Опыт психологической практики

Профессиональный тренинг взаимодействия в сложных ситуациях

С середины 60-х годов в области профессионального тренинга известна система Р.Блейка. Она основана на предположении, что всякий стиль руководителя может быть разложен на две составляющие: направленность на дело и на людей, на группу. Обе составляющие всегда есть в любом стиле, но в разной степени. В зависимости от степени, меры каждой составляющей Блейк выделил пять стилей. Если в состав команды входят профессионалы достаточно высокой квалификации, то они способны решать достаточно сложные задачи. Ошибки случаются нечасто. Решения, как правило, заканчиваются успехом, но даже при достигнутом успешном исходе качество результата может быть либо относительно низким, либо, при сосредоточении общих усилий и хорошей координации действий, очень высоким. Результат зависит от усилий команды и стиля поведения командира.

В о п р о с н и к

Стиль 1.1

Сбор информации

Я изучаю факты, стараюсь понять смысл решений и разных мнений, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.

Я всегда стараюсь убедиться, что никто из моих подчиненных не совершил ошибки.

Я делаю свои собственные выводы, стараюсь понять и четко определить саму задачу и те действия, которые необходимы для ее решения. Идеи, мнения и соображения подчиненных меня не интересуют.

Отстаивание мнения

.

Я настаиваю на правильности моего мнения, моих действий и моих идей, даже если для этого приходится отвергнуть взгляды других людей (моих подчиненных или ближайших коллег).

Кратко и прямо, не обращая внимания на их переживания, я говорю людям то, что они должны знать.

Конфликт

Мои распоряжения должны быть выполнены без обсуждений и без малейших отклонений. Мое мнение - приказ для подчиненного.

Я стараюсь подавить возникший конфликт или взять верх.

Я всегда до конца отстаиваю свою позицию.

Оценка и критика

Я подмечаю каждый промах сотрудников, чтобы точно установить, кто виноват в случившемся.

Промахи и ошибки подчиненного я рассматриваю как результат плохого отношения к работе - неподготовленности и халатности.

Мой принцип: нужно найти и наказать виновного, чтобы впредь он был повнимательнее.

Поиск решения

Я придаю большое значение собственным решениям и редко поддаюсь влиянию других людей.

Я слышу только сообщения подчиненных, которые способствуют моей работе, и никогда не реагирую на информацию, которая может отрицательно повлиять на мои действия.

Я не принимаю в расчет негативные оценки моих решений подчиненными.

Стиль 1.9

Сбор информации

Я сравниваю свои действия с действиями подчиненных и других членов коллектива, чтобы убедиться, что нам удалось прийти к полному согласию относительно характера возникшей проблемы.

Я всегда стараюсь найти реальные доказательства того, что все идет как надо.

Отстаивание мнения

Чтобы поддержать общее согласие и гармонию, я стараюсь сгладить до минимума различия мнений.

Я учитываю и поддерживаю мнения и действия коллег.

Я поддерживаю подчиненных (коллег) даже тогда, когда у меня есть свои соображения, замечания и особое мнение.

Я всегда выражаю свое позитивное отношение к другим (подчиненным, коллегам) и говорю им то, что они хотелибы услышать.

Конфликт

Я стараюсь предупредить возникновение конфликта.

Если же конфликт все-таки возник, я стараюсь погасить страсти и сплотить коллектив.

Оценка и критика

Я одобряю подчиненных.

Похвалы людям я высказываю в каждом подходящем случае.

Я избегаю давать отрицательные оценки поступкам и словам людей.

Поиск решения

Я прошу подчиненных принять свои решения и сообщить о них мне. Это позволяет мне сохранить хорошие отношения с людьми.

Я внимательно прислушаюсь к мнениям подчиненных (коллег) Даже в тех случаях, когда они противоречат моему собственному видению пути решения задачи.

Стиль 9.1

Сбор информации

Я только выслушиваю мнения и решения, факты и информацию, о которых мне сообщают. При этом я не размышляю над ними.

Когда меня просят дать информацию, я ее даю.

Отстаивание мнения

Свое мнение выражаю редко и только в пределах обычного обмена информацией.

Я стараюсь ни во что не вмешиватьсяи всегда присоединяюсь к мнениям и действиям других людей.

Я держу при себе свое мнение о действиях других людей и стараюсь не объявлять его, даже если меня просят.

Конфликт

Когда возникает конфликт, я занимаю нейтральную позицию или стараюсь держаться в стороне.

Я стараюсь вести себя так, чтобы меня ни во что не вовлекали, за исключением того, что может серьезно отразиться на моей работе.

Оценка и критика

Я делаю вид, что не замечаю чужих ошибок и промахов, за исключением тех случаев, когда эти ошибки сказываютсяна мне самым непосредственным образом.

Поиск решения

Возможность принятьрешение я всегда предоставляю другим людям.

Я вообще не принимаю решений, оставляя все так, как есть.

Стиль 5.5

Сбор информации

Я склонен принимать вещи такими, каковы они есть на самом деле, я не вникаю в их суть.

Я проверяю факты, мнения и решения подчиненных,но стараюсь в них не углубляться.

Я рассматриваю мнения и идеи других, чтобы найти приемлемую для меня постановку задачи.

Отстаивание мнения

Я высказываю свое мнение в виде предположения.

Я предлагаю людям проанализировать различные варианты

действий.

Я стараюсь сгладить разницу между своим и чужими вариантами. Мысли и чувства я выражаю в приемлемой для всех форме, стараясь никого не оскорбить.

Конфликт

В ситуации конфликта я стараюсь найти взаимоприемлемое решение.

Руководствуясь давно проверенным правилом, я рассматриваю только те проблемы, которые возникли в нынешней ситуации, а не когда-то давно.

Я стараюсь приспособиться к действиям других людей.

Оценка и критика

Действия подчиненных я оцениваю неформально, в завуалированной форме.

Я стараюсь не задеть личное и профессиональное достоинство человека.

Поиск решения

Я стараюсь найти практичное,пусть даже несовершенное,ноприемлемое для других решение.

Стиль 9.9

Сбор информации

Я собираю факты, проверяю данные, предоставленные подчиненными, оценивая их важность и объективность.

Отстаивание мнения

Я высказываю свое мнение, открыто выражаю свои убеждения и интересы.

Я до конца выслушиваюподчиненных и стараюсь понять их убеждения и действия.

Если меня убедят, я готов изменить свою позицию.

Конфликт

Я стараюсь найти корни конфликта и выяснить его причины, чтобы затем устранить их.

Оценка и критика

Поступки и действия моего подчиненного (коллеги) я оцениваю в зависимости от того, как в целом идет дело, на каком оно этапе.

Я только тогда критикую подчиненного (коллегу), когда дело полностью закончено.

Затем я ищу причины срыва, провожу разбор и инструктаж.

Я стараюсь выяснить причины промахов подчиненного и использую их при обучении.

Поиск решения

Я придаю большое значение отысканию решений наиболее важных проблем.

Для этого я объективно рассматриваю всю информацию, полученную от моих подчиненных (коллег).

Я всегда стараюсь так организовать дело, чтобы люди слышали и понимали друг друга, чтобы умели договориться между собой.

Задачи для осмысления стилей

1. Служащий (агент) отпрашивается у менеджера с работы,выдвигая уважительную причину.Что делать менеджеру: отпустить или нет?

2. Служащие опаздывают к началу рабочего дня. Как бороться с опозданиями?

3.Проведенная и законченная сделка не дала прибыли фирме, поскольку один из ее участников действовал пассивно. Стимуляция, предпринятая фирмой, не подействовала, поскольку была проведена за месяц до того, как потребовалось активное включение указанного участника сделки. Речь идет о государственном чиновнике, который получил взятку.

4. Сделка оказалась неприбыльной, поскольку не удалось удержать контакт с одним из ее участников (продавцом). Он не сдержал слова и изменил цену тогда, когда фирма уже подобрала покупателей.

Пришлось подыскивать нового продавца.

Видно, что в сделках большую роль играет договоренность о времени. От нее зависит качество сделки («красиво», «кое-как» и пр.). Выполнение договоренности влияет на результат с той и с другой стороны.

Ограничения определяются временными графиками операций с деньгами и различными бумагами.

Процедура ознакомительного занятия по стилям руководства и возможностями участников сделки уложиться в сроки, определяемые режимами работы различных учреждений.

Руководители должны уметь точно определять сроки и уметь управлять исполнением дел в срок: знать рычаги воздействия на людей, чтобы они могли ускорить, задержать или выдержать темп.

Изучение материалов и заполнение вопросника. Инструкции.

Подсчет результатов. Инструкции.

Сопоставление цифр и обсуждение различий в оценках, данных отдельными участниками занятия.

Продумывание сложных рабочих ситуаций (на грани срыва или полных неудач).

Сопоставление фрагментов ситуаций с отдельными компонентами стилей Блейка.

Поиск оптимального решения ситуации с помощью вопросника.

Занятие включает следующее:

Понятие стиля: изменчивый и устойчивый стиль.

Сопоставление понятия стиля в условиях нормальной и напряженной деятельности.

Стиль - типичное поведение в сложной ситуации.

Множество направленностей профессионала: на себя, на внешние обстоятельства, на подчиненных, на дело, на начальство, на семейные интересы и пр.

Две базовые направленности: на подчиненных, на дело.

Общие краткие характеристики каждого из пяти стилей.

Разбор каждого стиля по пяти характеристикам: обращение к подчиненным и учет мнения подчиненных, ясная формулировка собственной точки зрения, оценка и критика, поведение в конфликтной ситуации, поиск решения и принятие решения.

К пяти характеристикам руководителя, содержащихся в системе Блейка и Маутон, необходимо построить новую систему профессиональной подготовки. Кроме направленности на успешное выполнение дела и на поддержание в людях хорошего рабочего настроения, удовлетворенности своим вкладом в общее дело, направленности на создание благоприятной рабочей обстановки и отношений между людьми необходима направленность на безопасность. Она предполагает постоянный неослабевающий контроль лидера за состоянием и сосредоточенностью каждого исполнителя, за координацией и выдерживанием ритма. Подобно дирижеру лидер должен еще и вдохновлять команду своим задором и авторитетом. Здесь тем более не должно быть ни привыкания, ни снижения уровня бодрости, которая сопровождает многократное успешное исполнение. Необходим анализ сочетания стиля с реальными результатами решения задач разной сложности.

К пяти категориям, содержащимся в системе Блейка (характеру сбора информации, умению сформулировать, доказать и отстоять свою точку зрения, умению оценивать и критиковать действия другого, особенностям принятия решения), необходимо добавить еще некоторые: способность проводить подготовку к каждой ситуации, собирать и вдохновлять людей, контролировать исполнение и после каждой ситуации разбирать исполненное, извлекая новые уроки и разъясняя это исполнителям. Все это должно проводиться аккуратно и внимательно, словно впервые. Лидер должен ориентироваться на те уроки, которые он извлекал из каждого очередного исполнения. Лидер должен уметь извлечь урок из исполненного, оценить, как была выдержана каждая из указанных направленностей (здесь их можно для наглядности обозначить как оси координат), и сделать такую оценку по каждому из качеств, характеров и особенностей. Необходимо подобрать или построить методики, которые позволили бы выделить и оценивать все указанные направленности и качества. Методики не должны давать привыкания. Они должны сочетаться с профессиональными задачами. Оценки должны поддаваться объединению и переводу в некоторый итоговый общий результат.

Наши рекомендации