Лекция 5 ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 7 страница

И здесь начинается то, что именуется «культурное развитие». Культура — это набор символических кодов, и культурный код сам по себе всегда относится к Черной Луне. Это набор символов, которыми люди обмениваются друг с другом, имея в виду передать сущностное, личное содержание, относящееся к Томе.

На четвертом уровне проработки оси находятся, например, люди искусства. Что такое творец? Это не просто человек, который что-то пережил, а потом способен выразить это в символах, понятных другим людям. Здесь типична такая последовательность включений Черной и Белой Лун: сначала Тома творца, потом его Лилит, потом Лилит зрителя (читателя), потом Тома зрителя (читателя). Однако наиболее сильные произведения искусства таковы, что они вторую Лилит (потребителя искусства) отключают. Например, человек, которому очень нравится песня, обычно очень долго не может воспринять слова этой песни. Его настолько завораживают ее первые слова и мелодия, что он погружается в нее полностью и конкретного смысла слов не воспринимает.

Талант творца заключается в том, что он способен перевести оригинальное личное переживание в доступные многим людям символы; при этом он какой-то мере формирует (в частности, расширяет) символическое пространство, то есть формирует язык символов. Так, реагируя на творчество больших поэтов, меняется сам литературный язык.

А теперь я задам вам вопросы для проработки темы Лилит и Томы. Давайте подумаем, в каких областях и сферах вашей жизни преобладает Лилит и, соответственно, Тома? Подумайте в этой связи о ваших конкретных жизненных ситуациях в семье, с партнерами, когда вы один на один с другим человеком, с друзьями, с природой. Подумайте о своих взаимоотношениях с мебелью, в частности, с диваном, со стульями, с постелью. Садитесь ли вы на стул формально или неформально? И что нужно, чтобы вы неформально сели на стул? Может быть, чтобы он угрожающе заскрипел, что вот-вот развалится, и тогда вы к нему прислушаетесь? Вспомните о сексуальных отношениях, о сексуально окрашенных отношениях и о телесных проявлениях вообще, то есть об эфирном и физическом планах. Как у вас происходит трансформация Тома — Лилит, то есть процесс ритуализации, когда сущностно переживаемое явление становится для вас символом? Как это происходит: быстро, медленно, с напряжением, легко, гладко, незаметно, заметно? Много ли при этом пропадает? Подумайте, как идут у вас процессы привыкания, абстрагирования, ритуализации. Теперь у вас есть определенный угол зрения на них. Способны ли вы на обратный переход от Лилит к Томе, то есть способны ли вы свежими глазами посмотреть на то, что для вас — абстрактный символ? Например, умеете ли вы увидеть в старом знакомом совершенно новое лицо? Настроены ли вы на такое действие, то есть на переход от Лилит к Томе? Прельщают ли вас непознанные символы? Бывает ли у вас так, что какой-то неизвестный символ неодолимо манит вас к себе, хотя вы совершенно не представляете себе, что это такое? Каковы эти ситуации? Осознаете ли вы приемы, символы, схемы, с помощью которых вы разбираетесь в своих чувствах, мыслях, действиях? Работаете ли вы над этими схемами и символами? Учитываете ли вы аналогичные процессы в других людях?

Замечу здесь, что последний момент для психолога-практика имеет большое значение. Клиент приходит для того, чтобы выразить что-то сущностное — однако чаще всего у него нет для этого языка, нет адекватных выразительных средств. Он напрягается и что-то из себя выдает, однако оно совершенно не соответствует ни его проблеме, ни его состоянию. И вы должны угадать по косвенным данным, в очень малой степени полагаясь на прямой смысл его сообщения, о чем на самом деле идет речь. Умеете ли вы помогать другому человеку в этом? Для психотерапевта это, по-видимому, совершенно необходимое умение.

А теперь давайте теперь поговорим об интерпретации оси Тома — Лилит в гороскопе. Я, однако, не хотел бы, чтобы вы воспринимали материал этой лекции как полноценное астрологическое описание — это, скорее, введение в тему.

Даже те из вас, кто совершенно не знает астрологии, уже могут интерпретировать ось Тома — Лилит, созерцая, например, ее расположение по стихиям. Помните схему расположения стихий, когда внутреннему миру человека и процессам, автономно там происходящим, соответствует стихия Воды, вовлеченному бытию во внешнем мире — стихия Земли, самовыражению — стихия Огня и восприятию — Воздуха? Этот вариант интерпретации карты я называю «Психологическая астрология».

А теперь давайте посмотрим, как у нас располагается ось Тома — Лилит. Они находятся одна напротив другой, то есть если Лилит находится в знаке Воды, то тогда Тома будет обязательно находиться в знаке Земли, а если Тома стоит в знаке Огня, то Лилит — в знаке Воздуха.

Пусть, например, Тома находится в знаке Огня. Что это значит? Этот человек в момент самовыражения будет считать себя абсолютно очевидным всем, кто это самовыражение воспринимает. Он психологически в этот момент сам для себя прозрачен; он сущностен, открыт, и никакие символы, как ему кажется, ему не помогают. А если вы ему предложите какую-то схему поведения, он скажет: «Я так не могу! Я должен быть свободен!» Это очень яркая личность, но она может быть совершенно непереносима для окружающих, потому что никаких ограничителей у нее нет. Она на вас спонтанно выливается, и если вы принимаете обаяние этого человека, то он, вероятно, вас на что-то сподвигнет, например, вы пойдете успешно работать. Но если вы его самовыражения не примете, то вам будет очень плохо. Лилит в знаке Воздуха означает, что восприятие этого человека легче и естественнее всего будет идти через отработанный символизм, а сущностно, непосредственно воспринять что-либо ему очень сложно. Его сущность горит огнем, когда он выражает себя, а когда он воспринимает внешний мир, он гораздо более формален, и его внутренний мир надежно защищен. В порыве своего самовыражения он кажется очень искренним и уязвимым — но в своем восприятии этот человек совершенно иной — он открыт лишь в рамках самовыражения. Но если вы хотите на него как-то повлиять, вам нужно дать ему импульс из внешнего мира, чтобы изменился внутренний мир, правильно? А что у него в этом случае будет фильтром восприятия? Этим фильтром у него будет Лилит, или, более точно, им будет определенная символическая система, через которую этот человек будет воспринимать вас и вообще всю свою внешнюю жизнь. И в зависимости от того, как построена эта символическая система, насколько она тонка и разработана, он и будет воспринимать окружающий мир. Если Лилит не проработана и символическая система на входе примитивна, это может дать человека очень черствого, формального — особенно в том, что касается его восприятия внешнего мира. Все, что в его примитивный символизм не вмещается, он попросту не воспримет. Он будет очень формален. Но если вы через его символизм как-то просочитесь, то обнаружите, что у него во внутреннем мире ситуация гораздо мягче, чем можно подумать, если наблюдать лишь за его восприятием.

Если Лилит стоит в знаке Воды, а Тома — в знаке Земли, то человек внутри себя будет формален, во внутреннем мире он будет строить схемы, заниматься классификациями. Если он вам начнет рассказывать о себе, вы можете удивиться богатству его внутреннего мира и в то же время странному равнодушию, с которым он говорит о своей личности. И вам покажется, что это вообще человек равнодушный, черствый. Черная Луна дает инструментальность, может быть, трудолюбие, но и отделенность — в данном случае это отделенность от самого себя и тут возможны колоссальные проблемы, вплоть до душевных болезней (разумеется, для этого должны быть и другие показатели в карте, помимо Лилит в стихии Воды!). Как его лечить? Один из вариантов заключается в том, чтобы переводить его на Тому, то есть вовлекать во внешнюю деятельность. Это вообще традиционный способ лечения психических заболеваний — вовлечение человека, у которого чересчур богатый внутренний мир, в практическую работу, лучше всего связанную с физическим трудом. Здесь у него включается Тома, и он непосредственно переживает простые радости тяжелого физического труда (например, поднимается в гору или копает грядки).

Вообще чисто практически с человеком легче и в каком-то смысле безопаснее (для него) общаться в той области, где у него стоит Лилит. Там он символичен, там он формален, и его так сразу ненароком не обидишь. И, наоборот, его гораздо легче обидеть — но и порадовать — в тех областях, где у него активна Тома.

Теперь немного об аспектах. Один из самых тяжелых (для окружающих) вариантов — это соединение Солнце — Лилит (оно, кстати, было у В. И. Ульянова). Что это значит? Инициатива, воля для этого человека в первую очередь символичны — сущностно он их почти не воспринимает. Для него воля и принципиальный выбор всегда предполагают включение символического начала: он не переживает свою волю, он ее символически простраивает, отделяясь тем самым от своего сущностного состояния, и при этом может натворить все, что угодно — если у него не проработана этическая система.

С другой стороны, соединение Солнце — Лилит может дать человека искусства. На высоком уровне проработки (как Лилит, так и оси в целом) это художник, у которого любой мазок краской по холсту — символический фрагмент тонкой мозаики, в которой проявится его неповторимая сущность и индивидуальность.

А теперь рассмотрим, наоборот, соединение планеты с Томой. В соответствующих этой планете сферах этот человек будет очень сущностен. Если с Томой соединяется Меркурий, то слова этого человека будут настолько окрашены его переживаниями, что вы, может быть, окажетесь к этому совершенно не готовы — и будете потрясены. Он начнет вам что-то говорить — и вы почувствуете, что это на вас влияет, с помощью слов он передаст вам свое сущностное бытие.

Как интерпретировать соединение Тома — Марс? Чем отличается Марс от Меркурия? Марс — это работа, или энергичная речь, когда человек не болтает, а действительно работает своими словами, например, направляет вас куда-то, что-то хочет с вами сделать.Так вот, Марс в соединении с Томой даст человека, очень сущностного в своих энергичных и трудовых проявлениях.

А теперь представьте себе такую ситуацию: Солнце в карте стоит в соединении с Лилит, а в оппозиции к ним стоит Марс в соединении с Томой. Как такому человеку вообще жить, бедненькому? И каково его близким и подчиненным? Волей-неволей он будет магом и мистиком одновременно. Его воля будет направляться символическими обстоятельствами, он может спокойно покривить душой, заморочить себе голову, одно выдать за другое. А когда дело доходит до действия (Марс), и человек приступает к созданию или разрушению конкретных форм, тут вылезает наружу его сущность и говорит, что она по этому поводу думает и чувствует и какие у нее планы и инструменты. Человек с такой конфигурацией в карте может сорвать абсолютно любое дело, за которое берется, если у него не проработана ось Тома — Лилит и не проработана подчеркнутая ею оппозиция Солнце-Марс, а это задача не из легких, и если в гороскопе нет существенных смягчающих аспектов, то вероятность время от времени оказываться в психиатрической (или обычной) лечебнице у этого человека очень большая. Может быть, он будет участвовать в качестве марионетки в достаточно жестких социальных программах. На низком уровне это будет что-то разрушительное, антисоциальное, а на высоком уровне, наоборот, человек, научится балансировать на тонкой проволоке, соединяющей сущность и символизм, волю и подчинение, активность и приспособление, и создаст из самой своей жизни произведение искусства, от которого изменится мир.

Луна в соединении с Лилит. Представьте себе, что вы знакомитесь с молодой особой с таким соединением. Как вы будете ее развлекать? Как вы представляете себе ее ночной столик? Скорее всего, он будет полон всякими интересными символическими предметами. Луна — это то, где человек отдыхает, где он чувствует себя комфортно. Значит, этот человек отдыхает среди изобилия разных символов, воспринимая их, однако, абстрактно.

Венера в соединении с Черной Луной интерпретируется аналогично. У человека будет большая любовь к символам, которые для него достаточно абстрактны. Вообще это аспект человека искусства. При проработке оси Тома — Лилит это может быть человек, который очень тонко воспринимает искусство. Он любит свои символы и, поскольку Венера — планета достаточно сущностная, то так или иначе они будут просачивается в его сущность. Но в то же время ему будут свойственны противоречия между символической и эмпатической, так сказать, жизнью, поскольку будет работать оппозиция Венера — Тома, что, как правило, дает большие сложности в личной жизни и большие сложности для женской самореализации. Сущностно выразить свою любовь женщине с соединением Венера — Лилит это значит сбалансировать ее оппозицию Тома — Лилит, а это будет очень нелегко; почему — подумайте сами.

Если у мужчины стоит соединение Черная Луна-Венера, я думаю, ему будут нравиться магические женщины с разными загадочными аксессуарами.

Белая Луна — это место, где человек уязвим. Если Венера стоит в соединении Белой Луной, он очень сущностен и уязвим в своей любви. Если Венера стоит в соединении с Черной Луной, то человек прямо в любви не уязвим, он защищен своими абстрактными символами; но если он с ними неаккуратно работает, то получит возвратный удар, но не через них, а с совершенно неожиданной для него стороны.

Как интерпретировать соединение Томы с Юпитером? Оно означает, что человек будет легко покупаться на обещания добрых дядюшек, благотворителей, благородных и априорно высоких духовных учителей, он будет им сущностно раскрываться, но совершенно неизвестно, что с ним будет дальше.

Я не имею в виду прямой обман. Сущностное восприятие на то и сущностное, что оно не опосредовано символизмом. Оно означает, что человек некритично воспринимает то, что к нему пришло — он прижимает это к груди, не рассмотрев, подойдет оно ему или нет. Когда-то подойдет, когда-то не подойдет. Смотрите на аспекты в карте и, главное, на самого человека.

Всем спасибо. До свидания.

Наши рекомендации