Психологическая характеристика общения
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга
Основные функции общения:
1. Информационно-коммуникативная - передача и обмен информации;
2. Регуляторно-коммуникативная - регуляция деятельности и поведения;
3. Аффективно-коммуникативная - передача и обмен внутреннего эмоционального отношения к кому-либо или к чему-либо.
Многообразные отношения с другими людьми реализуются в разных видах общения, которые классифицируются по двум основным критериям - это функции и характер проявления отношений. В зависимости от функции различают: формальное общение - регламентировано по содержанию и форме; неформальное - обусловлено личными отношениями. По проявлению отношений выделяют общение: социально ориентированное (доклад, лекция); групповое предметно ориентированное (общение в процессе учебы, труда) и личностно ориентированное (общение одного человека с другим.
Можно также выделить следующие виды (уровни) общения:
1) "контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполняются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т.д.);
2) примитивный - когда оценивают человека как нужный или мешающий объект: если нужно, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнуть. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, агрессии и т.д.;
3) формально-ролевое - когда регламентированы и содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
4) деловое - когда учитываются особенности личности, характера, но интересы дела более значимы;
5) духовное - когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет по движениям и т.д.;
6) манипулятивное - направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание и т.д.).
уровни общения:
1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.
2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержательной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.
3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и- для других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной
Коммуникация означает обмен информацией. В качестве информации могут выступать идеи, мысли, чувства, события и др. Информация передается с помощью двух основных средств общения: вербального и невербального. Вербальные средства общения - это язык, речь (устная и письменная). Коммуникативный процесс строится по схеме: А Б, где А- коммуникатор, который передает информацию, Б -респондент, принимающий информацию. Но респондент не только принимает информацию, он ее перерабатывает, анализирует, осмысливает, и только после этого сам начинает выступать в роли коммуникатора. То есть, общение - это процесс взаимного обмена информацией. Передаваемая информация, как правило, кодируется на определенный язык. В процессе общения важно говорить на одном языке в смысле взаимопонимания или, другими словами, необходимо уметь подстроится под аналоговое восприятия своего партнера по коммуникации. В противном случае взаимопонимание между людьми отсутствует.
Интеракция, или межличностное взаимодействие, есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В межличностном взаимодействии можно выделить два взаимосвязанных компонента: внутренний или, отношение к другому человеку, и внешний, или общение, в котором отношение к другим людям проявляется по-разному.
Межличностная перцепция означает восприятие человека человеком, в ходе которого происходит познание не только других людей, но и самого себя. В психологии выделяют следующие основные механизмы межличностной перцепции:
- идентификация - отождествление себя с другим или умение поставить себя на место другого человека;
- эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию другим людям;
- рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимают
окружающие люди;
- каузальная атрибуция - причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;
- стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.
Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.
Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.
Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.
Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.
Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.
Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.
Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.
Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.
Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.