Праздник –Огромное значение???
Социокультурные механизмы и среда воспроизводства личности
Культура русского народа - это слепок внутреннего состояния, душевных и духовных потребностей и устремлений. Цель и задача этих устремлений – сопротивление духовной энтропии мира.
Полагая это за основу, русский народ утверждал себя во времени и пространстве. В каждый исторический период он стремился к построению уклада жизни и осознанию бытия, согласуя его с Идеалом, заложенным изначально.
Становление человека как полноценной личности, причастной к истории народа, способной к дальнейшему развитию, возможно при условии наследования опыта жизни, верной духовной ориентации на Идеал.
Здесь в полной мере реализует свое корневое начало Культура.
Знания об Образовании человека - восприятии им Образа Идеала, пространственные и временные характеристики жизни, законы природы и общества кристаллизовались в передаче накопленного опыта, и явились основой (ТВОРЧЕСТВА?) создания поэтических, пластических и других форм кодирования информации. Эта информация и является предметом трансляции от одного поколения к другому. Для качественной передачи знаний необходимо создание определенных благоприятных условий трансляции культурного наследия и механизмы, посредством которых оно бы передавалось. Наиболее естественным условием является образование и воспитание человека в замкнутой пространственно - временной Среде, где внешние влияния ограничены.
Каждая Среда является социальным институтом с отработанной системой непрерывного и последовательного образования, воспитания и обучения человека, с индивидуальным подходом, учетом возрастных и других особенностей личности.
Основа передачи знаний в Среде - не простое изучение, а проживание. Человек не отделяет себя от объекта исследования, не обезличивается, а стремится определить себя в духовной связи с объектом, принимает на себя всю меру ответственности за вхождение в контакт. В этом различие потребительского подхода к знанию, основанного на безверии и мнимом неучастии, и мира деятельного знания, определяющего себя в духовных координатах.
В представляемых нами Средах происходит трансляция культурного наследия народа.
Мы рассмотрим некоторые механизмы такой передачи и ценностное содержание предмета передачи.
Заметим, что данное представление нами материала нестрогое, расположено ближе к психосоциальным этюдам на данную тему.
Семья
Родимый дом - форма конкретно-образного пространства расположения семейной среды передачи культурного наследия, индивидуально значимое и важное.
В каждом доме и у каждой семьи свой Уклад, т.е. система и распорядок внутреннего устройства жизни, приоритет которого выше общественного, но стремится быть с ним в согласии.
Уклад - это форма сохранения внутреннего пространства семьи. Если членов семьи ничто, кроме совместного проживания, не объединяет и интересы каждого вне семейного круга, то семья существует формально.
Если нет уклада, нет и семьи, есть лишь один сплошной набор случайных встреч.
Как бы то ни было, Уклад - только оболочка, самой главной ценностью семьи и основой для передачи является Любовь и особая теплота.
Набранный потенциал светлых отношений человек понесет далее по своей жизни вплоть до создания собственной семьи, где, реализуя его, замкнет круг передачи наследия.
Культура характеризует нам семейную среду деятельным взаимоучастием в жизни другого, ориентированностью друг на друга, умением слушать и прислушиваться к другому, сочувствовать и уступать.
Отеческая забота естественным образом проявляется в ответном послушании других членов семьи.
Наиболее близкое и тесное родство располагает к постоянному психологическому взаимовлиянию. И если в семейных отношениях нет любви, послушания и уступчивости проблемы, зачастую, переходят в круг психопатий, выйти из которого очень трудно.
Послушание и уступчивость хорошие спутники здравомыслию на пути воспитания и образования нового человека.
Любовь и согласие внутри семьи дают начало любви и за пределами дома, распространяясь на род и общину.
Управляется Уклад жизни, словом, настраивающим всю систему на Лад. Слово - в разговоре, просьбе, пожелании. Слово пословицы и поговорки своим объемом и концентрацией информации подобно скорой помощи. Слово предания доносит знание о мироустройстве, славной истории Отечества «Откуда есть и пошла земля Русская». Слово сказки задает уроки – модели «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Проживая Урок сказки, человек сравнивает свой внутренний мир с духовно-нравственными требованиями сказочного, определяет свою готовность к самостоятельным и реальным поступкам в мире действительном.
Мир, община.
Община – это традиционная форма русского социального устройства. Она осмыслена в духе христианского вероучения, и представляет из себя среду, принципы поведения в которой обусловлены законами правды и совести.
Жизнь по Правде требовала ясности и открытости. Как на ладони был каждый человек в общине. Да и чего таится, коли живешь по чести, да по совести.
Жизнь общины вообще не терпела скрытности, неясных и порожних слов, мудреных жестов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот днем. Господь всеведущ, да и люди рано или поздно все узнают. Молва, как известно, впереди человека бежит.
Общине присущ особый механизм, - коллективная, соборная совесть. Действенность такого механизма для воспитания духовного мира человека показала русская история. Оторваться от общины или быть изгнанным из нее было для русского человека равносильно смерти или даже хуже нее. Изгнание было самой сильной и крайней мерой общинного суда. Ведь (ВЫГНАЛИ) из*гой(ЕВ) не только прерывал экономические связи с общиной, но и лишался духовной поддержки и всякого заступничества общины.
Именно на соборной совести, построен обычай полюбовного решения вопросов - обычное право, где спорные вопросы решаются на основании религиозно – нравственныхкатегорий правды и совести. Отсюда естественное желание русского человека держаться общинного социального устройства.
Общинная жизнь особенно ярко проявляла себя в среде праздника.
Праздник –Огромное значение???
Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.
Среда коллективной жизни, где временные и пространственные составляющие изменяются по отношению к обыденным.
Время летит незаметно, вот оно начало праздника и уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого, люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни и только в лучших отношениях.
Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал.
Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения.
Умение создавать праздник - мастерство и искусство. Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести.
Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические.
Искренность в детстве естественная, возвращается ко многим, становится возможной именно во время праздника.
Комплексы поведения, приобретенные взрослой серьезностью или неосторожным словом, взглядом, снимаются в такой обстановке.
Человек начинает общаться на разных языках культуры, в обыденной жизни мало используемых. Это темп и ритм музыки, пластика движений в пляске, танце. Слово в различной форме: разговор, предание, пословица и т.д. Краски и формы национального костюма. Звук, интонация и слово песни, где история народа оживает звучащим словом и запечатлевается в сердцах.
В среде праздника культура непринужденно перетекает от одного человека к другому, наделяя каждого недостающим умением. Человек, ободренный общим благорасположением, раскрывается и за короткий срок, находясь в благоприятной среде, перенимает целую систему ориентации в окружающем мире и знании о нем.
Помочи
Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник.
Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой.
Так строили церкви, дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».
Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара.
На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью (РАСКРЫТЬ НОВОЕ???).
Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей.
Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.