Психологическая характеристика общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга

Основные функции общения:

1. Информационно-коммуникативная - передача и обмен инфор­мации;

2. Регуляторно-коммуникативная - регуляция деятельности и поведения;

3. Аффективно-коммуникативная - передача и обмен внутренне­го эмоционального отношения к кому-либо или к чему-либо.

Многообразные отношения с другими людьми реализуются в разных видах общения, которые классифицируются по двум основным критериям - это функции и характер проявления отношений. В зависимости от функции различают: формальное общение - регламентировано по содержанию и форме; неформальное - обусловлено личными отношениями. По проявлению отношений выделяют общение: социально ориентированное (доклад, лекция); групповое предметно ориентированное (общение в процессе учебы, труда) и личностно ориентированное (общение одного человека с другим.

Можно также выделить следующие виды (уровни) общения:

1) "контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполняются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

2) примитивный - когда оценивают человека как нужный или мешающий объект: если нужно, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнуть. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, агрессии и т.д.;

3) формально-ролевое - когда регламентированы и содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое - когда учитываются особенности личности, характера, но интересы дела более значимы;

5) духовное - когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет по движениям и т.д.;

6) манипулятивное - направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание и т.д.).

уровни общения:

1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

Коммуникация означает обмен информацией. В качестве инфор­мации могут выступать идеи, мысли, чувства, события и др. Инфор­мация передается с помощью двух основных средств общения: вер­бального и невербального. Вербальные средства общения - это язык, речь (устная и письменная). Коммуникативный процесс строится по схеме: А Б, где А- коммуникатор, который передает информацию, Б -респондент, принимающий информацию. Но респондент не только принимает информацию, он ее перерабатывает, анализирует, осмыс­ливает, и только после этого сам начинает выступать в роли комму­никатора. То есть, общение - это процесс взаимного обмена инфор­мацией. Передаваемая информация, как правило, кодируется на оп­ределенный язык. В процессе общения важно говорить на одном язы­ке в смысле взаимопонимания или, другими словами, необходимо уметь подстроится под аналоговое восприятия своего партнера по коммуникации. В противном случае взаимопонимание между людь­ми отсутствует.

Интеракция, или межличностное взаимодействие, есть совокуп­ность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействую­щих людей ожиданиям друг друга. В межличностном взаимодействии можно выделить два взаимосвязанных компонента: внутренний или, отношение к другому человеку, и внешний, или общение, в котором отношение к другим людям проявляется по-разному.

Межличностная перцепция означает восприятие человека чело­веком, в ходе которого происходит познание не только других лю­дей, но и самого себя. В психологии выделяют следующие основные механизмы межличностной перцепции:

- идентификация - отождествление себя с другим или умение поставить себя на место другого человека;

- эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию другим людям;

- рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимают

окружающие люди;

- каузальная атрибуция - причинное объяснение поступков дру­гого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;

- стереотипизация - классификация форм поведения и интерпре­тация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:


- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Наши рекомендации