бы хотелось, чтобы вы подумали о вопросе распределения ролей: что это такое, чем вы управляли, было ли у всех достаточное понимание того, что они должны делать и почему. И второе: что такое взрыв гнева, которым трудно управлять? Может быть, мы можем что-то сделать, чтобы таких взрывов было меньше? Что мы все сделали не правильно?

Первая девочка: Каждая из нас хотела управлять проектом.

Ведущий:Что такое есть в нас, что толкает управлять, властвовать?

Вторая девочка:Ощущение, что я лучше всех. Это желание, которое в тебе есть.

Ведущий:Желание хорошее?

Девочка: Нет.

Ведущий:Это то самое желание, которое заставило тебя потерять власть над собой? Подумай над этим.

Третья девочка:Мне кажется, что да. Мы не обращали внимания на раздражительность подруги, и этим ее обидели.

Ведущий: Что мы должны сделать, чтобы такое не повторилось?

Первая девочка: Мы должны сотрудничать и распределять роли по желанию.

Ведущий: Сотрудничество будет сильнее наших свойств?

Вторая девочка:Да. Мы не принимали во внимание желание подруг».

– Это обсуждение продолжалось, и один из ребят предложил поменяться ролями, как мы здесь говорили. Приятно видеть, что атмосфера обсуждения в корне изменилась.

– Прежде всего, они сидят иначе – в кругу.

– Да, эта форма, безусловно, помогает: вдруг все оказываются равными, а не так, как за столом. Кроме того, как только ты начинаешь думать о себе со стороны, то понимаешь другого. И вдруг оказывается, что оба правы, а не один. Когда ребенок описывает свои внутренние ощущения, то хочется ему помочь. И тогда атмосфера становится очень приятной, ведь они начали с взаимных обвинений. Изменению атмосферы помогает то, что они сидят в кругу? А если бы они изначально так сидели, тоже был бы такой эффект?

– Нет, стоит все-таки подчеркнуть этот момент, ведь мы хотим познать природу человека и исправить ее. Поэтому крайние точки нужно выделить, иначе на чем будем учиться? Попробуйте потом вернуть их к той форме, в которой они начали обсуждение, сидя за столами! Они будут сопротивляться изо всех сил! Стоит на это посмотреть! Если вы этого не сделали, то попробуйте.

– Примем это как задание для будущих программ. Сегодня мы говорили о том, как сделать обсуждение максимально эффективным. Нужно давать детям возможность смотреть на себя со стороны. Это очень важный процесс, и ему следует учиться. Мы должны говорить о том, для чего это делаем, и привлекать к сотрудничеству старших детей, чтобы помогли младшим понять общую картину мира, в котором они находятся. Дети должны знать, что занимаются важным делом, ведь способность к анализу и обсуждению насущна для жизни. Мы получили много полезных советов и вариантов проведения таких обсуждений и постараемся их применить.

Старшие воспитывают младших

–С

ейчас мы вместе попробуем выяснить беспокоящие нас вопросы, выйти на новое направление, новый путь и новые веяния во всем, что относится к воспитанию наших детей. И сегодня мы сосредоточимся на новом направлении, которое получило название: «Старшие воспитывают младших», потому что, в сущности, в этом и скрыто решение проблемы, как нам из старших детей подготовить воспитателей для младших.

В предыдущих беседах Вы говорили, что нужно дать возможность одним детям воспитывать других, но не вдавались в подробности. Мне это показалось немного похожим на программы, которые в некоторой мере присутствуют в традиционной системе воспитания. Например, берут детей из шестого класса (детей из меньших классов не считают достаточно взрослыми), чтобы в школе немного помочь детям в учебе (один час в неделю) или поиграть с младшими детьми.

И действительно я обратила внимание, что у вас реализуется очень необычная программа, в которой старшие дети проводят обсуждения с младшими. По собственной инициативе старшие могут вносить разные идеи, они также говорят с младшими о жизни, а не просто играют с ними и помогают. На данный момент это реально существует, и это нечто совершенно иное.

– Нам еще потребуется найти правильную пропорцию, чтобы распределить время ребенка, не в школе (я даже не могу назвать это школой), а когда он находится в группе, в нашей системе воспитания. Часть времени будет посвящена получению информации, учебе, какую-то часть времени он будет находиться в подходящей ему среде, и часть времени – с более старшими детьми.

– Получается, что ребенок в течение дня находится в разных группах.

– Возможно. В любом случае он должен учиться. И нам нужно стараться организовать как можно больше занятий на природе, на предприятиях, в музеях, – дети не должны сидеть перед учебной доской в классе.

– Учеба должна быть не пассивной, а впечатляющей и динамичной.

– Именно такой мне представляется учеба. Этим будет занята треть всего времени. Еще одну треть займут их обсуждения, в которых примет участие инструктор, которому придется немного отойти на второй план, чтобы дети могли самостоятельно разбираться в своих проблемах.

– Их также нужно учить, как это делать.

– И дети должны делать это совершенно самостоятельно?

– Нет, инструктор может там присутствовать, но ему нужно быть на уровне детей, и это действительно искусство. Он должен знать, как в скрытой форме вносить в обсуждение коррективы, чтобы они этого не почувствовали и не поняли, а также не давать им уйти в направлении, ведущем в тупик. А третью часть или 20% времени их должны воспитывать старшие дети. Разница в возрасте между ними может быть в 2-3 года.

Если, скажем, мы предложим кому-то из старших детей объяснить младшим какую-то тему по физике, – знаете, какой от этого будет эффект? Как это подстегнет ребенка выучить материал, чтобы передать его младшим! И в каком восхищении будут смотреть на него младшие дети – какой он большой и взрослый!

Поэтому я считаю, что на их встречу следует отвести от 20 до 30 процентов времени. Получается, что с помощью таких уроков мы воспитываем старших по возрасту детей становиться влиятельными и взрослыми. И вместе с тем, младшие получают прекрасный пример для подражания от старших братьев.

Нужно лишь подготовить их. И благодаря этому мы увидим самую эффективную часть воспитания – как старших, так и младших.

– Почему Вам это кажется настолько важным?

– Старшие захотят быть влиятельными и значительными, и тем временем они будут говорить о правильных вещах. Ведь сказано, что от «ради себя» приходят к «ради других». И когда младшие дети видят старших, они считают их действительно взрослыми (потому что инструктор для них – это просто автомат). А тот, кто уже на 2-3 года их старше, старший брат, является для них авторитетом в любом вопросе, они идут за ним, что называется, «с закрытыми глазами». Поэтому, когда младшие идут за ребенком, подающим им хороший пример, – это прекрасно.

– Мы предложили мальчикам 11-12 лет провести с младшими детьми обсуждение. У меня не было достаточно времени помочь им подготовиться, и они подготовили все сами. Сначала младшим детям предложили поднять огромную кастрюлю, наполненную водой, и в качестве приза было выбрано их любимое лакомство – шоколад. Никто из них не справился в одиночку, и тогда они единодушно решили сделать это вместе. После того, как все вместе успешно подняли тяжелую кастрюлю, они поделились впечатлениями о том, как каждый из них прошел этот своеобразный тест.

– Очень интересно, хороший пример. В этом тесте вы дали детям возможность проявить очень важные качества.

– Значит, в возрасте 7-8 лет ребенок уже может обратить внимание, когда он хочет что-то для себя, а когда для других.

– Они уже могут анализировать: «Почему я хотел поднять тяжесть сам? – Чтобы получить шоколад».

– Чтобы только я получил и никто другой.

– Но теперь я знаю, что не могу выполнить это в одиночку и должен поделиться шоколадом с остальными. Как я поступлю в похожей ситуации в следующий раз? Пойду ли я изначально на то, чтобы разделить шоколад со всеми или попробую справиться сам? Скажем, я могу поднять тяжелый предмет сам и получу за это шоколад. Стоит ли мне сделать это самому или вместе со всеми?

– Вы бы дали ему возможность выбрать?

– Мы можем дать им понять, что такая возможность существует.

– Это не может принести ребенку какой-нибудь вред? Не отнимет ли это у него право выбора? Ведь когда младший ребенок видит старшего, ему хочется быть таким же, как он. И если он станет таким, то это лишает его возможности сделать свой выбор стать каким-то другим.

– Выбор как раз состоит именно в этом: учиться у правильного окружения. Иного выбора у нас нет. Мы не можем жить в пустоте. Что означает, что я развиваюсь самостоятельно? За счет того, что у меня есть внутри? Так там есть лишь мое эго и побуждения к разным наслаждениям. Мне не известно, кто я и что я. Я – словно мальчик Маугли из джунглей. Что из меня получится? Мы всегда развиваемся в соответствии с окружающей средой, а здесь нам дают среду, которая является для нас хорошим примером.

– Но если мы поместим их в плохую среду, то дети могут выбрать ее.

– Выбора нет: в какую среду человек вошел, таким он и становится, выходит из нее, как с конвейера.

– Сегодня существует огромный выбор, и в системе воспитания очень надеются, что если для детей все будет очень открыто, то так ребенок научится делать свой выбор.

– Ребенок научится выбирать?

– Именно так. Детям дается возможность выбора, и мы видим, что они очень запутаны.

– На основании чего Вы считаете, что ребенок умеет выбирать? Я этого не понимаю. Разве человек может сделать выбор? Взрослые люди не умеют делать правильный выбор, так что уже говорить о детях?

– Мы можем видеть, сколько времени порой занимает у взрослых принять решение: чего они хотят в жизни?

– Даже выбрать сорт кукурузных хлопьев в супермаркете…

– Вот именно!

– Согласно интегральному воспитанию ребенок находится под влиянием взрослых до 20 лет только лишь по той причине, что именно взрослый может дать ему хорошую среду для воспитания. И я как отец все время беспокоюсь, в какой среде будет находиться мой ребенок. Только это для меня важно. Так я беспокоился о своих детях. По той же причине мы заботимся и об этих детях.

– Как Вы считаете, в какой форме должно проходить обсуждение?

– Это не важно. То, что они высказывают свое мнение и «варятся в этой кастрюле», – это уже хорошо. Их мозг уже работает в правильном направлении: соединиться вместе или нет? Стоит ли получить шоколад? Зачем это делать и для чего? Мог ли я это сделать сам? – Нет. А вместе? – Да. Как быть: сделать это вместе и получить только часть шоколада или стоит остаться самому и добиться успеха? Даже взрослый не думает о таких вещах, он думает автоматически согласно своему узкоэгоистическому мышлению. А здесь он расширяет его и входит в прекрасную большую коммуникацию со всей средой. Это очень важно и способствует внутреннему развитию человека. В этом суть человека, имеющегося в нас, ведь он является общественным созданием. И таким путем ты вводишь его в правильную связь с окружением. Если он вырастет в такой среде, то потом сможет везде устроиться. К тому же с ним будет удобно окружающим.

– Вы говорите, что ребенок – это общественное создание.

– Мы уже изначально созданы природой общественными созданиями. У каждого вида в природе есть своя стая, своя семья на какое-то время. Исключение составляют некоторые птицы и волки, имеющие постоянную пару на всю жизнь. Все остальные животные спариваются только на период размножения. Люди же являются общественными созданиями, нуждающимися в общественной жизни, которая обеспечит каждому из нас свою жизнь и средства к существованию по принципу: я – для всех, и все – для меня. Сегодня мы не можем существовать в мире по иному принципу. Мы зависимы друг от друга во всем.

– Но Вы говорите, что умение обсуждать можно развить у ребенка в очень юном возрасте.

– Можно развить зависимость, участие, умение уступать и проверять отношения со всеми. Если все мы – составные части одного механизма и не в силах хорошо устроиться в жизни без его внутренней гармонии, то, благодаря такой работе с детьми, мы готовим хороших людей для будущего человечества.

– Получается, что умение ребенка устроиться в жизни в будущем зависит от его умения ладить с окружением, в котором он находится.

– Это зависит от его умения ладить с любым окружением, потому что, в конечном счете, всему человечеству потребуется принять единую модель, ведь мы находимся в интегральной системе.

– А без этого у него нет будущего?

– Нет.

– На вопрос: «Почему мы должны быть товарищами?» дети давали очень естественные ответы: если ты сталкиваешься с трудностями, товарищ может тебе помочь, или если ты находишься вместе с друзьями, то уже ничего не боишься и чувствуешь их поддержку. Они уже не представляют, как может быть, что они не будут вместе. Дети теперь не представляют иной реальности, они уже облачились в эту модель.

– Дети усвоили, что делать все вместе – это хорошо.

– И это действительно хорошо, и к такой модели нужно прийти.

– Во-первых, – это верно, это естественно, и обязательно для всех. А во-вторых, ребенок естественным образом видит, в чем его выигрыш, кто дает ему уверенность, и он ищет подходящее ему общество. Вопрос лишь в том, какой тип общества он ищет?

– На одном из занятий мы дали задание инструкторам выяснить у детей, почему стоит объединяться. А если кто-то не желает делать это, как его переубедить? И дети ответили, что нужно предложить этому ребенку присоединиться к группе детей, играющих вместе, и тогда он получит в тысячу раз большее удовольствие, чем, если бы он играл сам. Но, как сказал один из них, объяснить это словами невозможно, потому что это нужно почувствовать самому. Я хотел бы узнать, если подводить детей к такому выяснению и немного ««загонять их в угол», – это для них хорошо? У меня возникают сомнения, является ли такой подход правильным, не «сломается» ли ребенок?

– Диалог должен быть насколько это возможно открытым. Кроме того, нужно дать детям просмотреть запись урока, чтобы они увидели, как они отвечали на вопросы раньше. А после этого продолжить обсуждение и дать им возможность поправить себя. Ведь, когда человек видит себя со стороны, он уже оценивает как самого себя, так и других, иначе. А затем нужно дать им возможность вернуться к прежнему обсуждению и снова показать им видеозапись с их участием, и так они с каждым разом будут поднимать уровень обсуждения и достигнут такой высоты, которую даже трудно представить.

– Им нужно что-то объяснять или просто дать просмотреть запись?

– Не нужно объяснений, дай им самостоятельно развиваться. Следует только напомнить, с чего начался разговор, потому что иногда они уже это не помнят.

– Фактически выяснения происходят как между младшими детьми, так и у старших детей внутри, потому что они проходят это обсуждение внутри себя.

– Разумеется.

– И во время подготовки они продумывают, как это объяснить ребенку. Инструкторы также встречаются с этими детьми до обсуждения и готовят их. Мне кажется, что они даже попросили их не стараться поднять эту кастрюлю, – иначе не получится выяснение.

– И каждый из них должен был попытаться поднять тяжелую кастрюлю и почувствовать это, не так ли?

– Верно.

– Суть дела в том, что это также чувственное воспитание, потому что много говорится об ощущениях: что я чувствую, как я буду чувствовать по-другому?

– Воспитание должно быть только на уровне чувств. Ребенок обязан это пройти.

– Сегодня не принято говорить о таких вещах. Исключение составляют лишь краткие беседы с родителями. Просто прекрасно, что можно поговорить с группой детей о том, что они чувствуют!

– Если восприятие не проходит через чувства – всю суть человека, то это уже не воспитание, от него уже ничего не остается.

– Получается, если учеба не впечатляет, то все остается на уровне знаний?

– Я обязан получить от нее такое впечатление, чтобы у меня осталось воспоминание, и, исходя из этих воспоминаний, я действую дальше.

– Как-то я слышала, Вы говорили о противоположности знания и раскрытия. В чем разница между тем, что я почувствую сама, и знанием, которое у меня есть и остается теоретическим?

– Просто знания не бывает. Мы не говорили о том, как учить физику, математику и другие точные науки, которые тоже нужно провести через обсуждение и внутреннее, чувственное восприятие.

– Но это же абстрактно.

– Проблема и состоит в том, что это не абстрактно. Почему же это абстрактно? Мы наблюдаем за явлениями природы, и если, скажем, я беру кислоту и соединяю ее с другим реактивом, или поднимаю в воздух два килограмма груза, или же смешиваю какие-то газы, – любое явление можно перевести в чувственное восприятие. И тогда это записывается в человеке, и от всех форм развития природы: неживой, растительной, животной и человека, от разных процессов, происходящих в оптике, механике, биологии, зоологии или ботанике, он получает чувственное восприятие. Человек обязан ощутить, как внутри него это происходит. И если он входит в этот процесс, то становится человеком внутри своего мира.

– Это связывает его с миром? У него формируется некое иное понимание?

– Да, он понимает, что принимает и чувствует все эти законы, и они проходят по нему.

– Значит, после этого он будет меньше разрушать мир?

– Да, но, кроме того, он обретет единую форму всей природы, которая отражает единство всего мира и не делится на физику, химию, биологию и зоологию. Это мы сами так его разделяем, но, в сущности, это цельная картина, которую мы нарезаем на такие пласты, потому что так удобнее ее воспринимать. Мы не можем быть универсальными учеными, чтобы получить полное восприятие, но это ведет нас к интегральному взгляду.

– А как быть с тем, что после первого объяснения ребенку, ситуация выглядит так, будто он говорит лозунгами, отвечает теми же словами, которые были в объяснении, то есть пока еще не переживает это впечатление? Скажем, ему говорили, что когда что-то делаешь вместе с другими – это намного лучше, чем одному. И он отвечает, что вместе – лучше.

– Так начни с ними упражняться. И свою, казалось бы, сухую и бессмысленную фразу попробуй пропустить через разные впечатления, чтобы в конце урока он понял, что ты передаешь ему особый закон, существующий в природе и в обществе. А согласно этому закону при соединении частей вместе (1+1+1+…) получается большая сильная масса.

– И тогда возникает вопрос, который обычно поднимают родители и воспитатели, о том, что ты растишь ребенка в каком-то закрытом мире и учишь, что быть вместе – это намного лучше, и таков закон природы, а затем ребенок выходит на улицу и попадает в джунгли. Как ему правильно связать два этих мира?

Наши рекомендации